Резюме педагога-психолога

«Резюме педагога-психолога»

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и  пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере  встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д. Поэтому наши ученики нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, я использую  песочную терапию.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения и снова строит.… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, ребенок достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку с особыми образовательными потребностями  предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями  здоровья форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами). Также не стоит забывать, что работа с песком развивает мелкую моторику у ребенка, что помогает ему в дальнейшем развитии.

Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать себя нужным для кого-то.

Задачи:

  • развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • развитие способностей к социализации;
  • снимать мышечную напряжённость;
  • помогать ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
  • развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
  • стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию;
  • соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
  • преодолевать комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
  • совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствовать расширению словарного запаса;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развитие связной речи, лексико-грамматических представлений;

Виды песочной терапии

 

  • Обучающие игры:
  • моделирование игр-сказок;
  • игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой;
  • моторики рук;
  • игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения;
  • обучение чтению и письму.

 

  • Познавательные игры:
  • игры на знакомство с окружающим миром;
  • географические игры;
  • фантастические игры;
  • исторические игры;
  • игры-экскурсии по городу.

 

  • Проективные игры используют психологи и психотерапевты. Я же в своей работе обращаюсь к обучающим и познавательным играм.

 

Условия работы с детьми

  1. Согласие и желание ребенка.
  2. Специальная подготовка психолога, его творческий подход к проведению занятий.
  3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

 

Темная сенсорная комната-мир здоровья

Еще в своей работе я активно использую учебно-методическое пособие «Темная сенсорная комната-мир здоровья». Дети очень любят посещать занятия в сенсорной комнате, которые наполнены загадочностью и волшебством. Обучающимся очень нравятся релаксационные занятия, сопровождающиеся расслабляющей музыкой, активные упражнения в сухом бассейне и на  «тропе здоровья».

Работа в полифункциональной интерактивной среде темной сенсорной комнаты организуется в следующих направлениях:

  • использование стимулирующих упражнений, активизирующих и развивающих у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста сенсорные функции: зрительное и слуховое восприятие, осязание и пространственное восприятие;
  •  

3

непосредственное общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, его самооценки и становления его как личности;

 

  • релаксационные тренинги для детей, подростков и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.

Программа занятий в темной сенсорной комнате определяется возрастом занимающихся в ней, особенностями их сенсомоторного, интеллектуального развития, потребностями в психологической коррекции.

Модуль для составления программы занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты может быть представлен следующим образом:

  • адресная группа участников занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты (характеристика группы);
  • направления общеразвивающей, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической или психотерапевтической работы исходя из индивидуально-типологических особенностей каждого участника занятий или типологии группы участников занятий;
  • описание оборудования и материалов для темной сенсорной комнаты в соответствии с задачами работы с адресной группой участников занятий;
  • ключевые понятия, отражающие цель, содержание и специфику обшеразвивающей, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической и психотерапевтической работы;
  • игровые и психотерапевтические технологии общеразвивающей, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической работы с адресной группой участников занятий;
  • последовательность, структура и план занятий;
  • предполагаемые достижения, прогнозируемый коррекционно-развивающий и оздоровительный эффект занятий исходя из индивидуально-типологических особенностей участников группы.

Программа развивающих и коррекционных занятий с детьми, подростками или взрослыми, независимо от ее содержания, в условиях темной сенсорной комнаты предполагает не столько знакомство детей с интерактивным оборудованием, сколько непосредственное привлечение их к активному участию в сенсорно – перцептивной, моделирующей и речевой деятельности. Это способствует развитию инициативы, творческой активности, воображения, формирует чувство самоценности и самодостаточности ребенка.

 

 

Литература:

 

  1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Практикум по креативной терапии. [Текст] -  СПб., 2003г.- 400 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Практикум по песочной терапии. [Текст] -  СПб., 2002г. - 224 с.
  3. Штейнхардт, Л. Юнгианская песочная психотерапия. [Текст]- СПб., 2001г. - 320 с.
  4. Юнг, К. Г. Архетип и символ. [Текст]- М., 1991г.- 284с.
  5. Юнг, К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. - М., 1996г. - 269 с.
  6. Учебно-методическое пособие «Темная сенсорная комната-мир здоровья», СПб., 2011г. ЦДК проф. Л.Б.Баряева.