Доклад по теме « Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса в в условиях ФГОС».

Монгуш Анаймаа Дуктуговна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса в в условиях ФГОС».

Слайд 2

Виды внеурочной деятельности игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; 13.5.13

Слайд 3

Направление внеурочной деятельности: Спортивно-оздоровительное. Художественно-эстетическое Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное 13.5.13

Слайд 4

Эстетическое (от греч. – чувствующий). Цель его я озвучу так: «Хочу познать мир прекрасного». Задача эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности человека.

Слайд 5

Стержневой основой в системе эстетического воспитания можно считать искусство: музыку, архитектуру скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно-прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Слайд 6

формы организации эстетической деятельности: кружки музыкального искусства, хорового пения, художественного творчества, прикладного искусства; кружки технического творчества, домашних ремесел посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре, художественные акции школьников в окружающем школу социуме

Слайд 7

Формы проведения занятий. Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально. Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами. Практическое занятие , на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов. Занятие – репетиция, на которой дети отрабатывают концертные номера, Игра-конкурс, где дети через игру осваивают музыкальную грамоту, развивают музыкальный слух. Выездное занятие – посещение концертов, фестивалей, праздников.

Слайд 8

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности, приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и почувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия. Эффект – это последствие результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Слайд 9

Формы проведения занятий. Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально. Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами. Практическое занятие , на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов. Занятие – репетиция, на которой дети отрабатывают концертные номера, Игра-конкурс, где дети через игру осваивают музыкальную грамоту, развивают музыкальный слух. Выездное занятие – посещение концертов, фестивалей, праздников.

Слайд 11

Хоровой коллектив « Радость» Ансамбль девочек

Слайд 12

Республиканский конкурс « Салют Победы!»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательое учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Ак-Довурак Республики Тыва

Доклад

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки»

Монгуш Анаймаа Дуктуговна

учитель первой категории.

г. Ак-Довурак-2018г

Доклад

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки».

Каждый из нас учителей, уверен, что занимается самым важным делом – приобщением искусству, а искусство, все знают, категория необходимая.

Говоря учащимся о последней роли искусства  в их жизни, мы чаще декларируем  это понятие, навязывая его воспитанникам, но  нежели действительно раскрываем его на содержательном уровне. Более того, мы и сами не всегда четко представляем себе, на чем основан тезис о нужности и незаменнимости искусства в нашей жизни. Вместе с тем мы должны это хорошо знать и уметь донести наше знание до каждого ученика.

Встреча с исуксством всегда приносит человеку радость. Счастлив бывает тот,  кто прикоснется к этой радости в детстве, бережно пронеся её через всю свою жизнь. И огромная заслуга здесь будет принадлежать тому, кто  подарит ребенку эту встречу, Как важно, чтобы в такой ответственный момент рядом с учеником оказался опытный педагог, учитывающий возрастные особенности своего младшего друга, понимающий его детскую душу.

 Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста,

Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей.

Знакомство с музыкой и музыкальной грамотой идёт параллельно. В этот период ребёнок может  усвоить  и запомнить  большое количество всевозможных названий, понятий, инностранных слов и их значений, что порой утомляет, пугает и отталкивает ученика от занятий.

Чтобы добиться интереса учащегося к занятиям, можно в том случае, если уроки будут яркими, содержательными, наполненными образными сравнениями, примерами. Но одного интереса мало, тем более в таком деле, которое кроме ума, воли, требует ещё и большой эмоциональной отдачи.

И поэтому каждый учитель ставит для себя задачу. И главной задачей является развитие творческих способностей (активность) детей во всех видах музыкальной деятельности.

Дети очень любят придумывать, комбинировать, что-то создавать, импровизировать. Многие музыкальные произведения дают возможность проявить себя творчески в движениях, музицировать на музыкальных инструментах, инсценировках песен. Некоторые произведения специально созданы для стимулирования музыкально-игрового творчества помогают различные творческие задания, развивающие способность к импровизациям.

Музыкальное лото.

Играющим раздаются карточки с изображением 2-3 картинок ( на картинках могут быть нарисованы: зайчик, белка, цыпленок, машина, пароход, картины природы и т.д.). Картинки – дубликаты находятся у ведущего.

Ход игры: ребенок, выбравший одну, две карточки должен сочинить по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст из одной, двух, трех строчек. Ведущий читает текст.

     Рыжий маленький зверек

     По деревьям прыг да скок.

Ребенок, у которого на карточке  оказался рисунок белочки, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущего карточк3у-дубликат и закрывает на карточке белочку. Затем ведущий читает следующий текст на новой картинке, игра продолжается. Если же у ребенка не получилось ни мелодии, ни ритма, ведущий оставляет картинку-дубликат у себя, а игра продолжается дальше.

Дети быстро запоминают тексты и вскоре могут играть в игру самостоятельно, без участия взрослого. Здесь уже можно ввести правилаигры: кто первый закроет карточку ( не менее двух картинок). Тот становится ведущим. Стишки-попевки можно взять из детских песенников, стихов.

Например: утром на опушке

                    Квакали – лягушки

Кто я.

Игру можно проводить с детьми любого возраста. Она не требует специальной подготовки: играть можно в дороге, на прогулке, дома, в гостях.

Взрослый или кто-тло из детей жестом, мимикой, звуком изображают что-то или кого-то. Например: поед, машину, чайник, дерево, собаку,цыпленка, доброго волшебника. Муху-цокотуху, самовар- это зависит от выдумки играющего. Детям предлагают отгадать изображенный предмет. После правильногоответа следует спросить, как ребёнок  догодался и узнал то, что изображалось.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №1 г. Ак-Довурака имени. Тамдын-оол С.С. Героя социалистического труда.

Доклад

«Детский хор».

                                        г. Ак-Довурак-2017 г

Что такое звук?

            Звук –это  вибрация , которая оказывает  влияние на любой  предмет живой организм , в том числе и человеческий.

Умение различать эти особенности  или как говорят педагоги , свойства  звука составляет основу развития  музыкальных способностей.

Длительность звука и чувство ритма.

        Из высоких и низких  звуков складывается мелодия , выразительность  которых  придают  динамические оттенки.

              В музыке  мы  можем услышать такую же ритмичность: длинные, короткие, средние по длительности  звук  равномерно, упорядоченно чередуются, образуя красочные ритмические рисунки.

              Длительность – одна  из важных особенностей звука. Чередование  звуков различной длительности образует ритмический рисунок. Чтобы научить  детей в начале надо  предложить заполнить их вид, название  и счет. Они бывают разные: целая, половинная, четвертная, восьмая.

Предложите  ребенку  запомнить, как  пишутся длительности. Четвертная  и половинная пишется так   или так: ( показать карточки). Восьмые  ноты записываются так или так  (показ карточки)  словно держат друг  друга  за  руки.    Если  вашим  детям  трудно понять и запомнить  название длительностей, можно использовать условные знаки. Например так: О   оо, О   оо,

       Вместо счета можно применить слоги  как «шаг» или  «та» - для длинного , «ти»- короткого звука. После этого поиграйте с ребятами в игры  «Прогулка», «Небо синее», «Месяц май».

Если на уроке мы изучали  знаки альтерации, ноты , длительности, паузы можно применить такую игру. « Найти  знак». Мы нарисуем на ватмане  изученные знаки и задаем вопрос. «Найдите знак реприза? Знак повторения?».  Если ребята знают , то угадают.

Мелодия.

         Греческое  слово «мелодия» означает «пение», «напев». Мелодию  можно напеть  или сыграть на каком – ни будь музыкальном инструменте. Мелодия лежит в основе любого музыкального произведения. Она является ,как часто говорят, душой музыки. Благодаря  мелодии музыка способна передать любые  наши переживания и чувства. Мелодия всегда имеет тот или иной ритм. Ритмом называется чередование звуков, различных  по длительности и силе звучания. Короткие звуки сменяются более длинными , протяжными , слабые- сильными.

            Из чего складывается  мелодия ?. Из семи основных звуков лада. Все семь звуков лада могут быть повышены или понижены на полтона. Чтобы обозначить в нотной записи эти повышения и  понижения звуков , к ним прибавляются  знаки альтерации. Основных знаков альтерации три. Диез- знак       . Бемоль- знак        . Бекар- знак      . Диез(#) повышает   звук на половину тона. Полтона- это самое короткое расстояние(интервал) между двумя звуками. Бемоль (b)- понижает звук  на полтона. Бекар (        )- знака отказа от ранее написанного диеза или бемоля.

Знаки альтерации.

Знаки альтерации        Все знаки альтерации

Звуки изменяют        Надо знать

Диезы повышают        Сколько их

Бемоли понижают.        Ты сосчитай

Перед нотой знак #        Дубль, диез

Что он означает        Вот что означает

На полтона эту ноту.        Этот знак на целый тон

Диез повышает.        Ноту  повышает.

Задание- игра. Дорисуй и придумай на что похожи диез и дубль- диез.

Как узнать где полутон

Где найти нам целый тон

Изучи клавиатуру

И открой такой закон.           Т Т П Т ТТ П

Задание: «Учись  повышать нотки». «Обведи # красным  цветом и сыграй все звуки подряд. Получится хроматическая гамма , которая состоит из полутонов.

        Для чего состоит b                                            два бемоля- дубль  бемоль

        Музыканты знают                                            вот что означает

       Все b на полтона                                        этот знак на целый  тон

         Ноты  понижают                                              ноту понижает

        Если этот знак встречаем

        То диезы и бемоли

                                             Дубль-# и дубль –b.

                                             Все мы отменяем.



Предварительный просмотр:

Опыт работы учителя музыки

МБОУ СОШ№1 г. Ак-Довурак

Монгуш  Анаймаа Дуктуговны

«Учитель музыки всегда должен помнить,

что если скука нетерпима на любом школьном уроке,

 то трижды она нетерпима на уроке музыки» .

Д.Б. Кабалевский

      Музыка в школе - это как одно из средств воспитания школьника. Уроки музыки – это в большой степени уроки жизни.  На уроках музыки, я уверенна, каждый педагог стремится, во что бы то ни стало «достучаться» до детской души, заставить ребят задуматься о противоречиях жизни, заглянуть в себя.

     Преподавание музыки надо рассматривать во всем объёме её существования как вида искусства, включающего в себя все виды музыкально-творческой деятельности, связанные с единством деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Основой преподавания музыки является её длительное освоение, на первый план выходит опыт творческой деятельности.

        Самым главным принципом в своей работе считаю развитие и раскрытие творческого потенциала ученика, умение передать свои знания им, разбудить в них добрые, искренние чувства, воспитывать и обучать, исходя из их запросов и интересов.

      В настоящее время в центре внимания передового сообщества отечественных педагогов-музыкантов находится новая государственная стратегия развития общего музыкального образования, предполагающая пересмотр его содержания с позиции системно-деятельностного подхода.

     В соответствии с этим, одной из актуальных проблем педагогики музыкального образования становится творческое развитие личности учащегося.

Новые образовательные стандарты также заставляют размышлять нас о месте творческого начала в жизни современной школы.

Приоритетами учебного предмета « Музыка» являются:

  • Эмоционально-целостная деятельность - личностное, эмоционально-прочувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах музыкальной деятельности под руководством учителя.
  • Познавательная деятельность- наблюдение, выявление интонационной основы изучаемых музыкальных произведений, импровизация и сочинение и тд.
  • Информационно-коммуникативная деятельность - адекватное восприятие и переживание эмоционально-смыслового содержания музыки, освоение знаний о музыкальном искусстве, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, использование различных источников информации.
  • Рефлексивная деятельность- оценивание процесса и результата собственной деятельности и деятельности других товарищей, осознанное определение сферы своих музыкальных интересов и возможностей.

Каждый из этих видов деятельности имеет своё  развитие, т.е. постепенное и последовательное усложнение материала и навыков освоения.

Все виды музыкальной деятельности, которые\ использую в своей работе направлены на осознание учащимися языка музыкального искусства и протекают как творчески познавательный процесс, в ходе которого раскрываются возможности ребёнка, проявляется его творческая активность.

Моя система работы направлена на творческое развитие, т.е. развитие музыкальности, комплекса музыкальных способностей учащихся и их творческой активности. Комплекс музыкальных способностей включает в себя эмоциональную отзывчивость на музыку и познавательные музыкальные способности, творческое мышление и воображение, музыкальную память. В начальных классах мы вместе с учениками учимся воспринимать доступную их возрасту народную, классическую и современную музыку классического направления. На основе этого происходит воспитание у ребят глубоких нравственных чувств, умение сопереживать эмоционально-образному содержанию музыкальных произведений. Для поддержания устойчивого интереса к музыке я применяю нетрадиционные формы обучения: урок-игра, урок-путешествие, урок-викторина, урок-экскурсия, урок-кроссворд, интегрированные уроки.

   В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютер или компьютерный класс. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения.

И в своей работе я стараюсь применять ИКТ  просматривать фрагменты произведений видеозаписи, видеофильмы, презентации урока, слушание музыки. Многие считают, что использование компьютера возможно на «технических» предметах, например, на физике, математике, химии и т. д.. На мой взгляд, использование компьютера возможно на любом уроке, а особенно на уроке  музыки. Музыка и компьютер – совершенно совместимые вещи. Применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей к нашим урокам.

  Таким образом, использование компьютера очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

Исходя из требований новых стандартов, при анализе тем уроков данной программы я отметила, что во всех классах прослеживаются основы музыкальной культуры. Пройдя весь цикл уроков музыки, учащиеся, несомненно, приобретут опыт музыкально-творческой деятельности. Ведь слушание музыки дает возможность увидеть музыку в своем воображении.           Самым главным в своей педагогической работе считаю вокальную работу. Сама очень люблю петь. Уроки, особенно в младших классах, начинаю с вокальных приветствий. Благодаря этому, дети плавно переходят от всех предметов, которые были до меня, в мой урок. Я уверена, что вокально-хоровая работа, как любая исполнительская деятельность - это необходимость развивать умение вслушиваться в чужое и собственное исполнение.

Хоровое пение- это хорошо знакомый вид музицирования. Как известно, задатками музыкальных способностей обладает большинство детей. Однако уровень музыкально-певческих данных у детей весьма разный. Мы говорим о выразительном, красивом пении, если ребёнок поёт звонким, лёгким, естественным звуком, интонационно правильно.

Поэтому моя главная задача – развивать у учащихся вокальный слух и слух звуковысотный одновременно, что осуществляется на разнообразном певческом материале. Вокально-хоровые навыки формируются постепенно.

Детям интересно послушать произведение в исполнении преподавателя и самому самостоятельно попробовать исполнить произведение.

  А также главным на уроке музыки считаю, применение   здоровьесберегающих технологий. На своих уроках включаю физкультминутки, движения под музыку.

В процессе работы большое внимание уделяется разнообразным заданиям, связанным с метро – ритмом: различные виды ходьбы, выставление ноги на пятку или на носок, хлопки и т.д.

     Песенное творчество представляет собой импровизацию детьми попевок, несложных мотивов, которые сопровождают их игры, выражают удивление, радость, сожаление. Песни разучиваем по фразам, поем по рядам, по цепочке.

Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности. Вот некоторые музыкально-творческие приемы, которые использую на своих уроках.

  • Импровизация.
  • Иллюстрации к музыкальным произведениям.
  • Перевод музыки на язык другого вида искусства.
  • Сочинение ритмических рисунков.
  • Урок-игра.

     Кроме всех перечисленных выше видов музыкальной деятельности, в то же время развлекательную легкую музыку, знакомлю с ней в самых лучших записях, в исполнении лучших музыкантов. И на этих образцах я хочу так сформировать их музыкальный вкус, воспитать в них такую музыкальную культуру, которая поможет им самим отличить хорошее от плохого в "легкой" музыке так же, как и в музыке "серьезной". Если это удастся – я буду считать, что труды мои не пропали даром.

    Мои учащиеся принимают активное участие  во всех запланированных мероприятиях, конкурсах, и показывают хорошие  результаты.



Предварительный просмотр:

Тема: Динамические оттенки.

Цели и задачи урока: развивать музыкальный слух, развивать  у учащихся умение различать разные по силе звука,   учить и дать понятие о силе звука, воспитывать любовь к музыке.

Оборудование: баян, игрушка, синтезатор, компьютер, экран.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Рада вас, ребята, видеть.

И приветствовать сейчас.

Дети: И мы рады, очень рады!

Здравствуйте,  учитель наш!

Садитесь. Ребята посмотрите, пожалуйста, на экран. Какую тему приготовила нам Синеглазка?  Правильно Синеглазка нам приготовила тему : «Динамические оттенки». Сегодня, я хочу вас познакомить  с самым главным  понятием в музыке Динамика или Динамические оттенки.

  1. Изучение новой темы.

Тихий и громкий звук конечно, никогда не спутаешь. Если внимательно прислушаться к звучанию человеческой речи, можно заметить, что она богата динамическими оттенками. Динамика в переводе с греческогоозначает сила, силовой. Благодаря оттенкам, наша речь становиться более красочной, богатой. Мы же с вами никогда не говорим только громко и тихо. Одно и то же слово можно сказать очень громко, умеренно громко, чуть тише, тихо или шепотом, еле слышно. Сила голоса будет зависеть от того, какое значение имеет для нас сказанное, что и кому мы хотели сообщить.  Динамические оттенки в музыкальной речи – это своеобразные музыкальные краски, которые, раскрашивая мелодию в разные цвета, заставляют звучать ее более выразительно.

  В музыке имеются особые обозначения разных по силе звуков. И так работайте, пожалуйста, вместе со мной. Громкое звучание называется форте. Обозначается знаком f. Тихое – пиано. Обозначается знаком Р .Умеренно громко – mf (меццо- форте).Очень громко ff (фортиссимо). Внезапно громко sf (сфорцандо). Чуть тише – меццо- пиано mp. Очень тихо – pp – пианиссимо. Вот основные динамические оттенки.

   Кстати, от слияния двух слов форте и пиано – произошло название известного всем клавишного инструмента фортепиано.  

3.Повторение.

А) Повторить выученные песни. (2-3)

Б) Выбрать песню и исполнить. Куплеты- умеренно громко, припев – громко.

В) Мини- диктант ( целая, восьмая, половинная, 16, четвертная).

4. Игра «Найди игрушку?»

Цель игры: найти спрятанную игрушку  под музыку. Если ученик правильно угадывает музыка -  усиливается, если не правильно – затихает.

5. Закрепление. «Сказка про кота».

Хотите, расскажу я вам сказку про кота? Тогда слушайте, каким он был и что с ним приключилось.

Жил кот Василий.  Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо он всегда ходил.

Громко, настойчиво кушать просил,

Да чуть тише на печке храпел

Вот вам и все, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой,

Будто затеял с мышами он бой.

громко крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились:

- ох, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут умеренно громко воскликнул кот: «Брысь!»

И врассыпную они понеслись.

( а на самом деле в то время, когда наш кот Василий спал, происходил вот  что.)

Мыши тихо вышли из норки

Громко хрустя, съели хлебные корки.

Потом чуть потише смеялись над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, очень громко чихнул,

К стене повернулся и снова заснул

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались.

      Вот и вся сказка.

А теперь вопрос ребята, каким был кот Василий? Правильно. Был лентяем и  лодырем. А что он больше всего любил. Он любил только спать и кушать. Молодцы. Среди вас, надеюсь, нет таких ребят. Мы должны быть трудолюбивыми, послушными и конечно,   хорошо учиться.   Сейчас вам вот такое задание. Вы должны внимательно прочитать и заменить слова на обозначение. Например вместо слова очень тихо –  пианиссимо или поставить  знак.( работа в тетрадях).

6. Итог. Домашнее задание.

А теперь внимание домашнее задание. К следующему уроку сделайте, пожалуйста,  карточки с обозначением динамических оттенков.   Очень хорошо работали (Ф.И.) им я ставлю 5.

Очень приятно было сегодня с вами поработать. Спасибо вам за урок. Урок окончен, до свидания!

Звучит музыка!

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Ак-Довурак.

Ф. Монгуш

И. Анаймаа

О. Дуктуговна.

Учитель музыки I категории

Стаж: 16 лет

        Ак-Довурак 2018 г.