Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей сотрудниками ГБОУ ЦПМСС Выборгского района в 2014-2015учебном году.

Куликова Ирина Иосифовна

Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей сотрудниками ГБОУ ЦПМСС Выборгского района

в 2014-2015 учебном году.

Педагог-психолог И.И.Куликова

Санкт-Петербургский

государственный академический

художественный лицей им. Б.В.Иогансона

при Российской академии художеств

 

Одаренность человека — это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли

и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать все необходимое,

чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности».

Сегодня разработана и действует президентская программа «Дети России», в которой есть раздел «Одаренные дети». На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создаются различные типы  учебных заведений, учитывающие разные потребности ребенка и общества, осуществляется подготовка педагогических и научных кадров для работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми должна сложиться в концепции, охватывающие все виды одаренности; в непрерывные педагогические процессы, пронизывающие все ступени роста ребенка от дошкольного детства до высшего образования.

Современное обучение в наших школах ориентировано на среднего ученика, и новые изменения, происходящие в школе, в наши дни, выдвигают и акцентируют проблему дифференцированного обучения. Поэтому с новой силой ставятся вопросы изучения природы детской одаренности, механизмов ее формирования, условий развития, с учетом современных знаний и специальных исследований в данной области.

Одним из направлений деятельности психологической службы ППМС – центров является организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

Кроме того, специалистами ППМС-центров в ряде районов города реализуется образовательная программа «Одаренные дети», направленная на реализацию одной из приоритетных задач современного общества: создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей в соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, среди задач модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития определила «…создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи…». Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа» указывает на необходимость развития механизмов выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей.

Также к нормативным основаниям формирования программы по выявлению и сопровождению одаренных детей можно отнести:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

  • Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ, приказ № 827 от 03.04.2012 г).

  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Особенности и трудности развития одаренного ребенка выступают причиной осложнений в процессе его социального развития, что требует организации специальной работы с данной категорией детей. Значительными потенциалами в решении этой проблемы обладает социально-педагогическое сопровождение одаренных детей. Анализ литературных источников по проблеме приводит к выводу, что трудности в общении в значительной мере связаны с особенностями личности одаренных. Представленные особенности развития одаренного ребенка говорят о необходимости специально организованной деятельности, дающей возможность развивать его способности и

учитывать специфику развития, позволяя решать возрастные задачи и предупреждая осложнения в социальном развитии такого ребенка.

Социальное развитие определяется умением общаться со сверстниками и взрослыми, знанием основных правил общения; хорошей ориентацией не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способностью управлять своим поведением (дети знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); стремлением быть хорошими, первыми; чутким реагированием на изменение отношения, настроения взрослых. Развитие ребенка определяется не только общением со взрослыми. У него постоянно возникает потребность общения со сверстниками и возрастает число контактов с ними. Контакты со сверстниками способствуют формированию осознания своего положения в их среде и формированию личности ребенка. Значительными потенциалами в решении перечисленных задач обладает социально - педагогическое сопровождение одаренных детей, способствующее созданию условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения в рамках объективно данной педагогической среды.

Добровольцы – дети, которые добровольно выявляют желание заниматься безвозмездной общественной деятельностью – и есть выявленные одаренные дети в коммуникативной и духовно-ценностной деятельности.

Поскольку мы считаем детей, принимающих активное участие в добровольческом движении коммуникативно и духовно-ценностно одаренными, задача выявления таких детей в ЦПМСС практически решена. В 2014 году были заключены ряд договоров между ГБОУ ЦПМСС и ГБОУ Выборгского района, принимающих участие в добровольческом движении (ГБОУ№№ 101, 123, 463, 124, 117, 65). Работа по выявлению социальной активности у подростков посредством добровольческой деятельности осуществлялась во взаимодействии с социальными педагогами школ Выборгского района совместно с педагогами-психологами ГБОУ ЦПМСС. Также происходило наблюдение за подростками и беседы с ними с целью выявления знания о нравственных ценностях, организаторских и лидерских способностях, проведение мероприятий с целью формированию социальной активности у подростков.

С целью содействия в выявлении, поддержке и развитии коммуникативно и духовно - нравственно одаренных детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья, развития духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей специалистами ГБОУ ЦПМСС Выборгского района педагогами-психологами И. И. Куликовой, А. С. Шмориной в 2015 году была создана Учебная программа «Программа второго года обучения: развитие коммуникативной и духовно - ценностной одаренности «На шаг впереди!» (пролонгированная программа обучения подростков-добровольцев).

Программа подготовлена с учетом современных требований, предъявляемых к образовательному процессу, а также потребностей российского общества и

предназначена для работы с подростками в образовательных учреждениях, детско-подростковых клубах, досуговых Центрах, учреждений внешкольного образования по проблеме развития коммуникативной и духовно-ценностной одарённости подростков.

На современном этапе общества для развития коммуникабельной, инициативной и конкурентно способной личности подростка возникла потребность формирования у него социальной активности с помощью добровольческой организации. Это необходимо в связи с тем, что нарушены принципы позитивного развития личности ребенка, которые влияют на формирование нравственных ценностей и в дальнейшем, будет носить антисоциальную направленность.

В связи с этим программа «На шаг впереди!» дает возможность решить такие задачи как развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции, преодоление стресса в экстремальных ситуациях, формирование коммуникативных навыков у учащихся в возрасте от 14 до 17 лет, а также позволяет создать условия для проявления социальной активности, развития креативности у подростков, создать условия для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей.

Для решения выше поставленных задач разработанная «Программа второго года обучения: развитие коммуникативной и духовно-ценностной одаренности «На шаг впереди!» была апробирована на базе ГБОУ СОШ №463 Выборгского района среди учащихся восьмого класса, по итогам реализации учащиеся получили представления об умении адекватно вести себя в разнообразных школьных ситуациях, отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению сверстников, что в дальнейшем поможет им в течение всего жизненного пути.

Разработанная программа предполагает чтение лекций, проведение практических занятий, тренингов, моделирование ситуаций, демонстрацию слайдов и учебных фильмов. Ведущей формой работы являются тренинги.

Невнимание, неумение слушать, боязнь высказывания собственного мнения при аудитории, недостаточно развитая вербальная и невербальная коммуникация, трудность в общении, - вот те из немногих проблем, которые стоят перед современным старшеклассником.

Программа второго года обучения «На шаг впереди!» включает в себя ряд ролевых игр, которые не только помогают развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяет корректировать возникающие проблемы и трудности общения. В игре происходит не только формирование коммуникативных способностей, но еще и проецирование их на созданные имитационные условия существующего в реальном мире общения.

Понимание людьми друг друга – это одна из острейших проблем взаимоотношений, которая возникает на протяжении всей жизни человека.

Игра помогает подростку выстроить систему взаимоотношений, межличностного взаимодействия, проявить свои лидерские умения. Опыт подчинения и руководства в игре может воспитывать у подростков способность к самостоятельным решениям, к отстаиванию собственного мнения, поможет в некоторых ситуациях противостоять внушению и подавлению.

Учитывая, то, что умение донести до другого человека необходимую информацию это сложный и многоструктурный процесс, мы постарались разработать занятия таким образом, чтобы учащиеся преодолевали различные сложности и сталкивались с коммуникативными барьерами, непониманием со стороны окружающих. А поскольку, игровая ситуация заранее продумана и сконструирована, то задача будет достигнута, благодаря гибкости общения и коммуникации.

Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия — они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой.

К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны ответное негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и вне меньшей степени их учителей. Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом одаренности лицом к школе.

Также в работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей: возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, а с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.

Изучив публикации педагогов, психологов, научных работников по материалам СМИ по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что одаренность как научная проблема существует более 100 лет, но в последние годы в России происходит активное освоение этого понятия в практической работе педагогов и психологов. Выявление, поддержка, адресная помощь и развитие одаренных в различных областях знаний и творчества детей являются сегодня приоритетным направлением в сфере образования.