статья Арт-терапия
Цель данной статьи - провести теоретический и практический анализ использования элементов арт - терапии как одного из методов инновационных технологий.
Современные технологии обучения и воспитания, ориентированные на укрепление здоровья должны строиться на стимулировании, прежде всего положительных чувств: успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель данной статьи - провести теоретический и практический анализ использования элементов арт - терапии как одного из методов инновационных технологий.
Современные технологии обучения и воспитания, ориентированные на укрепление здоровья должны строиться на стимулировании, прежде всего положительных чувств: успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности.
В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
О положительном влиянии искусства на развитие ребенка указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей.
Арт-терапия - это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения; использует такие средства как изо-терапию, музыкотерапию, драмотерапию и др.
Методы арт-терапии помогают справиться с тревожностью, агрессивностью, страхами и др. негативными состояниями.
Школьная среда способствует созданию социально-психологических условий для успешного обучения, но сложность программ и загруженность могут стать предпосылками для появления "психологически неблагополучных" школьников.
Арт-терапевтическая работа в школе позволяет повысить значимость проблемы психологического здоровья учащихся и способствует лучшему пониманию их потребностей педагогами.
Цель арт-терапевтических уроков– не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии.
Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.
Арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие педагогические задачи :
- воспитательные (учат сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми);
- коррекционные (корректируется образ «я», улучшается самооценка, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми);
- психотерапевтические (ощущение психологического комфорта, радости, успеха);
- диагностические (позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребёнка, узнать его интересы, ценности, выявить проблемы, подлежащие коррекции);
- развивающие (обретается опыт новых форм деятельности, саморегуляция чувств и поведения).
Основные принципы арт-терапевтических занятий:
*поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ "Я";
*говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;
*отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;
*не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
*не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;
*применять и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества;
*не утомлять занятиями;
*использовать определенный ритуал занятия.
Примерный список основных правил:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
5. Все должны чувствовать себя комфортно.
6. Все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным — если иного решения не было принято.
А почему именно арт-терапия?
Во-первых, рисунок позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы человека.
Во-вторых, уже сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитие ребёнка, и в этом процессе "ведущий” сам ребёнок.
В-третьих, при рисовании у ребёнка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания), производственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера.
В-четвёртых, рисование стимулирует развитие левого, образного полушария головного мозга ребёнка (следовательно, и образного мышления).
В-пятых, возможность показать плоды своего труда другим (например, вывесить рисунок на стену для всеобщего обозрения) наполняет душу ребёнка положительными эмоциями через осознание своего творчества, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счёте, за себя как автора.
Таким образом, арт-терапия дополнительно способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру, развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие.
В свою очередь использование технологии «арт-терапии» (рисунок и рисование) позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
В ходе своей работы я убедилась в результативности и несомненной пользе применения арттерапевтических приемов в работе с детьми в начальной школе:
1. устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз), появляется демократизм отношений;
2. у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
3. воспитывается чувство коллективизма;
4. отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);
5. на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
6. создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
7. стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
8. формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
9. идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
10. уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.