Здоровьесберегающие технологии в школе
Здоровье нации зависит от здоровья детей. Здоровьсберегающие технологии позволяют сохранить здоровье детей во время 11 лет обучения в школе.В статье описываются 10 правил здоровьесберегающей технологии. Их знание позволит учителям организовать процесс обучения так, чтобы не увеличивалось число заболеваний у наших учеников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии.
"Здоровьесберегающие технологии" интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.
Комментируя это определение, напомним, что задача школы не "дотянуть ' ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выглядит так:
1) осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;
2) признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;
3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций);
4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.
Наверх
Десять великих секретов здоровьесберегающей технологии
Они были вырублены маленькими-маленькими буквами на большом-большом камне в горах Тибета, где автор случайно обнаружил их, когда путешествовал в поисках смысла жизни. Надпись сливалась с пейзажем, подтверждая тем самым свою гармонию с природой и свое доисторическое происхождение.
Секреты чудом сохранились - вот они.
1. Секрет доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому для кого что-то делается. Можно назвать это «добрым началом», можно говорить об «идее добра», которая должна пронизывать все свершения. И «доброжелательность», и «добродушие», и «добросердечность» - все, чего так не хватает в нашей современной жизни и недостает в большинстве школ, происходит от корня «добро». Попробуем отказаться от декларативности («Мы все работаем на благо людей!») и дарить свою доброту не абстрактным «учащимся», а вполне конкретным Петям, Олям, Колям и Сашам, чтобы они почувствовали, что о них думают, об их интересах заботятся, и сами стали дарить добро окружающим их людям.
2. Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Этот навык - находить поводы и причины для радости - сродни способности восхищаться чем-то в других людях (и в себе самих!), но не манипулируя («Ах, какой вы грациозный и стройный, при полутора метрах роста и ста килограммах веса!»), а искренне и умело находя то, что действительно заслуживает одобрения или восхищения. Это необходимое качество для педагога, разделяющего идеи «позитивной» и здоровьесберегающей педагогики. Находить поводы для радости можно всегда, как бы ни была трудна жизнь. Более того, чем она труднее, тем важнее расцветить ее яркими красками - это один из принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. «Школа радости» - это не только одна из моделей организации образовательного пространства с очевидным здоровьесберегающим результатом, но и замечательная психолого-педагогическая программа воспитания.
3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства - в профессионализме всех работающих в школе педагогов. Пускай не всех (будем реалистичны!), но больше части, которая способна создать «критическую массу» компетентности. Поэтому вложение средств в подготовку кадров, повышение профессионализма учителей (в развитие персонала, как говорят на Западе) - самая мудрая стратегия серьезного руководителя. Тогда неизбежно будет формироваться то пространство грамотной заботы о здоровье, работая в котором невозможно оставаться грубым, авторитарным, безразличным, незаинтересованным.
4. Секрет результативности здоровьесберегающих технологий - в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии (а материальное приложится!).
5. Секрет соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном отслеживании поучаемых результатов. Лучше, если этот мониторинг будет независимым, проведенным специалистом «со стороны». Оценка «дела рук своих» не может быть объективной даже при самых благих намерениях - механизмы психологической защиты вносят свои коррективы.
6. Секрет технологичности - в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии. Иначе под ЗОТ в одной школе будет пониматься сочетание фитобара и стоматологического кабинета, в другой - «конторок» в классах и «шведских» стенок в рекреациях, в третьей - введение уроков валеологии и ставки психолога-консультанта. Все это хорошо даже в отдельности, но не может обозначаться как технология, а поэтому и заметных результатов ожидать от таких разрозненных действий не приходится.
7. Секрет надежности получаемых результатов - в широком привлечении к решению задач, связанных со здоровьем, не только учащихся и педагогов школы, но и специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков (но имеющих необходимую подготовку!), а также обсуждение получаемых результатов на конференциях, совещаниях, публикация материалов в печати. Таким образом, происходит интеграция школы в социокультурное пространство, подпитывающее ее информационном и энергетически.
8. Секрет перспективности преобразований, проводимых в школе в сфере здоровья, состоит в наличии грамотной программы действий, по которой школа начинает работу. Эта программа должна быть рассчитана на 3-4 гада (с перспективой ан 5-7 лет), научно обоснована, а в ее разработке, кроме ученых, курирующих школу, должны принимать участие большинство педагогов и специалистов школы («чужая» программа нежизнеспособна!).
9. Секрет заинтересованности участников в проводимой работе, без которой невозможно реализовывать долгосрочные проекты, состоит, как это ни банально, в материальном стимулировании. На энтузиазме можно начинать работу, проводить ее какое-то время, но дальше достойных участников необходимо переводить из «любителей» в профессионалы.
10. Секрет истинности состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается, соответствии результатов глобальным законам природы и мироздания, одухотворенном воплощении их на благо людей. Но главное, что задает движению к цели нужное направление, освещает и освящает настоящее дело, являясь критерием его истинности, - это любовь, тот самый «пятый элемент», который наделяет жизнь смыслом и радостной энергией созидания с предвкушением обязательного успеха.
Наверх
Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях
Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.
Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик); физкультурно-оздоровительный (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Неоспоримо, что основная задача школы - подготовить ребенка, подростка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый, ответственный человек бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность учителями и руководителями образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий.
Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина "здоровьесберегающие образовательные технологии", примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья учащихся.
По-разному понимают этот термин и преподаватели общеобразовательных учреждений. Некоторые считают, что ЗОТ - это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли, например, по технологиям С. Френе, В. Зайцева, М. Монтессори и т.д. или по "технологии здоровьесбережения" .
Другой вариант понимания можно обозначить как «мифологизацию представления оздоровьесберегающих технологиях»: будто никогда в школах невиданное и обладающее чудодейственной эффективностью.
Но нужно четко различать, что, например, красиво оформленный фитобар - это здоровьесберегающие технологии, а чистота и порядок в туалетах - это "просто" санитарно-гигиеническое состояние; открытый в школе кабинет физиотерапии или конторки в классе - это здоровьесберегающие технологии, а грамотно составленное расписание уроков и используемые учителем приемы нейтрализации стресса у школьников - это повседневная, общеизвестная работа школы и т.п.
Цель педагогической (образовательной) технологии - достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Например, технология вероятностного образования A.M. Лобка направлена на формирование авторской позиции ребенка в вопросах культуры; технология В.Н. Зайцева ориентирована на достижение оптимальных результатов в овладении младшими школьниками общеучебными умениями; цель системы развивающего обучения Л.В. Занкова - всестороннее гармоничное развитие личности и т.д.
Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.
Понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
3. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП;
рациональная организация двигательной активности учащихся;
система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Системная последовательность приобщения школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям
1. Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения
2. Признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников
3. Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций) Реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями
Наверх
Негативные тенденции:
? значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%)
? стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50- 60% школьников
? резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей
? увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% страшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов)
Основные «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся
Активно обсуждаемые и изучаемые:
- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
- несовершенство учебных программ и технологий;
- авторитарный стиль преподавания;
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
- использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;
- недостаток двигательной активности учащихся;
- неправильное питание учащихся;
- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
- недостаточное финансирование школы.
Недостаточно обсуждаемые и изучаемые:
- дидактогенная организация образовательного процесса;
- недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса;
- недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;
- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
- слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;
- неблагополучное состояние здоровья учителей;
- недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).
Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:
стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;
несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;
отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.
Предварительный просмотр:
Организация учебной деятельности по правилам здоровьесберегащей технологии.
Ни для кого не секрет что современный образовательный процесс должен быть здоровьесберегающим. Главная фигура в этом процессе – педагог, владеющий новыми здоровьесберегающими технологиями. Поэтому сегодня многим педагогам нужна реальная методическая помощь в освоении этих технологий.
Кодекс здорового педагога:
- Спокойствие, только спокойствие.
- Относись с юмором к себе и к ситуации.
- Отправляйся домой только с дамской сумочкой. Всю работу делай на работе!
- Помни принцип здорового эгоизма: «Возлюби себя прежде, чем возлюбить ближнего».
- Помни здоровье не сама цель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.
- Будь оптимистом!
- Здоровый сон – важное условие твоего здоровья.
Для сохранения здоровья школьников при проведении урока целесообразно придерживаться следующих достаточно простых рекомендаций:
- Соблюдение гигиенических условий в классе: нормальных температур и влажности воздуха, рациональность освещения класса и доски, соответствие размерного мебельного ряда возрасту учащихся, отсутствие монотонных и неприятных звуковых раздражителей.
- Включение в структуру урока разнообразных видов деятельности: опроса уч-ся, письменных задания, чтения, слушания, рассказа, рассматривания наглядных пособий, ответов на вопросы, решения примеров и задач… Однообразность урока способствует утомлению школьников, а частая смена видов деятельности потребует дополнительных адаптационных усилий (норма – 4-7 видов учебной деятельности за урок)
- Соблюдение средней продолжительности различных видов учебной деятельности (норма – не более 10 минут)
- Чередование видов преподавания (норма – смена не позже, чем через 10-15 минут)
- Наличие разнообразных видов преподавания: : словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. (норма – не менее 3). Максимально использовать активные методы с минимализацие рутинных видов деятельности (слушание, объяснение, диктовка, ответы на вопросы). Стимуляция обучающихся на творчество.
- Использование методов способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, свобода творчества), активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в парах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь), методы направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
- Рациональный выбор места и длительности применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
- Наблюдение за позой учащихся, чередование позы. Важно, наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся, чередуются ли позы в соответствии с видом работы.
- Включение в урок оздоровительных моментов: физкультминуток, динамических пауз, минуток релаксации, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, массажа активных точек. Важно, чтобы условия, имеющиеся в классе, давали возможность проводить их. (норма: на 15-20 минут урока по одной минуте оздоровительных мероприятий, например, 3 легких упражнения с 3-4 повторами)
- Наличие обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа к другому, чередование труда и отдыха, смена одних форм труда другими с учетом устойчивого снижения работоспособности обучающихся.
- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здравьем и здоровым образом жизни, которые способствуют формированию отношения к человеку и его здоровью как ценности. Деятельность по выработки у школьников понимания сущности здорового образа жизни, формированию потребности в нем. Выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения.
- Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому предмету. Стремление поделиться знаниями.
- Поддержание комфортного психологического климата на уроке. Выдерживание оптимального стиля взаимоотношения с учениками на основе искреннего уважения и доверия, стиля сотрудничества с обеспечением ученику эмоционального комфорта и психологической безопасности.
- Наличие на уроке элементов эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, показ юмористической или поучительной картинки, поговорка, известное высказывание с комментариями, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.)
- Обеспечение рациональной плотности урока (количество времени, затраченного школьниками на учебную работу). (Норма: 60-80%)
- Фиксация момента наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности (Норма: не ранее 25-30 минут в 1-ых классах; 35-40 минут – во 2-11 классах; 30 минут – в классах компенсирующего обучения).
- Реализация индивидуально-личностного подхода к оценки знаний. Выбор адекватной сложности заданий, умение показать успешность ученика, оставаться объективным.
- Соблюдение норм объема домашнего задания.
- Соблюдение рационального темпа окончания урока:
- Недопустимы быстрый темп, «скомконность» завершения урока, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания, задержка учащихся в классе после звонка;
- Необходимо предусмотреть время на вопросы учащихся, время на комментарии домашнего задания;
- Следует обязательно попрощаться с учащимися.
Общий вывод: На мой взгляд, здоровьесберегающим уроком можно назвать тот урок, в конце которого ученики удивляются, что он быстро закончился; тот урок, на котором даже после звонка тишина и учитель видит заинтересованные глаза своих ребят; урок, по окончании которого идет его бурное обсуждение, которое продолжается дома с родителями; тот урок, где фраза: «А сейчас самостоятельная работа», воспринимается спокойно, потому что ученики уверены, что они справятся с ней… Словом здоровьесберегающий урок – это хорошо продуманный и организованный урок.
Наш организм создан для 120 лет жизни. Если мы живем меньше, то это вызвано не недостатками организма, а тем как мы с ним обращаемся (К.Купер). Поэтому я вам желаю - бегайте, пока здоровы, а то придется побегать, когда заболеешь (Гораций). Пусть вашими врачами будут: веселый характер, покой и уверенность.
А если вдруг кто-то начнет требовать чего-то нереального, с уверенностью отвечайте: «Я могу все, но не больше» (К. Мелихан). Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. (Ко-ко Шанель).
Приложение к выступлению
заместителя директора
по УР Маляевой О.В.
Анализ урока с позиций здоровьесбережения.
Класс ____________, дата _______________, учитель________________________________________
Тема урока ___________________________________________________________________________
- Позитивное влияние на здоровье обучающихся.
Что оценивается | Соответствие норме (да/нет) |
Гигиенические условия в классе:
| |
| |
| |
|
- Ход урока.
Что оценивается | Результат (норма, выше/ниже нормы) |
Количество видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с наглядными пособиями, ответы на вопросы, решение задач, примеров, практическое задание (норма – 4 -7 видов за урок) | |
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма – не более 10 минут) | |
Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма – смена не позже, чем через 10-15 минут) | |
Количество используемых видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. (норма – не менее 3) | |
Выполнение работ в которых обучающиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: самостоятельная работа, работа в парах, в группах, ролевые игры (норма – не менее 7-10 минут) | |
Позы обучающихся, их чередование в зависимости от характера выполняемой работы | |
Наличие на уроке оздоровительных моментов (норма – на 20-ой минуте). Наличие у школьников желания их выполнять. |
- Психологический климат на уроке (0 баллов – показатель отсутствует, 1 балл – показатель слабо выражен, 2 балла – проявляется на достаточном уровне)
Что оценивается | Результат в баллах |
Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. | |
Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. | |
Взаимоотношения между учителем и учеником (положительные) | |
Взаимоотношения между обучающимися (положительные) | |
Наличие эмоционального заряда (настрой на урок, поговорки, известные высказывания, музыкальная минутка, юмористическая или поучительная картинка, небольшое стихотворение и т.п.) |
- Завершение урока
Что оценивается | Результат (норма, выше/ниже нормы) |
Плотность урока | |
Темп урока | |
Особенности окончания урока (какие) |
Общая оценка урока__________________________________________________________________________
Пожелания, предложения______________________________________________________________________