Требуем изменить систему оплаты труда работников образовательных организаций Российской Федерации.

Середа Светлана Петровна

Требуем от полномочных органов власти изменить систему оплаты труда работников образовательных организаций  в Российской Федерации, для чего необходимо внести изменения в нормативные акты, регулирующие на федеральном уровне систему оплаты труда работников образовательных  организаций, затрагивающие порядок формирования заработных плат данной категории работников.

Мы предлагаем:

1.                      Вариант.

Введение Единой тарифной сетки (ЕТС), где минимальный базовый оклад по первому разряду (для работников, к которым не предъявляется требований по квалификации) равен МРОТ, который устанавливается ежегодно и не может быть меньше прожиточного минимума.

Минимальный базовый оклад по ЕТС для педагогических работников впервые приступивших к работе не может быть менее двух МРОТ (Ранее для таких работников по сетке ЕТС был установлен 7 разряд, разрешено устанавливать сразу 9 (Постановление Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки").

2.                      Вариант.

Реформирование существующей в настоящее время НСОТ.

На федеральном уровне устанавливаются единые размеры базовых окладов (ставок) для работников образования на территории всей страны, а также единые повышающие коэффициенты (за категорию, стаж, сложность и т.п. работы).

Минимальный базовый оклад (ставка) для педагогических работников не может быть менее двух МРОТ.

Полагаем целесообразным рассмотреть возможность финансирования выплат базовых окладов (ставок), учитывая повышающие коэффициенты, непосредственно из средств федерального бюджета, а финансирование стимулирующих и компенсационных выплат предусматривать из бюджетов субъектов РФ. Одновременно считаем необходимым установить в нормативных актах федерального уровня обязательное требование в отношении размера фонда стимулирования, финансируемого из бюджета субъекта, который не может быть менее 30% от фонда гарантированной части заработной платы (фонд выплат базовых окладов и ставок, учитывая повышающие коэффициенты).

3.                      Переходный вариант.

На период проработки 1 и 2 варианта, для уменьшения негативных тенденций, сложившихся в настоящее время в вопросе формирования заработных плат работников образования, считаем необходимым, в соответствии с 
п.4 ст. 26.3, Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ  "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации",  в максимально короткие сроки – до начала периода бюджетного планирования на 2019 год, принятие федерального закона (изменений в действующие федеральные законы), внесение в данные нормативные акты федерального уровня положения об определении объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации (установленных в подпункте 13, пункта 2 статьи 26.3 N 184-ФЗ).

Для уменьшения риска возникновения ситуации с нарушением законодательства (п.3 ст.85 Бюджетного кодекса РФ), подобной сложившейся, например, в Вологодской области,необходимо определить в данных нормативных актах федерального уровня методику (порядок) расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования, которым в обязательном порядке должны руководствоваться органы власти субъекта РФ, а также закрепить обязанность публичного размещения произведенных согласно установленному порядку расчетов.

Также, для недопустимости нарушения закрепленного Законом об образовании в РФ принципа самостоятельности образовательной организации в осуществлении финансово-экономической деятельности (ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ), что имеет место в нашей области, в результате распределения субвенций на уровне области по «типам средств» - на оплату труда «педагогов» и оплату труда «прочих», необходимо установить в нормативных актах федерального уровня обязанность направления субвенций в муниципалитеты строго с целью обеспечения государственных гарантий прав на образование, без права деления на областном уровне субвенции по «группам персонала».

Для недопустимости перекладывания органами власти субъекта своих обязательств по финансированию должностей работников категории «прочие» (учебно-вспомогательный персонал, административно-управленческий и обслуживающий персонал)  из областного бюджета на уровень муниципалитета,считаем необходимым установить в нормативных актах федерального уровня четкий перечень должностей работников категории «прочие», которые финансируются из бюджета субъекта РФ.

Обоснование. Почему требуются предлагаемые изменения.

С 2008 года  бюджетные учреждения Российской Федерации, в том числе и в образовательные организации, были   переведены на новую систему оплаты труда (далее - НСОТ).

До введения НСОТ, в течение длительного времени, труд работников образовательных учреждений (далее – ОУ) оплачивался в соответствии с Единой тарифной сеткой (далее - ЕТС). Размер оклада или ставки заработной платы каждого работника определялся в зависимости от должности (профессии), квалификационной категории.

Введение НСОТ было обусловлено в частности тем, что считалось, что при использовании ЕТС, отсутствует связь между размером оплаты труда работника и качеством, результативностью и эффективностью его работы, и что использование ЕТС не мотивирует работника к достижению высоких результатов труда.

Однако, практика применения НСОТ показала несовершенство данной системы оплаты труда.

Размер заработных плат работников образования, которые выполняют одни и те же должностные обязанности и поставленные перед ними государством задачи (введены ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты, ЕГЭ и ОГЭ), сильно различается в зависимости от возможностей регионов.

Кроме того, поскольку НСОТ привязана к подушевому финансированию, заработные платы работников образовательных организаций, показывающие одинаковое качество и равные результаты в работе, существенно различаются даже внутри одного муниципального образования.

 При этом в проигрыше  остаются именно педагоги, имеющие более высокую квалификацию и дающие высокое качество обучения. Так, в ситуации выделения одинаковых субсидий 2-м образовательным учреждениям с одинаковым количеством учеников, но в одном из которых большое количество педагогов с большим стажем и высокой квалификационной категорией, размер фонда стимулирования в такой организации будет значительно меньше, чем фонд стимулирования в другой организации, в которой меньшее число работников с высоким стажем и высокой квалификационной категорией.

 Введение НСОТ привело  к значительному увеличению нагрузки на педагогов, так как в условиях недостаточности финансирования, заработные платы повышались за счет увеличения учебной нагрузки. При этом повышение нагрузки также позволяет искусственно сокращать имеющийся по факту дефицит педагогических кадров. Также, чтобы повысить зарплаты педагогам в ОУ сокращались  ставки педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей групп продленного дня, дефектологов, логопедов и т.п., что качеству образовательного и воспитательного процесса не способствовало.

Ситуация усугубилась еще больше  после введения в действие «майских» указов о доведении заработной платы до средней заработной платы по региону, поскольку сама схема установления зарплат, разнящихся по регионам, выглядит несправедливой.

 Педагоги не понимают, почему у них единые стандарты и требования к работе, но абсолютно разные зарплаты, даже в части базовых окладов.  Это является серьезным раздражающим фактором и ведет в конечном итоге к росту протестных настроений  в педагогической среде. 

Таким образом,  хотя введение  НСОТ (а затем и «майских» указов) сопровождалось обещаниями оплаты всех видов работ, ранее не оплачиваемых, повышения реального уровня оплаты труда работников образовательных учреждений, на деле заработная плата увеличивалась только за счет повышения  интенсивности труда педагогов и увеличения их учебных нагрузок.

В большом проигрыше после введения НСОТ остались и молодые педагоги, так как  размер стимулирующих выплат у них, как правило,  невысок, а базовые оклады (ставки) - очень малы.  

Кризисные явления, происходящие в экономике страны, еще больше усложнили ситуацию. Регионы закладывают недостаточные суммы на сферу образования при составлении бюджетов, в результате стало происходить сокращение фондов оплаты труда образовательных учреждений. И поскольку гарантированную часть – ставку заработной платы – сократить нельзя, то сокращение происходило и происходит за счет уменьшения стимулирующей части заработной платы.

 Таким образом, цели введения НСОТ, в том числе в части повышения качества результатов труда, остались фактически недостигнутыми.

В ближайшее время ситуация осложнится и тем, что Правительством РФ принято решение о доведении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного уровня. Таким образом, заработная плата  педагогов, работающих на ставку, и особенно молодых педагогов, практически сравняется с заработной платой работников, к квалификации которых не предъявляется никаких требований.

Также считаем важным отметить, что отсутствие единого на территории Российской Федерации подхода к формированию заработных плат работников образования, влечет за собой различные злоупотребления со стороны властей регионов.