Методический семинар
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/03/09/1_10.jpg)
«Интерактивные методы обучения обучающихся на уроках истории и обществознания»
«Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования»
Д. И. Менделеев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 261 КБ |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/03/09/risunok1.png)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/03/09/risunok2.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/03/09/risunok3.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/03/09/risunok4.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/03/09/risunok5.jpg)
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс
«Учитель года-2018»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Евдокимова. С.В.
учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №1»,
высшая квалификационная категория
http://nsportal.ru/evdokimova-svetlana-viktorovna
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к методическому семинару
«Интерактивные методы обучения обучающихся
на уроках истории и обществознания» (1слайд)
Цель и задачи методического семинара
Цель: обобщение педагогического опыта, использование приёмов технологии ,развития интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.
Задачи:
- раскрыть сущность интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания;
- продемонстрировать примеры конкретных заданий, направленных на развитие интерактивных методов обучения учащихся;
- показать результаты работы использования интерактивных методов обучения. (2 слайд)
«Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования»
Д. И. Менделеев (3слайд)
«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя ,тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики. Будем же искать, и примерять те способы обучения, которыми будут довольны ученики». Л.Н. Толстой (4слайд)
В Концепции модернизации российского образования выдвинуты новые социальные требования к системе образования, которые должны подготовить современных, образованных, предприимчивых молодых людей, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.
Данные требования нашли свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах позволяющих отслеживать уровень подготовленности выпускников средней школы через компетентностный подход. Он включает в себя фундаментальные и практические знания о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей.
Поиск новых форм и приемов изучения истории и обществознания в наше время- явление не только закономерное, но и необходимое.
В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире. (5слайд)
Готовясь к очередному уроку, я каждый раз задаю себе вопрос: что важнее для моих учеников? Постичь все азы науки истории или, постигая их, обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном и непростом на сегодня день мире? Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надёжнее в окружающей жизни, побудили ли их к творчеству, активному их применению в жизни и на практике. Из многообразия современных методов обучения, как ведущие я выбрала – интерактивные, и считаю, что данные методы, как никакие другие способствуют формированию практических навыков у учащихся, однако, доминирование интерактивных методов, не означает, что я не использую всем известные – традиционные методы.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. (6слайд)
Свои мысли учащиеся могут выражать неординарно, а ресурс интерактивных форм и методов дает нам, педагогам возможность, помочь ребятам чувствовать себя уверенно в коллективе сверстников, что для подростков является актуальным и необходимым. (7слайд)
Целесообразность применения интерактивного метода обучения
- вклад каждого учащегося в процесс обучения;
- обмен знаниями, идеями;
- атмосфера доброжелательности;
- взаимная поддержка;
приобретение не только новых знаний ,но и развитие своих коммуникативных умений: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. (8слайд)
Пассивные методы : ученик - объект обучения, усваивает и воспроизводит знания, передаваемые учителем - источником знаний.
Основные методы: лекция, опрос. ( 9слайд)
Активные методы : ученик – субъект обучения выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем.
Основные методы: творческие задания, вопросы от учащегося к учителю и от учителя к ученику , творческий подход учащихся.(10слайд)
Домашнее задание для учащихся 5 класса по теме «Как жили земледельцы и ремесленники» - сделать амулет на учебную удачу по истории.
Ребята представили работы в виде таких амулетов: кофейный амулет, ракушечный, бисерный, в мешочке(карандаш, листочек, лен) (11 слайд)
Интерактивные методы – методы, построенные на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Основные методы:
групповая работа, дебаты, моделирование, ролевые игры,
дискуссии, индивидуальные
и групповые проекты, обсуждения (12 слайд)
- готовит заранее необходимые задания;
- формулирует вопросы и темы для обсуждения в группах;
- контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы;
- дает консультации;
- разъясняет сложные термины;
- помогает в случае затруднений при выполнении заданий;
- учащиеся придумывают творческие задания и находят себя в разных направлениях.(13 слайд)
Возрастает роль самостоятельной работы.
У обучающихся появляются дополнительные источники информации - книги, словари, энциклопедии, сборники законов, исторические документы, выдержки из газет. (14 слайд)
Методики интерактивного обучения
Ситуативные – рассмотрение реальной или вымышленной ситуации.
Дискуссионные – обсуждение той или иной проблемы, обмен идеями, мнениями.
Рефлексивные – самоанализ, осмысление и оценка собственных действий или действий группы.
Поисковые – получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования.
Ассоциативные – опора на ассоциативное мышление.
Аналитические – критическое мышление- дедукция- от частного к общему и индукция – от общего к частному.
Репродуктивные – воспроизводство готовых сведений.
Игровые – моделирование реальных или вымышленных ситуаций.
Проектные – не накопление знаний, главная цель, а овладение способами деятельности. (15 слайд)
Используемые основные интерактивные методы на уроках истории и обществознания в виде:
1. уроков с применением творческих заданий, игровых технологий (нарисовать карту, придумать символы добра и зла);
2. рисунков по теме «Потребности семьи», кулинарных проектов по теме «Традиции моей семьи» обществознание);
3. подготовка презентаций и ребусов для самых маленьких по теме "Безопасный интернет"(участие в международном проекте "Подросток и право") (16 слайд)
4.экскурсии в музей , библиотеку , театр, дендропарк , храм
5.уроков с использованием общественных ресурсов: приглашение специалистов на урок(17 слайд)
6. ученик в роли учителя;
7. составление документов, письменная работа по обоснованию своей позиции;
8. обсуждение сложных и дискуссионных проблем: проектный метод, дискуссия, дебаты, мозговой штурм, дерево решений, переговоры (18 слайд)
Результативность участия в конкурсах по предметам (19 слайд)
Литература :
1.Вяземский Е. Е. Теория и методика преподавания истории [/ Е. Е. Вяземский. - М. : Владос, 2003.
2. Коростылева Л. А. Психологические барьеры и готовность к нововведениям / Л. А. Коростылева. - СПб., 1996.
3. Кукушина В. С. Педагогические технологии / В. С. Ку-кушина. - Ростов н/Д. : МАРТ, 2002.
4. Мясоед Т. А. Интерактивные технологии обучения: спец. семинар для учителей / Т. А. Мясоед. - М., 2004.
Интернет-ресурсы
1) Сеть творческих учителей.
2) Российский образовательный форум.
3) http://albina4et.ucoz.ru/load/ped_sovety Педагогические советы. (20 слайд)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/03/09/risunok10.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/03/09/risunok11.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/03/09/risunok13.jpg)