Статья «Организация коллективных и индивидуальных творческих проектов в курсе ОРКСЭ (модуль ОПК)»
Коллеги, согласитесь, что работа над творческими проектами дает дополнительную возможность обсудить и пропочувствовать с ребятами духовно-нравственные ценности православной культуры на конкретных примерах.
Так, при подготовке литературно-музыкальной композиции "Христос Воскрес!" в рамках традиционного школьного концерта "Весеннее Возрождение", у нас с ребятами возник такой вопрос: "Когда звучит пасхальный колокольный звон, что должны делать чтецы - просто стоять с искренней улыбкой на лице или покачиваться и размахивать руками в такт перезвона, или что-то ещё?". Мы пробовали разные варианты, и остановились на первом, самом скромном. Почему? "Молитвой в бронзе" называли на Руси колокольный звон. А молитва есть теплый, задушевный, особый разговор с Богом. Может быть поэтому, ребятам было несколько неловко двигаться во время колокольного звона, они интуитивно ощущали, что отвлекают внимание слушателей и своё собственное, от чего-то более важного, чем хорошо подготовленный номер. Но, это не значит, что выбранный нами вариант - единственно возможный.
Младшие школьники любят рисовать - это не секрет. На уроках ОРКСЭ (модуль ОПК) мы часто просим ребят, в качестве домашнего задания, проиллюстрировать ту или иную тему. И каждая такая работа становится индивидуальным творческим проектом. Например, по итогам изучения темы "Человек и Бог в православии", ребята рисуют иллюстрации о сотворении мира, выбрав один из дней творения. Младшие школьники мыслят конретными понятиями и образами и стремятся сами усвоить порядок дней творения, хоть мы этого и не требуем. Рисунок помогает лучше усвоить материал. На уроке ребята защищают сови проекты. На доске можно размещать иллюстрации последовательно, в соотвествии с днями творения. В итоге видно, какой сюжет вызвал у ребяи наибольший интерес. Почему он? Можно обсудить с учащимися. Важн отметить, что когда ребята рисуют окружающий мир, природу они проникаются идеалами красоты и любви, которые лежат в основе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
Самый большой интерес у ребят, вызывает индивидуальный и групповой проект "Вопросы батюшке", который подробнее описан в файле с дополнительными материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhakot_lp_organizatsiya_kollektivnyh_i_tv_proektov.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация коллективных и индивидуальных
творческих проектов в курсе ОРКСЭ (модуль ОПК)»
(мастер-класс в рамках Рождественских чтений)
Жакот Л.П.
- Проект «Христос Воскресе!»
- Уважаемые коллеги, в начале своего выступления, представляю Вам маленький фрагмент традиционного школьного Пасхального концерта (коллективного творческого проекта) «Весеннее Возрождение». Это будет литературно-музыкальная композиция «Христос Воскрес!».
Участники – Попова Аня, 4 класс, Миненкова Алиса и Пыщева Катя, 5 класс (Алиса и Катя занимались в группе ОПК в прошлом учебном году).
Спасибо Ане, Алисе и Кате за труд, смелость и искреннее выразительное чтение!
Девочки уходят или остаются.
- Работа с аудиторией по этому фрагменту
Коллеги, согласитесь, что работа над творческими проектами дает дополнительную возможность обсудить и прочувствовать с ребятами духовно-нравственные ценности православной культуры на примере жизненных текущих ситуаций. Вот у нас с ребятами, при подготовке этой композиции возник такой вопрос: «Когда звучит Пасхальный колокольный звон, что должны делать чтецы: просто стоять с улыбкой на лице или покачиваться и размахивать руками в такт перезвона?» Мы пробовали разные варианты, и остановились на первом, самом «скромном». Почему? -
РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ А как думаете Вы? А Вы? (отвечают 2-3 человека) Спросить Наталию Эдуардовну Юфереву и отца Виктора после 1-2 коллег учителей.
Спасибо за Ваши ответы!
На самом деле, когда ребята во время репетиций вначале начинали радостно и с удовольствием двигаться, в итоге получалось как-то не очень хорошо, в разнобой или не ествественно. Возникало ощущение «чего-то лишнего».
«Молитвой в бронзе» называли на Руси колокольный звон. А молитва есть теплый, задушевный, особый разговор с самой Главной Личностью, с Богом. Может быть поэтому, ребятам было несколько неловко двигаться во время колокольного звона, они интуитивно ощущали, что отвлекают внимание слушателей и своё собственное от чего-то более важного, чем просто хорошо подготовленный номер…
Отец Виктор, вы согласны? Что скажите?
- Проект «Иллюстрации «Сотворение мира» к теме «Человек и Бог в православии»»
Младшие школьники любят рисовать – это не секрет! На своих уроках мы часто просим ребят, в качестве домашнего задания проиллюстрировать ту или иную тему. И каждая такая работа становится индивидуальным творческим проектом.
Например, по итогам изучения темы «Человек и Бог в православии», мы просим ребят нарисовать иллюстрации о сотворении мира, выбрав один из дней творения.
В этом интересном для ребят вопросе, самым сложным является запомнить, что за чем было сотворено. Младшие школьники мыслят конкретными понятиями и образами и стремятся сами усвоить порядок дней творения, хоть мы этого и не требуем!
Выбор дня творения и рисунок помогают лучше усвоить материал.
На уроке ребята комментируют свои рисунки (защищаю проекты).
На доске можно размещать иллюстрации последовательно, в соответствии с днями творения.
В итоге становится видно, какой сюжет вызвал у ребят наибольший интерес.
Почему? Можно обсудить с учащимися!
На слайде Вы видите, что можно специально перепутать последовательность изображений и попросить ребят исправить ошибку.
РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ - А Вы её видите? Что не так?
Важно отметить, что когда ребята рисуют окружающий мир, природу они проникаются идеалами красоты и любви. А ведь Бог творил мир с Любовью, потому, что Он и есть Любовь! Обратить внимание учащихся на эту важную мысль нам помогают их собственные творческие работы и ощущения от этой работы.
- Проект «Вопросы батюшке»
В организации уроков по основам православной культуры, нашей школе повезло! Дело в том, что уже 3-ий год мы сотрудничаем с православной церковью. По благословению благочинного Красногвардейского благочиния, отца Петра Мухина, уроки православной культуры нам помогает проводить священник, отец Павел Хмелинин. Батюшка служит в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла при больнице им. Петра Великого.
К отцу Павлу у ребят и их родителей всегда возникали самые разные вопросы.
В этом учебном году один из первых уроков у нас целиком оказался посвящен таким вопросам и вызвал у ребят большой интерес. На следующем уроке, ребятам было предложено самим ответить на те вопросы, которые они задавали ранее. Как мы и предполагали, наши воспитанники проявили внимание и уважение не только к собственным вопросам, но и к другим тоже. Поэтому, мы решили организовать работу с вопросами ребят в рамках индивидуальных проектов, которые в конце года могут стать коллективным творческим проектом.
Работа с аудиторией
А сейчас, я предлагаю Вашему вниманию некоторые из детских вопросов. А как бы Вы на них ответили? - Ответы учителей я попрошу комментировать отца Виктора. Вы согласны, батюшка?
- Когда появился сам Бог?
- Как в первый день творения появился свет, если солнца ещё не было?
- Есть ли душа у животных?
Теперь о том, как строится работа над этим проектом у нас?
Для работы на уроках ребята получают папочки «Мои индивидуальные достижения», в которых есть лист «Вопросы батюшке». Мы договорились, что по мере появления, ребята будут записывать свои вопросы на этот лист, а батюшка в контексте уроков, будет на них отвечать. В конце учебного года у нас может появиться сборник по материалам уроков «Вопросы батюшке». И это уже будет коллективный творческий проект. К работе по оформлению сборника планируем привлечь не только ребят, но и их родителей.
Спасибо за внимание!