методический семинар "Использование современных технологий и подходов на уроках истории и обществознания. "

Использование современных технологий и подходов на уроках истории и обществознания.
(Слайд 1) Наверное, почти каждый учитель, работающий в школе, вынужден периодически сталкиваться в своей педагогической практике с проблемой низкого интереса учащихся к своему предмету. Причины подобного детского равнодушия, могут быть самыми разными: это и сложности с пониманием и запоминанием учебного материала, отбивающие к нему всякий интерес, и традиционная лень учащихся или отсутствие над ними необходимого контроля со стороны родителей, и всепоглощающее влияние индустрии развлечений (компьютерные игры, соцсети и т. д.), переключающее внимание детей на более «привлекательные» занятия .
Деятельность современного педагога немыслима без применения передовых информационных технологий. Эту очевидную истину подтверждает и тот факт, что зачастую ученики являются более компетентными в области информационных технологий, что не добавляет учителю авторитета. Именно поэтому необходимость, в том числе быть интересной своим ученикам и подвигла меня на изучение данной области.
В результате с 2015 года темой самообразования была выбрана следующая: « Использование современных технологий и подходов на уроках истории и обществознания ».
( Слайд 2) Цель данной темы: апробирование использования современных технологий и подходов на уроках истории и обществознания.
Главная задача курса истории и обществознания – научить учащихся мыслить.
Помочь в решении этой задачи и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.
(Слайд 3) Первая стадия – вызов. Вызовом может служить познавательная задача, цитата, обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера . Кластер я рисую на доске - тема в центре, смысловые единицы вокруг. Данный прием я предпочитаю применять в начале урока при проверке домашнего задания, хотя он уместен на любом этапе урока.
(Слайд 4) Вторая стадия – осмысление. Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником. (Слайды 5,6)
При работе с картой я даю разноуровневые задания: (Слайд 7)
1) высокий (самостоятельно находят соответствующий обьект на карте).
2) средний(находят обьекты с помощью предложенных ориентиров).
3) низкий(работают с помощью учителя).
При работе с текстом, ученики используют предложенные мною активные методы чтения, делают пометки на полях и ведут записи по мере осмысления новой информации.
(Слайд 8)Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, расширение предметного поля, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Использование технологии критического мышления предполагает организацию групповых форм работы учащихся, работу в парах. Работа в группах над определенной проблемой повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика. (Слайд 9)
Технология коллективного способа обучения - позволяет использовать такие виды обучения как практические работы, практикумы, работу по анализу исторических документов. Положительным элементом применения данной технологии обучения является тот факт, что здесь в работу включены одновременно все учащиеся класса.
Современные информационные технологии.
Здесь большую роль играет активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: - использование ИКТ способствует повышению интереса и качества знаний учащихся. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания является одним из важных средств формирования информационных компетенций учащихся. На таких уроках они не получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности.
В данный момент у меня сформировался опыт по внедрению в свою практическую деятельность, т.к. в нашей школе произошло существенное укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения. В школе появились , новые компьютеры, Интернет. "
Компьютер дает учителю новые возможности, с помощью новейших технологий погрузиться в яркий красочный мир и повысить положительную мотивацию обучения.
На уроках истории и обществознания я использую: (Слайд 10)
- Интерактивную доску. Она позволяет работать с презентациями учащихся, с текстом, изображениями, обучающими программами, тестами , с картами. (Слайды 11,12)
- На CD сейчас выпускаются уроки-практикумы, тренажеры, онлайн-тесты. С их помощью можно проводить практические занятия, контроль знаний, готовиться к ЕГЭ.(Слайд 13)
- Презентации. Презентации можно использовать в разных вариантах:
1) При объяснении нового материала. Заранее созданная презентация фиксирует внимание на важных моментах темы.(Слайд 14,15)
2) Презентация для сопровождения доклада. Такая презентация готовится учениками и сопровождает ученический проект, исследовательскую работу.
3)Тестирование по теме, коллективный разбор заданий. Такие презентации могут быть использованы на обобщающих уроках, как для самостоятельной индивидуальной работы учащихся, так и для коллективной.
-Работа с терминами, с понятиями. (Слайд 16)
Например, я на уроках обществознания использую так называемый прием «полетного повторения», когда в качестве разминки к уроку повторяются термины, знание которых необходимо для изучения следующей темы. С 6 класса мы с ребятами ведем словари . Туда вписываются термины по моей инициативе или по инициативе ребенка.
- Большое значение при использовании технологий имеет звуковое сопровождение. Например, можно прослушать произведения композиторов-классиков, с одновременным показом портретов этих людей, просмотр фильмов, картин.
Об эффективности сбалансированного применения ИКТ в 5-6 классах говорят следующие данные: (Слайд 17)
Данные получены на основе исследований усвоения материала в 5 и 6 классе на этапе закрепления новых знаний с начала учебного года. Конечно, результат усвоения новых знаний зависит от многих факторов, однако очевидно, что наглядность и эмоциональность восприятия нового значительно выше.
· (Слайды 18,19) Как видно из приведенных таблиц на слайде с 2015 по 2017 гг. учебная мотивация к изучению истории и обществознания повысилась на 10%, качество знаний остается стабильно высоким. В результате применения современных технологий и подходов мои уроки стали намного интереснее, увлекательнее. Активизировалась познавательная деятельность учащихся. В дальнейшем планирую повысить качество усвоения учебного материала до 40 % и выше используя ИКТ и современные технологии.
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала, более глубокую заинтересованность предметами.
(Слайд 20) В заключение хотелось бы сказать, что педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
22.02.2018 2 Приёмы технологии критического мышления Первая стадия – вызов. Вызовом может служить познавательная задача, цитата, обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?»).
22.02.2018 3 Приёмы технологии критического мышления Вторая стадия – осмысление. Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: документами, схемами…
22.02.2018 4 Приёмы технологии критического мышления Вторая стадия – … таблицами, схемами, с учебником.
22.02.2018 5 Приёмы технологии критического мышления Вторая стадия – … таблицами, схемами, с учебником, с картами.
22.02.2018 6 Приёмы технологии критического мышления Работа с картой .
22.02.2018 7 Приёмы технологии критического мышления Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
22.02.2018 8 Приёмы технологии критического мышления Работа с историческими документами .
22.02.2018 9 Современные информационные технологии. Защита проектных работ учащихся
22.02.2018 10 Современные информационные технологии. Работа с терминами