Как успеть выставить много оценок за урок?

Грищенко Валентина Васильевна

Нередко представители администрации учителю высказывают такую претензию: «Низкая накопляемость оценок. Прошло уже 2-3 недели с начала четверти, а несколько человек до сих пор не опрошены». Конечно, это проблема. Но как ее решить, если некоторые ученики много болеют, а часов в неделю всего один или два? Как увеличить количество оценок в журнале и повысить их объективность? 

Способы получения оценок на уроке

В течение урока можно успеть оценить несколько раз всех учеников, если задаться такой целью. Например, можно провести контрольный урок, в ходе которого опросить 8-10 человек устно и всех поголовно письменно, причем предложить дать как развернутые ответы, так и тестовые задания.

Как провести фронтальный опрос сразу нескольких учеников? Для этого потребуется два диктофона или магнитофона, на которые два ученика наговаривают ответ на основной вопрос; один ученик отвечает устно перед классом; еще двое составляют развернутый план ответа на тот же вопрос на доске; остальные ребята из класса в это время отвечают на тот же (или другой) вопрос письменно. А двое учеников, так называемые критики, кратко записывают в выданной таблице, какие аспекты вопроса ученик устно осветил хорошо, а какие хуже. После они дополняют ответ своего товарища и выставляют ему обоснованную оценку. Таким образом можно опросить до 7 человек, иногда и больше; если первый отвечающий оказался не готов, можно вызвать по тому же вопросу другого. Если тема обширная и можно задать несколько вопросов, требующих развернутых ответов, то можно повторить ту же процедуру еще раз.

 

Таким образом за урок будет выставлено большое количество оценок. Однако очевидно, что этот вариант опроса займет много времени, по крайней мере минут 15-20, то есть почти половину всего урока. Это можно себе позволить, когда в неделю 4-5 уроков по предмету, но если их только 1-2, тратить пол-урока на опрос — непозволительная роскошь. В таком случае нужно сосредоточиться на вариантах кратких опросов. Тем более что их существует огромное множество.

«Я к Вам пишу…». Письменные формы опроса

Еще больше оценок (и, по мнению многих, более объективных) позволит выставить письменный опрос. Какие формы письменного опроса можно провести на уроке, чтобы выставить максимальное количество оценок?

Это, конечно, опрос в форме развернутого ответа. Ученикам предлагается в виде текста из 4 — 7 предложений ответить на какой-либо вопрос по теме, охарактеризовать понятие или явление, привести какие-либо примеры. Этот вариант опроса развивает способность учащихся выражать свои мысли в письменной форме и позволяет более или менее точно выяснить уровень подготовки всего класса.

Минусы этой работы в том, что некоторые ученики, зная материал, все же затрудняются ответить на вопрос. На уроке русского языка неумение писать тексты — это, разумеется, не отговорка. Но не совсем честно будет выставлять низкую оценку, скажем, по физике из-за того, что ученик, зная материал, не умеет выражать свои мысли в письменной форме. Кроме того, такой вариант работы требует достаточно много времени, причем одни школьники выполнят эту работу быстро, другие затратят намного больше времени.

Терминологический диктант
Можно провести письменный опрос в других формах, например, в форме терминологического диктанта. Он проводится таким образом. Учитель зачитывает определение, или формулу, или какие-либо ассоциации, которые должны натолкнуть ученика на определенный термин. Ученик записывает именно этот термин. Так можно проверить знание всей терминологии по разделу. Такой диктант проходит быстро, а объем контролируемого материала может быть очень большой. Главный минус в том, что при таком опросе очень легко списать. Кроме того, опять же встает вопрос оценивания в том случае, если термин угадан правильно, но записан с орфографической ошибкой.

Опросы по карточкам
Можно проводить быстрые веселые письменные опросы с помощью карточек. Это могут быть раздаточные карточки, на которых записаны анаграммы, то есть составленные в псевдослова буквы слОва, обозначающего какой-то термин или понятие. Задача учеников — составить из этих букв необходимый термин. Поскольку задание требует определенных способностей и достаточно высокого уровня интеллекта, некоторые карточки можно делать с подсказками для тех учеников, у которых слабо развито аналитическое мышление, или, например, для тех, у кого русский язык не родной.

Перфокарты на уроке
Опрос с помощью перфокарт проводится очень быстро и позволяет проконтролировать достаточно большой объем материала.
Можно провести также опрос, аналогичный опросу с перфокартами, но без них. При этом школьники записывают в ряд через запятую отдельные буквы, цифры или символы. Допустим, учитель читает вопросы по изучаемой теме, которые требуют ответа да или нет; ученик, не записывая вопрос, пишет только да или нет. Таким же образом можно предложить записывать букву проверяемой орфограммы (скажем, А или О при изучении темы «Корни лаг/лож»).

«Классная домашка»
Что делать, если урок один или два раза в неделю, причем материал требует по преимуществу устного ответа? Скажем, МХК или экология? Здесь на помощь могут прийти творческие домашние задания. Если подойти к этому вопросу с выдумкой, то можно из одного домашнего задания получить материал для выставления нескольких оценок разным ученикам.

«Угадайка»
Такую возможность дает, например, «Угадайка». Это игра для тех предметов, на которых часто изучаются различные персоналии. Можно даже предложить завести специальную тетрадь, в которую время от времени предлагать выполнить домашнее задание. Суть его сводится к тому, что ученик загадывает какого-либо ученого, писателя, исторического деятеля, литературного героя и дает его описание. Нужно использовать информацию из учебника, но можно также привлекать дополнительный материал. Учитель выставляет оценку ученику, выполнившему работу, а затем может предложить другим ученикам разгадать, кого имел в виду автор загадочного текста. Можно провести письменный опрос, зачитав 3 – 4 описания из разных тетрадей. Ученики должны только написать имена (отгадки).

Мини-проекты
Хороший результат дает метод мини-проектов, если урок всего лишь один раз в неделю. Ученики могут сами выбрать тему мини-проекта из списка, составленного учителем на весь раздел; могут вытянуть ее в качестве жребия; могут придумать сами. Главное — чтобы ученик подготовил действительно проект (или исследование). Поэтому темы формулируются таким образом, чтобы их нельзя было быстро найти в интернете. Примеры: «Какие блюда ел Чичиков?», «Что мог купить на свое жалование Акакий Акакиевич?» и так далее.
Естественные науки предлагают гораздо больше интересных тем для проектов. Это могут быть различные опыты, эксперименты, наблюдения. Мини-проект готовится неделю или две, после чего ученик выступает на уроке с защитой, на которую дается небольшое количество времени (скажем, 5 минут). Можно в конце изучения раздела устроить большую научную конференцию, где предложить выступить нескольким ученикам со своими проектами.

Доклад
Домашнее задание можно предложить в форме доклада с компьютерной презентацией или сообщения по дополнительному материалу. При этом ученику предлагается прочитать книгу или ознакомиться с материалом по ссылке, предложенной учителем. На уроке ученик должен поделиться впечатлениями о прочитанном и кратко, реферативно сообщить, о чем шла речь в изученном материале.

Карта раздела
Контроль целого раздела можно провести таким образом. Создается карта раздела, в которой школьник записывает конспективно необходимую, на его взгляд, информацию, которую он получает на протяжении 5 – 6 уроков. Что можно записывать? Определения, термины, имена, даты, формулы, вопросы, который хотел бы задать, ответы, если он их уже нашел.

Словарь темы
Можно предложить вести «Словарь темы», куда записывать (на свой вкус) разные термины, понятия, ассоциации и т.п.

Источник: https://после-уроков.рф/