деловая игра
деловая игра как метод развития познавательного интереса на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uvazhaemye_kollegi.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги, небольшое лирическое отступление: моя сестра педагог, воспитывает сына 6 лет, часто жалуется, что в садике у всех детей планшеты, а у ее сына нет, т.к. не хотят, чтобы портилось зрение. Дошколята сидят в планшетах, а тех, у кого его нет, в «игру» не берут…Такое явление мы наблюдаем и у нас в школах на переменах. Отсюда проблема в отсутствии коммуникативных навыков общения и актуальность присутствия игровых технологий на уроках как метод активного обучения на уроках для развития познавательного интереса к предмету. Интерес- двигатель всего в современном мире, наша задача развить этот интерес, научить детей учиться с желанием.
Что такое деловая игра и игра вообще? Это сложное социально-психическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в нее характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Однако стремление к игре взрослых и детей имеют различные психологические основания.
Потребность в игре, вероятно, зависит от творческих возможностей личности. Ведь творчество обязательно связано с переживанием радости от самого процесса деятельности. Многолетний опыт работы показывает, что игра способствует формированию коммуникативных навыков и развитию УУД, помогает раскрыть интерес даже в самом зажатом и неуверенном в себе ребенке.
Цели использования игровых технологий следующие:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .
• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
Как часто можно проводить деловые игры?
Не более одного раза в четверть. Начиная с 5 класса, это может быть, как ознакомительная игра в начале четверти для выявления уровня подготовленности детей, но чаще и правильнее это заключительный этап при закреплении ЗУН. Я стараюсь по возможности, чтобы это был один из последних уроков, как некое поощрение, связанное с переживанием радости от самого процесса деятельности. Или при закреплении одной из важных тем, например:
- «Ох уж эти фразеологизмы!»,
- «Магия слов»,
- «Кладовая Хозяйки Медной горы»,
- «Вот мы какие: супер-седьмые» (сборные команды классов 7).
- «Кастинг в радио-редакцию или ораторское искусство»,
- «Клуб знатоков» (урок-зачет по карточкам),
- «Вот мы какие: супер-седьмые» (сборные команды классов 7).
Деловые игры включают также проектную деятельность с 5 класс
- «Мне нравится буква», «Части речи глазами детей»,
- «Мы в этом городе живем! Петербургские поэты и писатели о животных"
С 6 го класса ведем практику устного зачета, где помогают помощники-консультанты. Дети испытывали сильнейшее волнение от зачета, нарисовала карточки со смешными картинками, работа в группах, по типу «Последний герой», дети борются за звание «Знатоков-первопроходцев», чья команда больше баллов заработает за ответы, просят повторить неоднократно такую игру. По возможности привлекаю старшие классы, например в День самоуправления.
Деловая игра
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
«Как часто можно проводить деловую игру со всем коллективом?». Целесообразно ее использовать 1—2 раза в год
Непосредственная разработка материалов деловой игры включа ет в себя следующие этапы:
создание проекта деловой игры;
описание последовательности действий;
описание организации проведения игры;
составление заданий для участников;
подготовка оборудования.
Проект деловой игры
Название деловой игры, ее цели.
Состав участников.
Время, необходимое для проведения каждого фрагмента игры и на игру в целом.
Суть проблемы, подлежащей решению.
Состояние исследуемого вопроса.
Руководство деловой игрой.
Перечень необходимого оборудования, литература для предва рительного изучения.
Для разработки деловой игры необходимо создать имитацион ную и игровую модели, которые должны органически наклады ваться друг на друга, что и определяет структуру игры.
Приступая к разработке модели деловой игры, необходимо чет ко сформулировать ее цели: закрепление полученных знаний, вы работка необходимых навыков; изучение опыта; формирование твор ческого мышления; обучение культуре взаимоотношений; совершен ствование навыков принятия коллективных решений и т.д.
Формулируя общие цели, мы предоставляем возможность каж дому участнику найти средства достижения собственных целей.
В каждой игре выделяются свои роли и определяется необходимое количество игроков. Роли могут быть профессиональ ные и межличностные, исполнение которых способствует созданию проблемных ситуаций («лидер», «конформист», «консерватор» и т.д.).
Подготовка деловой игры - это не только продумывание целей, конструирование модели, но и выбор технических, наглядных и других средств обеспечения занятий. В сценарии должно быть учте но, где, когда, кем и какие средства будут использоваться, какие условные обозначения, графики необходимо подготовить.
Важно продумать, как лучше расположить участников игры с учетом требований педагогической техники общения, выбрать свою оптимальную организацию отведенного пространства, при которой цель общения достигается ясно и свободно.
Вот несколько вариантов размещения участников общения, предложенных В.П. Дубровой и Е.И. Милашевич (Витебский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова). Прямоугольником с кружочком внутри обозначен организатор, кружочками - члены группы.
Блочный метод размещения: подходит для организации диспутов, дискуссий. Участники обеспечены микрофонами (могут быть условные). В случае необходимости микрофоны выставляются и в зале.
Расположение лицом к лицу: применяется в случае, если между педагогами предполагается полемика или предстоят «переговоры».
Треугольники: если педагогический коллектив немногочислен, воспитатели могут непосредственно общаться друг с другом
Круглый стол: круговые формы размещения участников позволяют сделать педагогический коллектив самоуправляемым. Возможность взаимных контактов становится максимальной, минимизируется роль организатора. Если участников много, образуется «круглый стол с аквариумом». В этом случае создаются особые правила для участников внешнего круга, которые наблюдают за ходом общения во внутреннем круге. Результаты их наблюдения излагаются в общей дискуссии.
Продумывая все элементы деловой игры, важно определить формы оценки. Часто применяются балльная система за каждый этап и подсчет всех оценок в конце игры. Иногда используется анкетирование. Отметим, что продуманная система оценки связана с функцией стимулирования, поэтому иногда следует продумать оценку личного вклада каждого в достижение общей цели, например: отмечается группа-победитель, а в ней выделяется лидер (по сумме баллов). Иногда возможно оценивать то или иное решение словами: «творческий подход», «красивая мысль», «корректное решение».
Для оценивания в деловые игры вводятся роли экспертов, аналитиков, представителей заказчика и т.п. Целесообразно наглядно оформить оценки на специальных табло, схемах, экранах.
В заключение следует предложить игрокам объективно оценить результаты всей игровой деятельности, таким образом провести заключительный анализ: что нужно учесть в дальнейшем, какой ин формацией овладеть. Это станет важным фактором после игрового интереса участников к познавательной деятельности.
В качестве примера приведу деловую игру.