Огэ

Москалева Екатерина Юрьевна

ОГЭ по русскому языку, как и в предыдущие годы, состоит из трёх частей, которые связаны между собой общетематической направленностью. Первая часть работы – это написание сжатого изложения по тексту. Вторая и третья части работы выполняются на основе прочитанного текста. Задание 13.2 представляет собой сочинение по предложенной цитате. Предлагаю попробовать написать сочинение 13.2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lila.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 13.2)»

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 13.2).

- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи:

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как память, отзывчивость, человечность.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности. Заключительным этапом урока стала рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся анализ текста на основе приемов смыслового чтения. Выдвижение гипотез. Создание текста на основе алгоритма написания сочинения-рассуждения (задание 13.2).

Оборудование: тексты для анализа, алгоритм написания сочинения- рассуждения задания 13.2, компьютер, проектор.

УМК и оборудование: видеоролик, раздаточный материал

 (текст Экзюпери, задания для групп); записи на доске (тема урока, эпиграф); памятка «План сочинения-рассуждения»; памятка «Структура сочинения-рассуждения»; памятка

«Рефлексия»; рекомендации  и речевые клише для подготовки к написанию сочинения - рассуждения; компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД:  умение работать с текстом, анализировать, выстраивать

последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы,  находить ответы на вопросы.


Ход урока.

I. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности. 1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Надеюсь на плодотворное сотрудничество на уроке.

 Сегодня нам предстоит подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Но для начала я приглашаю вас посмотреть короткометражный фильм «Лила» режиссера Карла Ласкано.

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

-Какие чувства вы испытываете, посмотрев фильм?

(подводим к мысли, что девушка видит больше, чем обычные люди)

-О чем будет сегодняшнее наше сочинение?

-Верно. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут такие слова: «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»

Сегодня будем учиться выполнять задание 13.2. Запишем в тетради сегодняшнее число и тему урока «Подготовка к сочинению-рассуждению (задание 13.2). Ребята, давайте сформулируем цели урока.
ответ ученика: Мы будем анализировать текст, сформулируем тезис-определение, прокомментируем его, приведём примеры-аргументы, напишем сочинение-рассуждение в соответствии с его структурой.
 

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

II. Актуализация опорных знаний.

 Актуализация знаний проводится путём фронтального опроса, восстанавливающего знание учащимися основных понятий, необходимых для подготовки к сочинению.

Слово учителя:

- Написание сочинения-рассуждения – это одно из самых сложных заданий, и к нему нужно готовиться заранее.

Беседа с учащимися.

1.- Вспомним основную структуру сочинения-рассуждения ( композиция) .

1.Вступление. Тезис.

2.Основная часть. Аргументы (доказательства)

3. Вывод.

2. - Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это мысль, положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…»

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

Учитель:  Вспомним план сочинения-рассуждения.

Ответ ученика: Тезис, аргументы (доказательства), вывод.

Учитель:  Что такое тезис, аргументы, вывод?

Ответ ученика: Тезис−это утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы−это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод− это заключение, итог проведенного рассуждения. Памятка №1

Учитель: Какова структура построения сочинения-рассуждения?

Ответ ученика: Памятка № 2

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста  

4. Второй пример -  аргумент из вашего жизненного опыта 

5. Заключение−вывод

Учитель: Обратите внимание на критерии оценивания  композиции сочинения. (Памятка №3). Какие в них требования к тексту?

Ответ ученика: Текст должен характеризоваться  смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, композиционной завершённостью

III. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Достаточно ли у нас материала к написанию сочинения?

Учащиеся: Нет.

Учитель: работа по сбору материала к сочинению. Слово учителя: Поработаем с толковыми словарями. Подберите синонимы и антонимы

III. Работа над построением сочинения - рассуждения.

 Задание.- Внимательно прочитайте текст, затем карандашом подчеркните ключевые слова, предложения, несущие важную информацию. Определите тему текста ( о чём текст?), идею (какую мысль хочет донести до читателя автор? Ради чего был написан текст?)

ИНСЕРТ: пометки на полях

(1)Лис долго смотрел на Маленького принца. (2)Потом сказал:
— Пожалуйста… приручи меня!— (3)Я бы рад, — отвечал Маленький принц, — но у меня так мало времени. (4)Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.
— (5)Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. — (6)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (7)0ни покупают вещи готовыми в магазинах. (8)Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. (9)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!— (10)А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.
— (И)Надо запастись терпеньем, — ответил Лис. — (12)Сперва сядь вон там, поодаль, на траву — вот так. (13)Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. (14)Слова только мешают понимать друг друга. (15)Но с каждым днём садись немножко ближе…(16)Назавтра Маленький принц вновь пришёл на то же место.
— (17)Лучше приходи всегда в один и тот же час, — попросил Лис. — (18)Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трёх часов почувствую себя счастливым. (19)И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. (20)В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. (21)Я узнаю цену счастью! (22)А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить своё сердце…(23)Нужно соблюдать обряды…24)Так Маленький принц приручил Лиса. (25)И вот настал час прощанья.— (26)Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.— (27)Ты сам виноват, — сказал Маленький принц, — я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…— (28)Да, конечно, — сказал Лис.— (29)Но ты будешь плакать!— (30)Да, конечно.— (31)3начит, тебе от этого плохо.— (32)Нет, — возразил Лис, — мне хорошо. (33)Вспомни, что я говорил про золотые колосья, на которые похожи твои волосы.(34)Он сначала умолк. (35)Потом продолжил.
— (36)Поди взгляни ещё раз на розы. (37)Ты поймёшь, что твоя роза — единственная в мире. (38)А когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (39)Это будет мой тебе подарок.

(40)Маленький принц пошёл взглянуть на розы.
— (41)Вы ничуть не похожи на мою розу, — сказал он им. — (42)Вы ещё ничто. (43)Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. (44)Таким был прежде мой Лис. (45)Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. (46)Но я с ним сдружился, и. теперь он — единственный в целом свете. (47)Розы очень смутились.

— (48)Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. — (49)Ради вас не захочется умереть. (бО)Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. (51)Но мне она одна дороже всех вас. (52)Ведь это её, а не вас я поливал каждый день. (53)Её, а не вас накрывал стеклянным колпаком. (54)Её загораживал ширмой, оберегая от ветра. (55)Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. (56)Она — моя. (57)И Маленький принц возвратился к Лису.
— (58)Прощай… — сказал он. — (59)Прощай, — сказал Лис. — (60)Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (61)Самого главного глазами не увидишь.
— (62)Самого главного глазами не увидишь, — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить,— (63)Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.— (64)Потому что я отдавал ей всю душу… — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.— (65)Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. (66)Ты в ответе за твою розу.— (67)Я в ответе за мою розу… — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.


По А. де Сент-Экзюпери*)
— Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944) — французский литератор, эссеист, профессиональный лётчик
.

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Беседа.

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете слова Лиса: «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Помните: если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов

Задание.- Внимательно прочитайте текст, затем карандашом подчеркните ключевые слова, предложения, несущие важную информацию. Определите тему текста ( о чём текст?), идею (какую мысль хочет донести до читателя автор? Ради чего был написан текст?)

- К какой категории можно отнести нашу проблему?

 

*Нравственная

*Экологическая

*Философская

*Морально-этическая

*Политическая

*Психологическая

*Эстетическая

Проблема, рассматриваемая автором:

*Злободневная

*Спорная

*Актуальная

*Важная

*Серьёзная

*Сложная

*Неразрешимая

2. - Итак, вам нужно объяснить смысл фрагмента текста (в данном случае одного предложения), подобрать аргументы и сделать выводы.

 Вступление –тезис.

Тезис – это мысль, которую надо доказать. Здесь необходимо сформулировать (желательно одним – двумя предложениями) своё понимание смысла указанного фрагмента. Обычно фраза, данная для анализа, представляет собой мысль, несущую наибольшую идейно-тематическую нагрузку.

- Вступление обычно состоит из двух частей: тезиса и комментария. Тезис представляет собой толкование фрагмента текста, а комментарий – пояснение тезиса. Комментарий является обязательным структурным элементом любого сочинения-рассуждения.

 Вопросы, помогающие оформить комментарий:

Что мне известно об этой проблеме (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?

Чем существенным я могу дополнить своё толкование?

Какое ключевое слово или словосочетание в отрывке мне хотелось бы пояснить?

Основная часть – доказательства (аргументы).

 Эта часть должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли, извлекая при этом аргументы (слова, словосочетания, предложения) из анализируемого текста. Обязательное требование к аргументу – его соответствие тезису, т.е. объяснению содержания фрагмента. Подумайте, что и при помощи чего вы будете доказывать. Избегай те пересказа текста, вы должны показать умение анализировать и рассуждать. Нужно обязательно прокомментировать аргумент.

 Задание. Найдите в тексте примеры – аргументы, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента.

 Заключение – вывод.

 Эта часть, как и первая, не должна превышать по объёму основную. Здесь необходимо обобщить сказанное, ещё раз вернувшись к самому главному, и сделать вывод. Проверьте, чтобы вывод не противоречил по смыслу тезису и аргументам.

 Приложение.

Алгоритм написания сочинения 13.2

1.Вдумчиво и не спеша прочитайте текст, с которого начинается часть 2 вашей экзаменационной работы.

2.Прочитайте задание 13.2 и поработайте с предложением (фрагментом) текста, вынесенным в задание. Подчеркните в нём ключевые слова. Какая мысль заключена в этом предложении(фрагменте)?

3.Найдите в тексте это предложение (фрагмент) и подчеркните его.

Определите:

 А) в какой части текста находится это предложение. – в начале, в середине или в конце;

 Б) кому принадлежит это высказывание – герою произведения или самому автору;

 В) какова позиция автора произведения – что он хотел сказать, какую основную мысль предать читателю;

 Г) выражает ли автор свою позицию непосредственно (в каких либо предложениях)или опосредованно;

Д) если в тексте не выражена словесно основная мысль или нет прямой оценки автора, которую он даёт герою и его поступкам, то определите, при помощи каких средств автор выражает своё мнение (при помощи сюжета, композиции, образа положительного героя, портрета героя, его речевой характеристики и т.п.)

4.Сформулируйте идею текста (основную мысль) и определите, соответствует ли авторская позиция вашему пониманию, вашему мнению по поводу анализируемого фрагмента.(Как правило, с позицией автора трудно не согласиться, если речь идёт о каких-либо нравственных понятиях – добре, зле, честности, милосердии, предательстве и проч.)

5.Объясните, как вы поняли предложение текста: дайте своё видение, свою трактовку смысла цитаты. Помните, что вы должны выразить своё мнение о фрагменте в контексте всего рассказа в целом.

6. Найдите в тексте два примера, которыми вы сможете подтвердить своё мнение, свои рассуждения о фрагменте. Помните, что вы аргументируете (доказываете) свою оценку, своё мнение о цитате.

7.Соотнесите ваш вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением смысла фрагмента.

8.Напишите сочинение, соблюдая структуру сочинения-рассуждения. Проверьте его.

 Клише для сочинения 13.2

Клише для сочинения 13.2

Часть сочинения

Клише

Вступление (формулирование тезиса)

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Автор текста приглашает читателя к размышлению над вопросом… Смысл финала текста говорит нам о том, что… Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста:… В этом отрывке автор хочет сказать нам о том… Этим отрывком автор хочет нам показать… Текст заканчивается словами:«…». Полагаю, речь идёт о том, что… Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что… В этом фрагменте автор говорит о том, что… Смысл данного отрывка я понимаю так:… В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что… Па мой взгляд, данный отрывок показывает /объясняет /раскрывает… По моему мнению, в этом отрывке показано… Мне кажется, в этом отрывке содержится главная (основная) мысль текста:… Этот отрывок отражает идею текста, которая заключается в следующем… Смысл данного фрагмента я понимаю так:… Я считаю, что… текст (фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над…

Основная (аргументация)

Примером может стать аргумент из текста, в котором… Обратимся к тексту (фамилия автора в род. п.)… Предложение … подтверждает мысль о том, что… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (предложению из текста). В предложении … автор говорит о том, что… Предложение … подтверждает мысль о том, что… Эту мысль подтверждает предложение… В тексте (фамилия автора в род. п.) сказано:… Автор говорит (подчёркивает, обращает / акцентирует наше внимание, выделяет, замечает, указывает, размышляет, высказывает интересное мнение / предположение по поводу, особо останавливается на…, возвращается к… и др.)… Этот пример ярко демонстрирует основную мысль текста. Проиллюстрировать тезис можно следующим примером из текста (на примерах из текста). В тексте (фамилия автора в род. п.) можно найти пример, подтверждающий мою мысль (мой тезис). Подтвердить данный аргумент можно примером из… предложения текста. Справедливость этого вывода можно доказать на примере… предложения. В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. ‘

Заключение (вывод)

Итак, в заключение… Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать… Подводя итог, хочется сказать… Делая выводы… Делая выводы из выбранных нами доказательств… Исходя из сказанного… Таким образом, мы пришли к выводу… Надеюсь, что я смог(-ла) объяснить значение отрывка из текста… Текст (фамилия автора в род. п.) помог понять…