Причины неуспеваемости и пути её преодоления.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/06/2_2.jpg)
Неуспеваемость - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.
Неуспевающие дети есть практически в каждом классе. И работа с ними требует немало усилий. Меня, как учителя-предметника всегда волнует этот вопрос. Поэтому таким детям я уделяю максимум своего внимания. Когда у меня появляется новый класс и в нём есть неуспевающие, я беседую с классным руководителем и выясняю, в чём причины неуспеваемости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Карпова Татьяна Сергеевна МБУ «Школа № 70»,
г.о.Тольятти, Самарской области
Причины неуспеваемости и пути её преодоления.
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Неуспеваемость - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.
Неуспевающие дети есть практически в каждом классе. И работа с ними требует немало усилий. Меня, как учителя-предметника всегда волнует этот вопрос. Поэтому таким детям я уделяю максимум своего внимания. Когда у меня появляется новый класс и в нём есть неуспевающие, я беседую с классным руководителем и выясняю, в чём причины неуспеваемости. Скорее всего, ребёнок живёт в неблагополучных условиях. Это, на мой взгляд, самая распространённая причина неуспеваемости. У таких детей зачастую отсутствует место для учёбы и отдыха, вследствие чего пропадает интерес к учёбе, появляются пробелы в знаниях. Выяснив необходимую информацию, я стараюсь уделять такому ученику больше внимания, привлекаю для помощи в предметном кабинете, т.е. создаю такие условия, которые в какой-то степени компенсировали бы недостатки семейного воспитания. Это достигается относительно проще, если у ученика имеются склонности к учёбе или какому-либо творчеству. Зачастую учащиеся начальных классов приходят ко мне без школьных принадлежностей- у меня на полке стоит стакан с ручками, фломастерами и цветными карандашами. Вместо того, чтобы ставить двойку за неготовность к уроку, я предлагаю воспользоваться ими.
Нежелание ученика учиться может быть вызвано отсутствием интереса у школьника лишь к данному предмету. Ученик может быть способный, ему легко учиться при желании он мог бы неплохо успевать, однако он равнодушен именно к этому предмету. Так появляется ещё один неуспевающий. Здесь следует искать и найти такой подход, который заново открыл бы для данного ученика все достоинства изучаемого предмета.
Чаще всего такой ученик даже не пытается делать домашнюю работу, т.к. у него нет желания. Именно поэтому при изучении каждой темы я задаю учащимся такие задания, которые могут и хотят сделать все ученики в классе. Так, например, при изучении темы «Еда» учащимся предлагается творческая работа (нарисовать рисунок, написать рецепт и т.д.) -зависит от уровня подготовленности. Как правило, ребята с удовольствием выполняют задания и получают положительную отметку.
Отметим еще одну часто встречающуюся причину - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки” скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество - состояние неуверенности, безразличия к оценке. Ведь рано или поздно такие ученики, сдав долги, получат за четверть “три”. Понимая, какой явный вред и в обучении, и в воспитании приносят такие “двойки”, учитель должен находить другие способы оценки невыполненной учеником работы. Я предлагаю своим стеснительным учащимся подходить ко мне на перемене и сдать материал индивидуально.
Комплексный подход к решению проблем неуспеваемости это совместная работа педагога, психолога, логопеда, социального педагога, и, конечно же родителей. Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому, я стараюсь контактировать с родителями неуспевающих через дневник, классного руководителя, а иногда даже завуча, курирующего параллель.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке:
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся |
|
При изложении нового материала |
|
При организации самостоятельной работы |
|
В ходе самостоятельной работы на уроке |
|
Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.