«Содержание и организация образовательной деятельности обуч-ся с особыми образовательными потребностями в усл-ях перехода на ФГОС"
«Стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина»
В.В.Путин
Российская система образования вот уже 20 лет находится в условиях реформирования. Новый этап связан с введением и реализацией ФГОС для обучающихся различных категорий. Первыми к реализации Стандартов приступила начальная общеобразовательная школа и уже в течение 3 лет на различных уровнях обсуждаются проблемы и риски его реализации. Далее Стандарт основного общего образования, Стандарт обучения детей с умственной отсталостью, Стандарт среднего образования…
-Так что же такое Стандарт? Понятие «стандарт» впервые появилось в российском образовании в начале 90-х годов. Стандарт утверждает то, что школьники должны знать и уметь на определенных этапах своей учебы в школе… В 2000 годы при узко предметном подходе к системе образования стало очевидным, что наша система образования отстает от мировой практики..
Стандарт прописывает:
чему следует учить и научить ребенка, причем учить желательно так, чтобы детям было интересно, радостно, комфортно и понятно.
Нынешний Стандарт понимается как общественный договор личности, семьи, государства, школы, всех заинтересованных сторон.
Стандарт рассматривается, прежде всего, как совокупность требований:
требований к структуре образовательных программ (чему и как учить),
требований к результатам образования (чему научить), а также
требований к условиям, которые должны быть обеспечены школе, чтобы она могла добиваться в очерченных рамках необходимых результатов…
-Какие нормативные документы должны стать настольной книгой учителя обучающего детей с ОВЗ ?
ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»От 29.12.2012г№ 273 –ФЗ
Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»От 19.12.2014г№ 1598
Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»От 19.12.2014г№ 1599
-Какие основные задачи определены Стандартом?
Формирование общей культуры обучающихся с умственной отсталостью, обеспечивающей разностороннее развитие их личности.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия.
Формирование основ учебной деятельности.
Создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося.
Обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей.
Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствие с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)…
В условиях введения Стандарта учитель становится ключевой фигурой, поскольку именно на него возложена миссия перехода от «знаниевой» направленности образования к деятельностной. Стандарт диктует не только новое качество обучения, но и новое качество педагога.
Важно:
Научить их самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
Быть социально активными, но уважать законы и правопорядок
Умето соотносить свои поступки с нравственными ценностями
Осознавать свои обязанности перез семьей, обществом, Родиной….
Педагогический прием В таблице закодирована фраза – «Что формируют личностные и предметные результаты», необходимо ее найти. (Жизненные компетенции).
Актуальность вопроса состоит в том, что переход к качественно новому обществу требует полного развития личности, коммуникативных способностей, умения учиться, сотрудничать, т.е. тех ключевых компетенций, помогающих адаптироваться и жить в обществе с возрастающей информационной составляющей..
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития иопределяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.
Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:- начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
- использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;
- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
- максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
Получить полный текст
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: - игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.