Воспитание…Каким оно должно быть?
Воспитание детей – рекордно сложное занятие,
самое запутанное из всех видов творчества.
Это творение живых характеров, создание
необыкновенно сложных микромиров,
а для такого творчества нужна и глубокая интуиция,
и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы
относиться как к самой важной из всех земных профессий…
Ю. Рюриков
Воспитание… Каким оно должно быть?
Воспитание – это искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальность и характер, его отношение к воспитанникам.
Какова цель воспитания? На этот счёт существовало и существует много разных мнений. Цель воспитания определяется потребностями общества и зависит от темпов социального и научно–технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей учебных заведений, учителей и учеников.
Современное поколение детей – это дети родителей конца двадцатого века. Это время моего взросления, время, которое вместило в себя столько великого и низкого, мудрого и бездумного, столько крови и самоотверженности, высоких порывов и зла. Это время рухнувшей воспитательной системы Великой страны.
В настоящее время бытует мнение, что воспитанием должны заниматься педагоги в школе, но я убеждена, что процесс воспитания начинается с семьи. Влияние семьи намного превышает воспитательные воздействия, применяемые в школе. Ведь именно в семье формируются первичные ценностные ориентации и социальные установки ребёнка. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга.
Учитель, даже самый талантливый, не исправит ошибок родителей и «нелепости» окружающей жизни. Но, воспитывая личность, учитель дает шанс ученику состояться как человеку, как личности. Личность – изделие штучное. Моя задача состоит в том, чтобы таких «изделий» было как можно больше.
Давайте посмотрим на современных детей. Создается впечатление, что они жестоки и заняты только собой. «Я хочу!» - вот их желание; человеческие ценности вытесняются материальными, преобладают узколичные, «продовольственно - вещевые» по характеру цели. Очевидно, что они совсем другие, не такие, как мы… И чем старше становимся мы, тем виднее разница, тем труднее нам принимать детей. Но их надо принимать именно такими. А для этого их надо понять. А чтобы понять, их надо узнать. Узнать, чтобы полюбить. Без любви воспитание невозможно!
Чаще с нескрываемым интересом и любопытством надо задавать детям вопросы: «Что нового? Чем интересуетесь? Что модно? Что означает это новое слово?» Надо уметь разговаривать на «их языке», но не допускать панибратства и фамильярности. Оставаться культурным Человеком, Педагогом, стоящим чуть выше, но так, чтобы детям захотелось подняться, дотянуться рукой до тебя. А нам - не забыть протянуть им свою руку…
Воспитание сегодня… Каким оно должно быть? Кого воспитывать? Как воспитывать? Эти вопросы будут злободневны всегда.
В нашем современном обществе в условиях образовательного процесса целью воспитания является человек, воспитание в человеке человека. А это труднее, чем просто научить чему-то.
Каждый педагог и родитель должны запомнить, что передать миру наших детей нужно Людьми. Это наша совместная задача. Это наш социальный заказ.