ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕУСПЕШНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА и ЛИТЕРАТУРЫ.
Два слова – НЕУСПЕШНОСТЬ и НЕУСПЕВАЕМОСТЬ – хоть и фонетически похожи, но имеют разные значения. Понятие неуспеваемости отражает неэффективность учебной деятельности, важной, но отнюдь не единственной составляющей того, что должна давать школа. Неуспешность может проявляться в недостижении не только образовательной, но и других целей школы. Успеваемость (или неуспеваемость) оценивается баллами, для неуспешности пока не изобретено никакой системы измерения, даже такой несовершенной и десятилетиями критикуемой, как школьные оценки.
Проблема школьной неуспешности гораздо шире проблемы школьной (учебной, академической) неуспеваемости. Если школьная неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень (степень, показатель) усвоения знаний, то школьная неуспешность отражает определенное свойство личности, содержащее немало компонентов, таких как:
· Постоянно высокий уровень тревоги
· Низкая мотивация учиться
· Нарушения внимания, памяти
· Неусидчивость или уход в себя
· Заниженная (или неадекватная) самооценка, представление о себе как о «безнадежном», «плохом ученике»
· Неуверенность в себе
· Неверие в возможность удачи
· Ожидание помощи от других
Успешность (или неуспешность) как понятие имеет несколько аспектов: психологический, социальный, профессиональный и др. Я остановлюсь на том, который непосредственно касается нас, учителей-предметников, и связан с успеваемостью наших учеников, т.к. хорошая успеваемость в школе – это залог и основа будущей успешности любого человека.
Как мы можем помочь стать ученику успешным? Очевидно, наша задача (я имею в виду предметников) - повышать мотивацию к учебе, развивать память, заставить обучающихся поверить в свои силы и способности. Любая деятельность должна быть успешной, иначе она теряет всякий смысл. Успешная деятельность определяет устойчивый интерес к ней, эмоциональную и психологическую комфортность человека. Мы должны стремиться к тому, чтобы на каждом уроке создавать ситуацию успеха для каждого ученика. Если обучающийся будет получать хорошие оценки, соответствующие высокому уровню знаний, он почувствует уверенность в себе, что, конечно же, приведет к успешности в других делах и начинаниях.
Поделюсь опытом преподавателей нашего МО.
Работая с недостаточно успешными обучающимися, преподаватели нашего МО подбирают задания, повышающие активность в процессе восприятия и осмысления материала, оказывающие оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала, обучающие приемам рациональной умственной деятельности, способствующие систематизации и совершенствованию знаний. И здесь трудно переоценить использование ИКТ, без них работу современной школы представить невозможно.
Для подготовки обучающихся к сдаче экзамена преподаватели объединения активно используют сайт «Решу ЕГЭ», где учитель может составить неограниченное количество необходимых ему проверочных работ, воспользовавшись случайным генерированием теста, подобрав определённые задания из каталога или включив в работу собственные задания.
Для каждой работы система выдаст индивидуальную ссылку, содержащую номер варианта, который нужно сообщить учащимся. Учащиеся (дома или в школе) вводят полученную ссылку на странице «Ученику», проходят тестирование и сохраняют результаты, нажав кнопку «Сохранить результаты».
Способствует повышению мотивации работа с экзаменационными заданиями на сайтах ФИПИ, «Незнайка.ру» и др.
Постепенно выполнение большого количества однотипных заданий приведет к тому, что ученик начнет с ними справляться, это придаст уверенность в силах, и это один из шагов к успешности. Когда обучающийся с уверенностью говорит: «Я могу!» - это пусть маленькая, но победа.
Если в 9-11 классах самая главная задача – подготовка к успешной сдаче экзаменов, то в 5-8 классах мы используем ИКТ для закрепления и обобщения материала.
В этом нам помогают дидактические игры. Дидактическая игра – способ активизации речемыслительных умений школьников. На уроке русского языка можно использовать различные задания с целью пробуждения интереса к предмету, развития познавательных способностей, умения анализировать и выбирать. Игра служит средством повторения и обобщения сведений о конкретном языковом явлении. Можно использовать такие формы, как кроссворд, загадки с объяснением орфограмм, ребусы. Например, ребусы с дальнейшим фонетическим разбором отгаданного слова. В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание. Фонетический разбор проводится с целью развития речевых навыков.
Когда тема изучена, мы проводим викторины (как по ря, так и по литературе).
Викторины и КВН, тематические игры типа «СВОЯ ИГРА», электронные тесты вызывают большой интерес абсолютно у всех и способствуют закреплению знаний.
Игры всегда интересны обучающимся, в них могут с неожиданной стороны проявить себя те, кто на обычных уроках бывает пассивен, безразличен. В игре же могут реализоваться какие-то скрытые ресурсы ребёнка.
Конструирование. Развивать речь – значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений и словосочетаний, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Для конструирования словосочетаний и предложений на уроках русского языка можно использовать такие творческие задания, как представленные на слайде.
Проектная деятельность. Проект способствует проявлению интеллектуальных способностей, коммуникативных качеств, демонстрирует уровень владения знаниями и общеучебными умениями, способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе работы над проектом учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность (нескольких учеников или учителя и ученика) реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового проектов.
Начинать активно использовать метод проектов как способ предупреждения неуспешности можно уже в 5 классе (конечно, это будут еще не исследовательские проекты, а пока только творческие или игровые). И это тоже ступень на пути самоутверждения подрастающего человека.
1. Взаимопроверка, взаимодиктанты также широко используются преподавателями МО (обучающиеся сами составляют диктанты, тесты, кроссворды. Такие задания выполняются всеми с интересом).
2. Уроки-инсценировки (на уроках литературы) мотивируют учащихся обращаться к текстам произведений (что важно, т.к. в целом в обществе очень остро стоит проблема НЕЧТЕНИЯ). Кроме того, сцена (даже если она ограничена размерами одного учебного кабинета) раскрепощает, ученики начинают смотреть друг на друга новыми глазами. Заучивание текстов с последующим их озвучиванием способствует совершенствованию владения речью, что очень важно в процессе формирования личности, т.к. развитая речь - показатель развитого мышления.
Преподавателям нашего МО хотелось бы вернуться к практике прошлых лет, когда мы приглашали в школу филармонию. В школу в удобное для нас время приезжали ведущие солисты и камерные ансамбли филармонии, выпускники Московской консерватории и Гнесинской академии музыки, артисты московских театров, а также лекторы-музыковеды филармонии — специалисты, обладающие всесторонними знаниями, культурой слова, опытом и талантом общения с детской аудиторией. Программы концертов-лекций, тематических бесед, литературно-музыкальных композиций разработаны с учетом особенностей восприятия детей разного возраста. Концерты филармонии всегда оказывались незабываемыми и очень полезными «уроками» .
Эффективное средство предупреждения неуспешности - индивидуальная работа. Учебный материал разбивается на уровни, формируются критерии оценки деятельности учащихся: программа максимум и минимум. Учитель определяет уровень развития знаний, умений, навыков учащихся, их готовность к дальнейшему изучению материала, выделяется материал для повторения каждым учеником, формируется карта индивидуальных достижений учащихся.
Таким образом, работа по предупреждению неуспеваемости школьников на уроках русского языка идет по двум направлениям: с одной стороны, мы совершенствуем методику проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности класса или группы и отдельных учеников, с другой – применяем систему воспитательных средств воздействия на учеников с тем, чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к предмету, а наоборот вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению трудностей. И как итог, у обучающихся формируется желание быть успешным и из любой ситуации выходить с честью, с высоко поднятой головой.