«Формирование метапредметных компетенций обучающихся через проектно – исследовательскую деятельность»

 

Выступление Валиевой Э.Ф., учителя химии МБОУ "АСОШ №1" Актанышского района Республики Татарстан  

на  республиканском научно – методическом семинаре для учителей «Инновационные методики преподавания в школе и их реализация»

(в рамках республиканских инновационных площадок  «Модели организации внеурочной  деятельности  школьников в соответствии с требованиями ФГОСООО»

 и  «Актуальные проблемы реализации ФГОС  общего образования» на базе «Лицей №5» Вахитовского района г.Казани

18 апреля 2017 г.

Здравствуйте  уважаемая аудитория. Добрый день.  Меня зовут Эльвира Фанисовна. Я  учитель химии МБОУ «Актанышская средняя школа №1» Актанышского муниципального района Республики Татарстан.

1 слайд Тема  «Формирование метапредметных  компетенций обучающихся через проектно – исследовательскую деятельность»

2слайд. Древнеримский Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения.

Я считаю, что организация проектно - исследовательской деятельности обеспечивает благодатные условия для выхода на метапредметный результат. Однако успешному ее выполнению мешают определенные трудности. Одна из которых – противоречие между достаточным объемом знаний учащихся и практической неспособностью применять метапредметные знания в реальной жизни, данную проблему я попытаюсь раскрыть и решить в моем выступлении. (Многие наши школьники знают материал, но не умеют с ним работать в повседневной жизни).   

Для решения данной проблемы  я перед собой поставила цель - создать условия для формирования метапредметных компетенций учащихся через проектно – исследовательскую   деятельность.  Считаю, что для повышения мотивации школьников необходимо формировать навыки критического и     креативного мышления

Механизмом  достижения  цели является метапредметный подход, так как он предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов, которые сейчас разработаны и активно внедряются в обучение.

  3 слайд. Гипотеза моего  собственного исследования заключается в том, что  эффективность развития жизненно- ориентированных способностей жизненно – ориентированных способностей учащихся на занятиях химии и в повседневной жизни повышается, если основу обучения составляет учебная, проектная  и исследовательская деятельность  в качестве метапредметного компонента.

4 слайд.  В своей педагогической деятельности использую труды американского  философа - прагматика  Джона Дьюи (1859 - 1952). Он является основоположником  "метода проектов" в мировой практике. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей.

В российской системе образования с начала ХХI века компетенции стали трактоваться как новый подход к конструированию образовательных стандартов. 

Под эвристическим обучением мы понимаем обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.

Прародителем данной методики был древнегреческий философ Сократ. Делал это он еще в V веке до Рождества Христова. Сократ — автор метода, названного впоследствии «сократической беседой». Сейчас этот метод называется «частично поисковым» или «эвристическим».

5  слайд.  

           Что такое метапредметность ?

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие- то их грани.   На своих уроках я часто использую понятия метпредметного характера. Название многих химических веществ учащимися трудно запоминается и суть этих веществ не все полностью  понимают. Для того чтобы ученик промысливал и прослеживал происхождение важнейших понятий, я ознакомливаю учащихся с  бытовыми (обиходными)   названиями веществ, и тем самым обеспечиваю целостное представление ученика об окружающем мире. ГИПЕРССЫЛКА. Например, дигидрат сульфата кальция -гипс,  гидрокарбонат натрия - питьевая сода; карбонат кальция - мрамор, мел, известняк и т.д.

Чтобы учащиеся смогли использовать полученные  знания на практике  на уроках задаю действенные вопросы практико – ориентированного характера.

Например,

  1. Почему после чистки зубов нельзя употреблять яблоко?
  2. Почему нельзя употреблять горячую пищу?
  3. Почему на жареном мясе образуется румяная  корочка?

На данные вопросы нельзя ответить односложно, необходимо размышлять и уметь отстаивать свою точку зрения, что способствует развитию критического мышления.

Также стараюсь на своих уроках создавать  ситуация успеха, чтобы ученики  могли гордится и радоваться своим победам и  открытиям. Для этого на дом задаю выполнение лабораторных  работ.

Например,

Приготовьте лимонад.  Налейте в стакан  охлажденную  кипяченую воду, положите чайную ложечку варенья, щепотку лимонной кислоты и хорошо перемешайте. Добавьте  щепотку пищевой соды, энергично размешайте и выпейте приготовленный лимонад. Запишите уравнения реакций.

С учащимися решаем задачи и задания  валеологического и жизненного характера. Так как метапредметность - это жизнь, ребенок добывая  информацию о мире, расширяет кругозор.

Гиперссылка. Например,

В середине марта, садоводы начинают готовить семена огурцов. Для прогревания их подвешивают над батареей. Затем на 10 мин. Помещают в 5 % раствор поваренной соли. Для посева отбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Приготовьте 80 г  такого раствора.

Для обеспечения  целостности представлений об окружающем мире вместе с учащимися создаем  исследовательские проекты и  учебные проекты.

6 слайд. Более подробно остановлюсь на учебном проекте.

7 слайд.  Конечным  продуктом проектной деятельности учащихся может быть  не только презентация, а модели, макеты, какой – то химический продукт (например, производство мыла),  видеоклипы учащихся (Химия- королева наук), справочники, публикации, серии иллюстраций, коллекции, статьи, буклеты и т.д. Модели, макеты, конечные продукты успешно используется для баскет - метода («Экскурсия в химический музей». Продукты  находят место в АМО (для другой аудитории). Учебно – проектные работы являются началом участия учащихся на н-практических конференциях разного уровня.

8 слайд. Сопоставительный анализ метапредметных и проектных компетенций.

Проектные  (исследовательские) компетенции – одна из составляющих метапредметных. Проектно – исследовательские компетенции развивают метапредметные компетенции. Метапредметные компетенции связаны  с проектной, тем самым они дополняют друг друга.

Развивая проектно – исследовательской деятельности формируется валеологическая и экологическая культуры учащихся.

9 слайд. Результат проектно – исследовательской деятельности может быть выражен формулами типа

   «Я смог создать что –то!», «Я могу использовать полученные знания в жизни!», «Я хочу исследовать теперь и …»

10.Слайд: Я считаю, использование проектно – исследовательских методов в качестве метапредметного компонента в моей практике способствовали формированию    Следующих    личностных  результатов:

1. Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения;

2. Осознание жизненной ситуации с точки зрения безлпасного образа жизни и сохранения здоровья.

3. Формулирование экологического мышления;

4.Участие в делах, приносящих пользу людям.

       Слайд 11.                         Метапредметные результаты:

      1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

     2) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

     3)Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

     4) Повысился интерес к учебным предметам и сформироваться внутренняя познавательная мотивация учащихся;

     5) Сформировались  умения пользоваться информационными ресурсами и средствами коммуникации;

     6)Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

   7) Формирование  научно-теоретического,  нестандартного мышления обучающихся.

Слайд 12, 13.    Предметные результаты:

- Повысились количественные показатели успешности обучающихся (участие и победы в конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня, повышение качеств знаний);

 - Повысились качественные показатели  (творческий потенциал школьников);

Многие работы получили высокую оценку на Поволжских и республиканских научно-практических конференциях.

Повысилтсь количественные показатели успешности обучающихся (участие и победы в конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня, повышение качеств знаний);

 Как Вы видите в таблице участие школьников на творческих конкурсах повышается  не только в количественном соотношении, но и  качественными показателями.Победа моих учеников –это моя победа.

Слайд 14. Я считаю, что гипотеза доказана. Эффективность развития проектно –исследовательских жизненно- ориентированных способностей учащихся на занятиях химии и в повседневной жизни повышается, если основу обучения составляет учебная, проектная  и исследовательская деятельность  в качестве метапредметного компонента.

Благодарю за внимание!