«Формирование метапредметных компетенций обучающихся через проектно – исследовательскую деятельность»
Выступление Валиевой Э.Ф., учителя химии МБОУ "АСОШ №1" Актанышского района Республики Татарстан
на республиканском научно – методическом семинаре для учителей «Инновационные методики преподавания в школе и их реализация»
(в рамках республиканских инновационных площадок «Модели организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОСООО»
и «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования» на базе «Лицей №5» Вахитовского района г.Казани
18 апреля 2017 г.
Здравствуйте уважаемая аудитория. Добрый день. Меня зовут Эльвира Фанисовна. Я учитель химии МБОУ «Актанышская средняя школа №1» Актанышского муниципального района Республики Татарстан.
1 слайд Тема «Формирование метапредметных компетенций обучающихся через проектно – исследовательскую деятельность»
2слайд. Древнеримский Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения.
Я считаю, что организация проектно - исследовательской деятельности обеспечивает благодатные условия для выхода на метапредметный результат. Однако успешному ее выполнению мешают определенные трудности. Одна из которых – противоречие между достаточным объемом знаний учащихся и практической неспособностью применять метапредметные знания в реальной жизни, данную проблему я попытаюсь раскрыть и решить в моем выступлении. (Многие наши школьники знают материал, но не умеют с ним работать в повседневной жизни).
Для решения данной проблемы я перед собой поставила цель - создать условия для формирования метапредметных компетенций учащихся через проектно – исследовательскую деятельность. Считаю, что для повышения мотивации школьников необходимо формировать навыки критического и креативного мышления
Механизмом достижения цели является метапредметный подход, так как он предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов, которые сейчас разработаны и активно внедряются в обучение.
3 слайд. Гипотеза моего собственного исследования заключается в том, что эффективность развития жизненно- ориентированных способностей жизненно – ориентированных способностей учащихся на занятиях химии и в повседневной жизни повышается, если основу обучения составляет учебная, проектная и исследовательская деятельность в качестве метапредметного компонента.
4 слайд. В своей педагогической деятельности использую труды американского философа - прагматика Джона Дьюи (1859 - 1952). Он является основоположником "метода проектов" в мировой практике. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей.
В российской системе образования с начала ХХI века компетенции стали трактоваться как новый подход к конструированию образовательных стандартов.
Под эвристическим обучением мы понимаем обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.
Прародителем данной методики был древнегреческий философ Сократ. Делал это он еще в V веке до Рождества Христова. Сократ — автор метода, названного впоследствии «сократической беседой». Сейчас этот метод называется «частично поисковым» или «эвристическим».
5 слайд.
Что такое метапредметность ?
Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие- то их грани. На своих уроках я часто использую понятия метпредметного характера. Название многих химических веществ учащимися трудно запоминается и суть этих веществ не все полностью понимают. Для того чтобы ученик промысливал и прослеживал происхождение важнейших понятий, я ознакомливаю учащихся с бытовыми (обиходными) названиями веществ, и тем самым обеспечиваю целостное представление ученика об окружающем мире. ГИПЕРССЫЛКА. Например, дигидрат сульфата кальция -гипс, гидрокарбонат натрия - питьевая сода; карбонат кальция - мрамор, мел, известняк и т.д.
Чтобы учащиеся смогли использовать полученные знания на практике на уроках задаю действенные вопросы практико – ориентированного характера.
Например,
- Почему после чистки зубов нельзя употреблять яблоко?
- Почему нельзя употреблять горячую пищу?
- Почему на жареном мясе образуется румяная корочка?
На данные вопросы нельзя ответить односложно, необходимо размышлять и уметь отстаивать свою точку зрения, что способствует развитию критического мышления.
Также стараюсь на своих уроках создавать ситуация успеха, чтобы ученики могли гордится и радоваться своим победам и открытиям. Для этого на дом задаю выполнение лабораторных работ.
Например,
Приготовьте лимонад. Налейте в стакан охлажденную кипяченую воду, положите чайную ложечку варенья, щепотку лимонной кислоты и хорошо перемешайте. Добавьте щепотку пищевой соды, энергично размешайте и выпейте приготовленный лимонад. Запишите уравнения реакций.
С учащимися решаем задачи и задания валеологического и жизненного характера. Так как метапредметность - это жизнь, ребенок добывая информацию о мире, расширяет кругозор.
Гиперссылка. Например,
В середине марта, садоводы начинают готовить семена огурцов. Для прогревания их подвешивают над батареей. Затем на 10 мин. Помещают в 5 % раствор поваренной соли. Для посева отбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Приготовьте 80 г такого раствора.
Для обеспечения целостности представлений об окружающем мире вместе с учащимися создаем исследовательские проекты и учебные проекты.
6 слайд. Более подробно остановлюсь на учебном проекте.
7 слайд. Конечным продуктом проектной деятельности учащихся может быть не только презентация, а модели, макеты, какой – то химический продукт (например, производство мыла), видеоклипы учащихся (Химия- королева наук), справочники, публикации, серии иллюстраций, коллекции, статьи, буклеты и т.д. Модели, макеты, конечные продукты успешно используется для баскет - метода («Экскурсия в химический музей». Продукты находят место в АМО (для другой аудитории). Учебно – проектные работы являются началом участия учащихся на н-практических конференциях разного уровня.
8 слайд. Сопоставительный анализ метапредметных и проектных компетенций.
Проектные (исследовательские) компетенции – одна из составляющих метапредметных. Проектно – исследовательские компетенции развивают метапредметные компетенции. Метапредметные компетенции связаны с проектной, тем самым они дополняют друг друга.
Развивая проектно – исследовательской деятельности формируется валеологическая и экологическая культуры учащихся.
9 слайд. Результат проектно – исследовательской деятельности может быть выражен формулами типа
«Я смог создать что –то!», «Я могу использовать полученные знания в жизни!», «Я хочу исследовать теперь и …»
10.Слайд: Я считаю, использование проектно – исследовательских методов в качестве метапредметного компонента в моей практике способствовали формированию Следующих личностных результатов:
1. Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения;
2. Осознание жизненной ситуации с точки зрения безлпасного образа жизни и сохранения здоровья.
3. Формулирование экологического мышления;
4.Участие в делах, приносящих пользу людям.
Слайд 11. Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;
2) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
3)Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
4) Повысился интерес к учебным предметам и сформироваться внутренняя познавательная мотивация учащихся;
5) Сформировались умения пользоваться информационными ресурсами и средствами коммуникации;
6)Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
7) Формирование научно-теоретического, нестандартного мышления обучающихся.
Слайд 12, 13. Предметные результаты:
- Повысились количественные показатели успешности обучающихся (участие и победы в конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня, повышение качеств знаний);
- Повысились качественные показатели (творческий потенциал школьников);
Многие работы получили высокую оценку на Поволжских и республиканских научно-практических конференциях.
Повысилтсь количественные показатели успешности обучающихся (участие и победы в конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня, повышение качеств знаний);
Как Вы видите в таблице участие школьников на творческих конкурсах повышается не только в количественном соотношении, но и качественными показателями.Победа моих учеников –это моя победа.
Слайд 14. Я считаю, что гипотеза доказана. Эффективность развития проектно –исследовательских жизненно- ориентированных способностей учащихся на занятиях химии и в повседневной жизни повышается, если основу обучения составляет учебная, проектная и исследовательская деятельность в качестве метапредметного компонента.
Благодарю за внимание!