Основное о внеурочной деятельности (ВД). Что должен знать каждый

Страшнова Татьяна Анатольевна

Стандарт нового поколения отводит ВД важную роль: «Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность».

По ФГОС надо детей развивать, а не обучать. Необходимо научить учиться,  самостоятельно выбирать нужную информацию, подготовить к рабочим местам, которых ещё нет, использовать ресурсы, которые пока не существуют, решать проблемы, которые ещё не поставлены.

ВД можно назвать любую организуемую учителями деятельность школьников вне урока.

Виды внеурочной деятельности:

1.              Познавательная

2.              Трудовая

3.              Игровая

4.              Досугово-развлекательная

5.              Художественное творчество

6.              Туристско-краеведческая

7.              Спортивно-оздоровительная

Например, кружки, конференции, олимпиады, практики, исследования…

ВД введена в целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся. Одним детям необходимо помочь с  научными исследованиями, а другим – развить и или реализовать творческий потенциал, третьим необходима коллективная деятельность.

Сколько  часов надо уделять ВД?

В каждом Субъекте Федерации свои нормативы. Если они чётко не определены, каждая школа решает сама. Также надо помнить, что занятия по ВД не являются обязательными.

Но к программам по ВД есть требования:

1.    Наличие пояснительной записки

2.    Общая характеристика

3.    Личностные и метапредметные результаты освоения курса ВД

4.    Содержание курса ВД

5.    Тематическое планирование с определением основных видов ВД

6.    Описание учебно-методического  и материально-технического обеспечения курса

 

Виды образовательных результатов

 

1.    Личностные (чтобы ребёнок смог реализовать себя в жизни)

2.    Метапредметнвые (позволяет полученную информацию соединить во едино и принять верное решение)

3.    Учебные (человек воспринимает информацию через другого до 15 лет)

 

Личностные результаты ВД имеют три уровня:

1.    Усвоение школьником социально-значимых знаний, т.е. норм и традиций

2.    Развитие социально-значимых отношений учащегося –позитивных отношений к тем нормам и явлениям окружающего мира, которые считаются в этом обществе ценностями

3.    Приобретение школьником опыта осуществления социально-значимых действий, ориентированных на сохранение и развитие того, что  в обществе признаётся ценностями.

 

Метапредметные результаты:

1.    Умение учащихся организовывать совместную деятельность с учителем, сверстниками, старшими и младшими товарищами

2.    Умение работать индивидуально и в группах

3.    Умение недопускать конфликтов и выходить из них, если они произошли

4.    Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения

5.    Умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

В чем  заключается эффективность ВД?

1.              Позитивное отношение учащихся к изучаемому материалу

2.              Готовность сосредоточиться на решаемой задаче

3.              Результативность и продуктивность

4.              Рост числа нестандартных решений

5.              Более доброжелательная обстановка в классе (кооперация, а не конкуренция)

 

Список используемой литературы

1.    ФГОС основного общего образования/Министерство образования и науки РФ. – М., 2013

2.    ФГОС среднего (полного) общего образования/Министерство образования и науки РФ. – М., 2013

3.    Внеурочная деятельность/ П.В.Степанов, Д.В.Григорьев. –М.:Просвещение, 2014