Роль СМИ в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание – это и особый вид многоплановой, скоординированной, целенаправленной деятельности государственных органов, ведомств, политических партий, общественных объединений и организаций и конечно немаловажную роль в этом как средство патриотического воспитания играют средства массовой информации.
Само понятие «патриотизм» выступает как важнейшая ценность, которую надо каждому осмыслить, понять и принять к руководству в жизни, в профессиональной деятельности. Так должно быть в оригинале. В наше время СМИ являются одним из главных источников информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. СМИ способны повлиять практически на все сферы общества, причем не редко для манипуляции и дезинформации людей. Современные СМИ, особенно центральные, отдают явное предпочтение развлекательным передачам, идут по пути удовлетворения интересов невзыскательной части населения в ущерб воспитательной работе. Подрастающие поколение, которое часто и без разбора смотрит передачи, заполненные сценами насилия, приходят к ложному выводу, что мир может быть только жестоким, жизнь - беспорядочной, а человек - безнравственным.
В умах подрастающего поколения стали проявляться бездуховность, агрессивность по отношению к гражданам, согражданам проживающим в других регионах нашей общей страны - и как следствие равнодушие к своей Родине, Отчизне.
СМИ часто транслируют далеко не лучшие образцы воспитания патриотизма. Сообщения, телевизионные передачи с налетом сенсационности, об отклоняющихся от общепринятых норм событиях порождают у читателей, слушателей и зрителей беспокойство и страх, неуверенность в себе, пессимизм в отношении возможности искоренения негативных явлений.
Роль СМИ в процессе патриотического воспитания нельзя оценивать однозначно. Общественное мнение традиционно отводит главенствующую роль в формировании патриотических позиций и установок электронным и печатным источникам информации. СМИ, безусловно, способны оказать поддержку различным слоям населения в проведении тех или иных акций, апеллируя к таким эмоционально-чувственным элементам общественного сознания, как любовь к Родине. В средствах массовой информации доминирует тенденция к освещению патриотизма как памяти, патриотизма как внимания к людям, патриотизма как ответственности, патриотизма как поклонения героям, патриотизма как гордости за свой народ и Отечество. СМИ может и должно служить показателем ценностных ориентиров молодого поколения. Журналисты дополняют нашу работу: воссоздают картины прошлого, обращаясь к чувствам человека, к народной памяти. По данным социологических исследований, молодёжь предпочитает телепрограммы развлекательного характера. Расширение сферы видео культуры ведет к изменению досуга подростков. В недавнем прошлом большую роль в воспитании творческой активности и духовно- эстетических качеств молодого поколения играли учреждения культуры. С середины 80-х годов прошлого столетия стали возрастать возможности удовлетворения культурных потребностей в домашних условиях.
Раньше существовал чёткий образ – модель подростка или молодого человека, на который ориентировалась вся структура СМИ. В настоящее время практически нет достойных объектов для подражания. В современной литературе одни детективы, в видеокультуре отечественного производства большинство сериалы, мыльные оперы. Непонятные мультфильмы для маленьких детей с персонажами монстрами, губками Боб и.т.д.. Засилье западных кино и видеофильмов с элементами жестокости или открытой ненависти, не даёт условий для позитивного самоутверждения молодёжи, предопределяют необходимость коррекции воспитательной политики, одной из важных задач которой должно стать формирование образа молодого героя в рамках СМИ.
Всё вышеизложенное требует учёта особенностей информационных программ для использования в социально - педагогической работе с человеком, особенно растущим. Они могут обогащать человека, активизировать его позитивные возможности для созидательной деятельности, но могут деформировать, вызывать низменные чувства и даже разрушать личность. Педагогически целенаправленное использование возможностей СМИ позволяет формировать у растущего человека инфомационно – педагогическую культуру – один из показателей его воспитанности. Она проявляется в его отношении к различным видам СМИ, их содержанию, качеству, объему информации, а так же к их целесообразному использованию в самообразовании и самовоспитании.
Недооценка патриотизма приводит к ослаблению социально- экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Поэтому патриотическое воспитание должно иметь первостепенное значение в формировании социально-активной личности патриота.