Я - учитель
Педагогическое эссе
"Я - учитель"
Стручков Константин Гаврильевич,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ "Куокуйская СОШ с углубленным
изучением отдельных предметов"
"Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приручении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета..."
К. Ушинский
Быть учителем труд тяжелый, но и захватывающий, интересный. Не зря говорят, что нужно не только знать предмет, но и уметь объяснять его. Будучи сам учеником я и подумать не мог, что сам когда-нибудь буду преподавать. Но когда пришло время выбирать профессию, я прежде всего задумался о наибольшей пользе ,которую я смог бы принести обществу. И еще мне, наверное, захотелось оставить след в историческом масштабе. По этому поводу вспоминаются слова писателя Генри Адамса: "Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние...".
Когда поступил в ВУЗ, мне казалось, что преподавание какого-либо предмета из года в год не столь тяжелый труд. Но как оказалось, профессия учителя требует не только знания предмета как такового, но это еще и непрерывное самообразование, самосовершенствование .
Кто есть настоящий учитель? Какими качествами он должен обладать?
Задавая себе этот вопрос, я каждый раз понимаю, что учитель должен всегда развиваться. Сколько бы знаний и опыта ни накопил учитель, этого всегда будет недостаточно. Как говорится: "Идеал недостижим, но к нему нужно стремиться."
Наиболее важным в своей работе считаю не столько преподавание предмета, сколько воспитание в детях норм социального поведения, таких ценностей как человеколюбие (гуманизм), дружба, взаимопомощь, трудолюбие и уважение к чужому труду, чувство справедливости, сочувствие и доброта. Невозможно учить ребенка чему-либо, не затрагивая струн души ребенка. Любое случайно оброненное слово оставит след в душе ученика, и как следствие влияет на то, каким человеком он станет. Таким образом, сам собой напрашивается вывод - учитель не только преподаватель предмета, но и духовный наставник ребенка.
Так же одним из важных черт, я считаю, умение вовремя осознавать свои ошибки и исправлять их. Если учитель умеет признавать свои ошибки, то и дети ,видя перед собой живой пример, будут уметь как признавать ошибки, так и прощать их. И еще учитель должен быть другом, соратником ученика, тем человеком, к которому ученик может обратиться со своими мыслями, проблемами и мнением, тем, кто поймет, объяснит, и если надо - утешит.
В наше время все стремительней изменяется окружающая среда. С каждым днем все быстрее развивается мир технологии, появляются новые сообщества и с ними новые интересы. Учителю всегда нужно быть в курсе новых увлечений учеников, чтобы уберечь детей от опасных тенденций, таких как гаджет-аддикция. Умение использовать новые технологии в процессе образования -важнейшая черта современного учителя.
Сейчас, в век развития современных технологий все меньше остается времени для обращения к живому слову классической литературы. И только сам много читающий учитель, используя знание произведений, может хоть как-то заинтересовать, привлечь внимание детей к чтению, научить в книгах находить ответы на интересующие их вопросы. Ведь уроки литературы - это уроки жизни.
Таким образом, заканчивая свое эссе, хочу привести слова которые совпадают с моим мнением, сказанные С. Соловейчик: "Педагог не тот, кто учит; такого народу полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно - потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребенка к свету - осветлить его ум, просветить его...".