Новая школа глазами молодого педагога
Текст статьи доступен для скачивания ниже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_shkola_glazami_molodogo_pedagoga.docx | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Новая школа глазами молодого педагога
После оглашения национальной образовательной инициативы Президента РФ Д. А. Медведева «Наша новая школа» этот термин у всех на слуху, следовательно, у каждого сложился свой образ новой школы. Новая школа – это, прежде всего, новый подход к обучению и воспитанию, который обеспечит новое качество образования. Нельзя сказать, что до сего дня российское образование было некачественным. Просто время не стоит на месте: меняются требования к жизни, а вместе с ними – и требования к ученику. В моем понимании, новая школа – это сочетание современных методик, творчески развитых талантливых педагогов и крепкой материально-технической базы. Современный человек должен быть мобильным, коммуникабельным, толерантным, обладать упорством, оптимизмом, работоспособностью, быть творческой личностью, только тогда он сможет многого добиться в жизни. Кроме того, он должен любить и уважать свою страну. А подготовить нового человека может только школа успеха. Сначала может показаться, что такая точка зрения слишком утопична. Но вспомним русскую поговорку «Глаза боятся, а руки делают». Все не так сложно, как кажется на первый взгляд. Учителю необходимо начать с себя. Существует мнение, что педагогика закостенела в своих принципах. Но позвольте с этим не согласиться. Эта наука уникальна тем, что требует найти подход к каждому ученику: личностно-ориентированная технология существовала всегда, она стара, как мир, и в то же время остается вечно молодой. Наша профессия не позволяет нам «застаиваться», она постоянно заставляет искать новые методы, способы, общий язык, пути решения проблем. Ученик, требуя индивидуального общения, невольно помогает учителю приобрести определенные навыки, которые затем превращаются в педагогический опыт. Процесс этот можно назвать взаимообогащением, взаимообразованием и даже взаимовоспитанием! Считаю, что учитель новой школы – это, прежде всего, друг ученика. Я работаю в школе два года. За это время успела заметить, что детям часто не хватает внимания или совета взрослого человека. Дефицит личностного внимания и общения — вот одна из проблем нашего времени. Родители заняты добыванием денег (в наше время от этого никуда не деться), это нельзя ставить им в вину, но в результате на повзрослевших детей у них просто не остается времени. А ведь человеку так нужно, чтобы его выслушали! Ко мне часто приходят девочки, рассказывают о своих первых чувствах, спрашивают совета. Бывает, даже мальчишки признаются, что им нравится та или иная девушка, но они не знают, как себя вести. Подросткам нужна моральная поддержка со стороны человека, который хотя и старше, но принимает их проблему серьезно, как свою собственную, как сверстник. Что ни говори, а родители долго принимают своего ребенка за неразумное дитя, сколько бы лет ни было этому «малышу». И детские проблемы за массой собственных кажутся взрослым несерьезными. Даже если родители и готовы выслушать своего ребенка, то реакция часто не та, которую ожидают дети, - «мне бы твои проблемы!». А подростки очень тонко, очень остро чувствуют такое отношение. И они больше не подойдут, не спросят совета, предпочитая обсуждать все с друзьями. Друзья – их ровесники, воспринимают все с юношеским максимализмом и остротой. Соответственно, уже в начале становления характера, в начале жизненного пути дети совершают ошибки, которые могут превратиться и в комплекс неполноценности, и во множество различных страхов, которые мешают успешной социализации ребенка. Я стараюсь помочь своим ученикам: наладить отношения не только со сверстниками противоположного пола, но и с родителями, иногда и с учителями. Чувствую, что им нужны мои советы, моя поддержка, мое внимание. Но с другой стороны – мне и самой это необходимо. Необходимо быть нужной. Я считаю, что в этом нуждается каждый учитель, уважающий свою профессию. Слышать от детей, что он понимает их как никто другой, что им не хочется уходить с урока – ведь это же чудесно! Случается, что я не успеваю войти в школу или выйти из класса, малыши подбегают, чтобы обнять меня. Однажды на родительском собрании мама одного из старшеклассников сказала мне, что дети меня очень любят, по-другому стали относиться к математике. После таких проявлений чувств появляется невероятное ощущение, будто за спиной вырастают крылья! Это ли не большое учительское счастье?! Сейчас педагогические коллективы, в основном, состоят из женщин, проработавших в школе более 15-20 лет. У нас в школе есть и мужчины, два молодых педагога, но большинство преподавателей – это учителя в возрасте от 30 до 45 лет. Все дело в том, что у каждого педагога есть дети, у кого-то даже внуки, и их проблемы, конечно, ближе и важнее проблем чужих детей, пусть это даже наши ученики, с которыми мы проводим одиннадцать лет своей жизни. И снова получается, что мы отмахиваемся от детей. А у молодого учителя впереди еще так много перспектив, желания помочь всем детям сразу, работа выходит на первое место, захватывает, хочется уделить внимание каждому ребенку, хочется дать педагогике что-то новое, хочется стать учителем с большой буквы… И сколько еще таких «хочется» у начинающего педагога? Почему если есть возможность, не дать шанс к осуществлению всех этих планов? Значит, в новой школе должно быть больше молодых педагогов, близких ученику по духу, по возрасту. Разумеется, молодой специалист должен воспринимать ученика как личность, а не как средство для удовлетворения собственных амбиций, карьерного роста. Многие из нас сталкиваются с трудными учениками. Как же мы с ними справляемся? Ставим двойки, делаем записи в дневнике, вызываем родителей в школу... Но чего мы добьемся такими методами? Скорее всего, ученик станет крайне негативно относиться и к предмету, и к учителю, и к школе в целом. А ведь здесь он проводит огромное количество времени, в эти годы происходит становление характера. Зачем же мы, взрослые образованные люди делаем так, чтобы одиннадцать лучших лет превратились для человека в самую настоящую каторгу? Гораздо труднее понять, почему он не учится, может быть, в этом есть доля и нашей вины? Ведь безобразные выходки на уроках всего лишь попытка обратить на себя наше внимание. Да, глупый, но единственно доступный для него способ. А что, если не ломать его, а попытаться увидеть в ребенке равного себе. Хочешь внимания? Хорошо. Уделите ему чуть больше времени, не злитесь и не кричите. Через пару уроков вы увидите совсем другого ученика. Я долго искала подход к очень неординарному ребенку. Способный и развитый мальчик, но… вызывающее поведение, уходы с уроков, отсутствие домашних работ. Ни крики, ни двойки, ни вызовы родителей не принесли результата. Что делать? Повторный год обучения? Нет трудного ученика – нет проблемы? Тупик? Нет. Я решила начать с себя: перестала повышать на него голос, посадила рядом с собой. Начали работать. И каков результат? Потеряв возможность бездумно списывать с доски, он начал решать сам, хотя и под полным моим контролем. Появились домашние задания, исчезли двойки, улучшилось поведение, стали налаживаться отношения с одноклассниками. Что еще будет в новой школе, кроме энергичных, творческих, неравнодушных учителей? Конечно же, современное оборудование. Очень немногие школы могут порадовать наличием необходимого современного оборудования, особенно остро этот вопрос стоит для сельских школ. Но мне повезло и в этом плане. Школа, в которую я пришла работать, выгодно отличается не только от сельских, но и от многих городских школ. У нас два компьютерных класса, компьютер имеется в каждом кабинете. Классы оснащены мультимедийными проекторами, интерактивными досками. Все это появилось у нас благодаря тому, что в 2007 году школа выиграла грант в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Простор для творчества огромен. Хотелось бы, чтобы так, и даже лучше, было во всех школах. Необходима глобальная сеть? Пожалуйста, высокоскоростной Интернет, а не то «несчастье», которое сейчас предлагают провайдеры школам. Нужны компьютеры? Да вот они, современные, быстрые, а не старинные агрегаты, которые всемером поднять невозможно, которые загружаются дольше, чем работают, а памяти меньше, чем в наших мобильных телефонах. В каждой школе есть ребята, которые поют, танцуют, хорошо рисуют, наверняка, среди них есть будущие знаменитые спортсмены или поэты, известные актеры или модельеры. Превосходно! Значит, надо дать шанс таланту развиваться, поэтому в школе должен быть ресурс, возможности для продвижения этих способностей: вокальная группа, кружок хореографии, изобразительная и театральная студии, спортивные секции, оборудованные тренажерные и спортивные залы, кружок кройки и шитья, наконец! И конечно, должны быть педагоги, которые смогут не погубить на корню интерес, а наоборот, развить творческий потенциал каждого ребенка. В последние годы объявляется (а лучше сказать - навязывается) несметное количество творческих конкурсов для учащихся образовательных учреждений: литературные, конкурсы различных проектов, исследований, конкурсы фотографии и графики и т.д., и т.п. Но на деле эти конкурсы превращаются в конкурсы для учителей. В лучшем случае детские работы корректируются, но чаще работу целиком и полностью делает учитель или даже весь коллектив. Затем выбирается ребенок, который должен этот проект защитить. Да, конечно, выбранный ученик или ученица изучает работу. Затем может быть, даже выигрывает конкурс. Но получается, что для ребенка нет развития творческого потенциала, нет навыков, опыта работы с проектами, не развивается креативность, инициативность – а это, как сказано выше, очень важные черты современного успешного человека. Может быть, организаторам таких конкурсов стоить снизить требования к оформлению работ. Все понимают, что главная задача таких конкурсов – выявить лучших, но ведь критерии заявлены для гениальных! Дайте возможность детям самим проявить себя, свои способности. Пусть работа не будет идеальной, но она будет детской, настоящей! В национальной образовательной инициативе говорится, что одной из главных задач современной школы становится воспитание порядочного и патриотичного человека. Только ведь эта задача стояла всегда. Нельзя сказать, что раньше воспитывали непорядочных и непатриотичных! Просто теперь должны измениться методы такого воспитания. Я считаю самым лучшим методом воспитания личный пример. Дети ведь очень чувствительны и восприимчивы, они искренни, их нельзя обмануть. Поэтому если они видят, что ты действительно чувствуешь, действительно осознаешь то, что ты говоришь, тогда они тебе верят, тогда что-то получается, а если чувствуют фальшь, тогда извините... Чего же мы хотим добиться ложью? Ставится большая цель – воспитать патриота своей страны. Звучит высокопарно и совершенно непонятно: с чего начать воспитание патриота? Но педагоги меня поймут - нужно начать с себя. Разбить глобальную цель на множество небольших, вполне реальных. Научить детей делать добро своему ближнему: не стесняться уступить место бабушке в автобусе, помочь женщине донести тяжелую сумку, не ударить, а накормить бездомную собаку или кошку, да в конце концов — просто не нагрубить своей маме! Организуйте поездку старшеклассников в детский дом: поиграйте с детьми, покажите им небольшой концерт, пообщайтесь. Помогите собрать средства больному ребенку на лечение, возьмите шефство над одиноким стариком. Много средств и времени это не потребует: часто детские вещи, игрушки лежат у многих дома мертвым грузом, а детям в детском доме они нужны. Так почему же не отдать им хотя бы частичку своего тепла? Сейчас проходит много акций, о которых говорят по телевидению. Отправить смс-сообщение на короткий номер, стоить оно будет около семидесяти рублей, совсем немного и брешь в нашем бюджете эти деньги не пробьют, но, возможно они помогут спасти чью-то жизнь. В каждом городе или селе есть одинокие старики, ветераны войны или труда, просто старые люди, которым тоже нужна наша помощь. Ничего не стоит прийти классом к ним в гости, помочь зимой расчистить снег или принести воды, убраться в доме, повесить шторы, просто за разговором попить чаю. От каждого по капле – в итоге наберется море доброты. Главное, сначала научиться адекватно воспринимать самого себя, любить и уважать тех, кто рядом, не унижать окружающую природу (как у А. Сент-Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету») – тогда мы научимся и научим любить свою страну. Мне представляется, что НОВАЯ ШКОЛА станет школой НОВЫХ ЗАРПЛАТ. Разве справедливо, что профессия учителя одна из самых низкооплачиваемых? Сколько на нас лежит ответственности, разве меньше, чем на врачах или военных? Врачебная ошибка может сразу обернуться трагедией, но разве педагогические ошибки стоят миру дешевле? Почему в нашей стране сейчас не ценится педагогический труд? Раньше учитель был самым уважаемым человеком, а сейчас с нами могут не здороваться, обсуждать. Почему государство поставило нас в такие условия, когда нам, чтобы купить зимнее пальто (я говорю не о дорогом, а о самом обычном пальто), всю осень надо копить деньги? Учитель всегда в центре внимания, поэтому должен хорошо выглядеть: дело касается и одежды, и прически, и обуви, вплоть до макияжа и духов. И это нисколько не отвлечет нас от нашей основной задачи. Еще Пушкин писал: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Кто сказал, что сельскому учителю хватит пяти тысяч? Кто выдумал такие суммы? Почему бы не обеспечить нас достойной зарплатой, дорогое правительство? Мы же учим детей – будущее страны! Что еще должно быть в школе будущего? Несомненно, здоровая и вкусная пища. Наша школа и в этом аспекте выгодно отличается от остальных. Школьник должен быть здоровым, с этой целью увеличено количество уроков физической культуры, а на помощь им должны прийти наши школьные столовые. Очень редко в школах дети обеспечены полноценным питанием. В нашей школе дают и первое, и второе, и компот, и вкусную выпечку к нему. Здесь и мясо, и фрукты, и овощи со школьного участка. Кушай суп и кашу – не получишь гастрит. Если говорить о здании школы, то и здесь необходимы перемены. Необходимы просторные светлые классы, оборудованные кабинеты, большой спортивный зал, тренажерный зал, столовая, конференц-зал, кабинет хореографии, кабинет домоводства. Обязательно в школе должно быть место, где дети могут отдохнуть, пообщаться друг с другом. Может быть, это будет отдельный кабинет для релаксации. В школьных коридорах мы увидим красивый новый линолеум, много цветов, а окна в классах не будут продуваться. Кабинет директора, кабинет информатики, учительская, кабинет секретаря, лингафонный кабинет должны быть оборудованы не только компьютерами, но и принтером и сканером. Нужно организовывать в школах читальные залы, где учащиеся смогут поработать с литературой, подготовить доклад, реферат, сообщение, оборудованные компьютерами с электронными книгами и возможностью выхода в Интернет. Современные учителя биологии трясутся над моделями цветков, где нет уже половины тычинок, и еле держится пестик, над скрепленным проволокой скелетом. В новой школе не должно быть проблем с учебно-наглядными пособиями. Для уроков геометрии нужны многогранники, прозрачные, разборные, чтобы можно было показывать сечения различными плоскостями. При изучении преобразований графиков функций нужны диски, на которых эти преобразования показаны в движении. Я не говорю о том, что полностью оборудованы реактивами должны быть химические кабинеты, необходимые приборы должны быть в кабинетах физики. Хочется надеяться, что нас все же обеспечат всеми этими пособиями. Так что же такое школа успеха в современности? Да, вне всяких сомнений, это все то, о чем говорилось выше, это то, что пытается исправить правительство и кричат народные партии. Но рассуждая на эту тему, я старалась донести до людей простую, но так тщательно спрятанную истину: причины многих провалов, неудач и разочарований в нас самих, в нашей душе, которая боится по-настоящему раскрыться навстречу обществу, детскому обществу.… Ищите пробелы в себе, в своем отношении к профессии, в своем внутреннем Я, в своем сердце. Возможно, мое эссе кому-то покажется утопическим, в какой-то степени утрированным, но говоря о реформах в системе образования, я постаралась отразить не только свои личные пожелания и предположения, но и точку зрения всего молодого поколения учителей XXI века, века современных технологий, условий труда, зарплат и, конечно, нового подхода к общению с чужими, но родными детьми… |