Система работы с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_s_odarennymi_detmi.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы с одаренными детьми
На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одной из приоритетных направлений педагогической деятельности. Чтобы развивать одаренность, необходимо с такими детьми много работать. В своей работе с одаренными детьми мы руководствуемся следующим: выявляем интересы обучающегося, участвуем в разработке специальных учебных материалов для развития одаренного ребенка, используем методы, способствующие развитию самовыражения одаренных детей, поддерживаем талантливого ребенка в реализации его интересов, проводим уроки творчества, способствующие развитию одаренных детей. Формы работы с одаренными детьми, которые мы используем в своей работе - это творческие проекты; участие в олимпиадах различного уровня; внеурочная деятельность в условиях ФГОС в 5-6 х классах; дифференцированная работа на уроках; индивидуальные беседы по психологической поддержке способных, одарённых детей.
Олимпиады являются одним из основных направлений работы с одаренными детьми в школе. Дети, которые увлечены математикой, с удовольствием участвуют в олимпиадах.
Олимпиада способствует выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности . Мы хотим предложить систему подготовки обучающихся к олимпиадам. Эта система работает не только на реальный результат, но и на то, чтобы разбудить и заинтересовать ученика. Заинтересовать учащегося, вовлечь его в олимпиадное движение, не потерять уникальность мышления, развить и привить определенные навыки – это задача учителя. Главное помнить: победителей олимпиад не нужно искать, их нужно … взращивать.
При традиционном обучении нет возможности присматриваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, и одаренный ребенок оказывается вне поля зрения.
Поэтому учителю в своей работе необходимо регулярно использовать дифференциацию и индивидуализацию в обучении, использовать разноуровневые задания необходимо не только на уроках, но и в виде домашнего задания, использовать задачи с элементами исследования, развивающие задачи. Шестой год мы работаем по ФГОС, и огромную роль в развитии творческих способностей учащихся играет введение совершенно нового раздела «Внеурочная деятельность обучающихся». Раньше внеурочная деятельность не входила в УП.
Данный раздел фиксирует объем времени, отводимого на организацию мероприятий, отличных от классно-урочной системы обучения и направленных на развитие социальной активности обучающихся, их творчества. Большую возможность в этом направлении даёт разработка проектов. Выбор темы проекта должен быть полезен участникам исследования. Тема должна быть интересной учащимся. Она должна быть доступной, и проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей - сочетание желаний и возможностей.
Дополнительные возможности для индивидуальной работы с одарёнными предоставляет использование информационных технологий на уроке и во внеурочное время. Использование готовых ресурсов на CD-дисках, а также разработанных самим педагогом или учащимися позволяет учащимся работать в оптимальном темпе, выполнять задания различного уровня сложности, включая развивающие, исследовательские. При этом своевременно осуществляется контроль. Ещё большие возможности для повышения математической подготовки учащихся предоставляет доступ в Интернет.
Одна из главнейших задач учителя – научить учащихся думать, делать открытия. Именно поэтому исследовательская деятельность учащихся является одной из самых удачных форм внеклассной работы с одаренными учащимися по предмету. Также важно доверие учителя к учащимся, вера в их силы и возможности, способности. При организации исследовательской деятельности по математике мы применяем информационные технологии. Наиболее сложная проблема, которую приходится решать учителю при организации исследовательской деятельности в школе, – находить интересные, перспективные темы для исследования, то есть темы, обещающие интересные результаты.
Принципы работы с одарёнными детьми, которые мы применяем в своей работе:
- диагностика с целью выявления потенциала учащихся;
- принцип обучения в соответствии с результатами диагностирования;
- принцип опережающего и развивающего обучения;
- принцип комфортности в любой деятельности;
- создание эмоциональной безопасности в классе;
- помощь в формировании положительной самооценки ученика;
- принцип разнообразия предлагаемых возможностей;
- внеурочная деятельность;
- использование новых педагогических технологий в образовательном процессе.
Работа с одаренными детьми реализуется в виде вовлечения учащихся в участие в школьных, районных, всероссийских и вузовских олимпиадах: «Эверест», «Слоненок», «Молодежный чемпионат по математике», «Альбус», «Олимпиада Ломоносова», «Кенгуру», «Мета школа», «Олимпус», «VВсероссийская олимпиада талантливой молодежи» и т.д., участие в региональных и республиканских научно-практических конференция, таких как «XII и XIII межрегиональные юношеские научно -исследовательские чтения имени Каюма Насыйри »., « XVI - Поволжская научная конференция учащихся имени Н.И.Лобачевского», «XIV и XV Республиканский фестиваль исследовательских работ учащихся 9-11 классов «Паруса науки»» «Республиканская научно- практическая конференция «Шаги в науку»». Такое участие рождает и развивает интерес учащихся к предмету.
При работе с одаренными детьми педагог должен находиться в постоянном развитии, должен совершенствоваться. Поэтому мы постоянно пополняем свои знания через курсы повышения квалификации в республиканском олимпиадном центре.
Наша система подготовки учащихся полностью себя оправдывает. Наблюдается позитивная динамика результатов в индивидуальной траектории развития участников олимпиады: 2013 год 2 победителя и 2 призера; 2014 год-5 победителей; 2015 год -2 победителя и 4 призера; 2016 год- 3 победителя и 3 призера.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Только высокоодаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и не развивать таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.