Успех и/или нравственность. Списывать или не списывать.
Успех и/или нравственность
Списывать или не списывать
В критические времена люди могут
cпасать свои жизни лишь рискуя ими.
Блум
Когда я была школьницей, наша учительница математики учила нас, что списывание не всегда плохо. Вообще, для жизни, это очень полезное умение, потому что помогает выпутываться из сложных ситуаций. И (как я уже сама домысливаю) если бы не ценой математики, так скорее даже списывание – это хорошо. Наша учительница хвасталась, как при поступлении в вуз сама хитрила на экзаменах.
Лет 15 спустя я опять столкнулась с таким рассуждением уже сама будучи учительницей. Я как крайне ответственный и исполнительный человек требую такого же отношения к своему предмету. И, понятное дело, наказываю за списывания. Но родители детей, которые оказались жертвами моего наказания, предъявили мне ту же логику. Мол, списывание учит жизни, и учитель должен это принимать это во внимание.
«Да» – думаю я – «а ведь и правда, тот, кто находит лазейки, вероятно, имеет больше шансов устроиться в жизни…»
«Кроме того, что списывание мешает усвоению предмета и развивает привычку филонить, списывание – это вранье. А разве должен учитель потакать вранью даже ради успеха?» – говорит другая моя половина.
«Ну, одно и то же действие можно назвать по-разному. Зачем такое грубое слово «вранье»… Можно сказать, хитрит, например… Может быть, правда где-то посередине, как обычно?»
«Ну, если к нравственным принципам применять «посерединке», то это совсем не принципы получаются… Так можно все что угодно оправдать, ведь границы у этой серединки размыты.»
Это противоречие в более общем виде давно возникало в умах не только простых смертных, а даже мудрых ученых и философов. Сформулировать дилемму можно примерно так: «что выбрать, успех или нравственность» или «эгоизм или альтруизм».
Если бы благотворительность ничего не стоила
— все бы были филантропами.
И много разных точек зрения по поводу этой дилеммы было и есть до сих пор. В библии утверждается, что нужно забыть о земном успехе и думать только о нравственности. В то же время есть источники, в которых показано, как на уровне глобальных социальных процессов «безнравственность» узаконивается, и причина этого – потребность в успехе [1,2]. Некоторые очень успешные бизнесмены, например, уверяют, что нет никакого противоречия, только честный человек может быть по-настоящему успешен [3]. И современная психология успеха, кажется, поддерживает данную позицию. При этом есть упрямые факты, например, что в концентрационных лагерях выживали как раз приспособленцы, а не альтруисты [4]. И тогда невольно соглашаешься с той точкой зрения, что успеха достигают самые умные из бессовестных (формулировка Эфроимсона [5]). А есть такие источники, которые утверждают, что нравственность и успех вообще не связаны [6].
Но вот если мы перейдем от успеха индивидуального к успеху общественному, то споров и противоречий уже будет значительно меньше. Здесь все очевидно: общество паразитов не выживает, погибает. Бывает, конечно, что паразиты живут за счет альтруистов. Но чем таких паразитов меньше, тем общество эффективней. Есть даже такие биологические виды, популяции которых реально вымирают, как только доля паразитов превысит некоторое значение (см. ролик).
Итак, в развитом обществе уровень нравственности, (в частности честности) высок. Честность – признак развитого общества.
Очевидно, также, что индивидуальный успех напрямую зависит от успеха общественного: чем более развито общество, тем лучше в нем индивиду.
Думаю, последнее дает мне достаточные основания, чтобы по-прежнему бороться со списыванием. Нещадно!
Список литературы:
1. http://druzhilov.ru/news/%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2%...
2. http://www.pravoslavie.ru/smi/37363.htm
3. http://www.adme.ru/vdohnovenie-919705/pravila-zhizni-richarda-brensona-528955/
4. Франкл В. Сказать жизни ДА. Психолог в концлагере.
5. Эфроимсон В.П. Педагогическая генетика.
У Эриха Фромма в «Искусство любить» есть идея (в конце) про то, что существовать в нашей экономике и быть нравственным – противостоят. Нужно быть лидером, но нужно быть внимательными к другим, нужно быть успешнее, выигрывать конкурентную борьбу, но нужно и наоборот жить не ради победы над другими… Во как. Т.е. есть та же мысль, что выше.