Влияние семейных конфликтов на социализацию подростков
В каждом возрасте есть свои особенности, которые влияют на поведение и мировоззрение людей.
Подростковый возраст - особенный период, в котором происходит ряд изменений, которые влияют на дальнейшее вхождение во взрослую жизнь.
На первый план в развитии подростка выходит психологический аспект. У подростков появляется чувствительность к мнению окружающих, они становятся более обидчивыми. В их поведении отмечаются демонстративность, внешнее бунтарство, самоуверенность, стремление освободиться из-под опеки и контроля взрослых. Появляется склонность к риску. В связи с низкой устойчивостью к стрессам они могут действовать необдуманно, вести себя неадекватно. Появляется потребность в общении и дружбе. Боясь быть отвергнутыми, многие из них тяжело устанавливают контакты, как со сверстниками, так и с взрослыми. Они хотят быть услышанными. Подвержены влиянию со стороны.
Особенности характера общения с родителями, одноклассниками, друзьями оказывает значительное влияние на формирование личностных качеств и дальнейшую социализацию подростка. Одним из основных звеньев социализации является семья. В семье ребенок усваивают социальный опыт, и воспроизводит его в своей деятельности. Но, к сожалению, у каждой семьи существуют свои проблемы, одна из таких проблем - это проблема межличностных конфликтов семьи. Семейные конфликты - не редкость в современном мире. По статистике вследствие семейных конфликтов происходит 86% разводов. Каждый год свыше 700 тысяч детей остается без одного родителя, и воспитываются в неполных семьях. Это крайне отрицательно сказывается на социализации подростка.
Проблема социализации издавна интересовала ученых - Г.М. Андреева, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А. Бандура, Э. Гидденс, Дж. Кольман, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Т. Парсонс, А.В. Петровский, А. Адлер, Ф. Тайсон, Д.И. Фельдштейн. Для психологии актуальны вопросы социализации, ее условия и причины отклонения. Не менее значимым является вопрос влияния семейных конфликтов на социализацию подростка. Поскольку подростковый период характеризуется новым психическим образованием - чувством взрослости по отношению к себе, окружающим и сверстникам, который сопровождается противоречиями и кризисами.
В современных условиях проблема влияния конфликтов в семье на процесс становления личности и его дальнейшую социализацию в подростковом и юношеском возрасте носит актуальный характер.
В работе рассматриваются некоторые особенности социализации подростка в конфликтных и неконфликтных семьях. Исходя из этого, в исследовании формируется следующая проблема: семейные конфликты влияют на социализацию подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pptx | 854.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : определить характер влияние семейных конфликтов на социализацию подростка и возможные пути коррекции этого воздействия Объект: социализация подростка Предмет: роль семейных конфликтов в социализации подростка
Гипотеза исследования: семейные конфликты приводят к деформации социализации подростка Задачи: 1. Изучить специфику социализации подростка. 2. Определить факторы, влияющие на социализацию подростка. 3. Изучить семейные отношения и их роль в социализации ребенка. 4. Определить влияние семейных конфликтов на социализацию подростка.
Методы и методики исследования: организационный метод (сравнительный) эмпирический метод (наблюдение, анкетирование); метод обработки данных (количественный и качественный); интерпретационный метод (структурный) диагностика межличностных отношений Т. Лири ; диагностика социально – психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; диагностика характера взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях А.Н. Волковой.
Практическая значимость исследования: на основании обработанных данных диагностик раскрыта взаимосвязь между семейными конфликтами и социализацией подростков; полученные результаты позволяют спрогнозировать личностное развитие подростка и его дальнейшую социализацию; определить конкретные формы воспитательной работы, системы психолого-педагогической поддержки и сопровождения школьников данной возрастной группы; полученные данные можно использовать в организации учебного процесса, внеклассной деятельности, работы с родителями классными руководителями, учителями, школьными психологами.
Глава 1: Влияния семейных конфликтов на социализацию подростка социализация подростков; семейные отношения и их роль в социализации подростка; семейных конфликты и их роль в социализацию подростка.
Глава 2 : Исследование влияния семейных конфликтов на социализацию подростков организация исследования; анализ проведенных практических исследований; рекомендации.
Задачи исследования: 1. Разработка программы исследования. 2. Реализация программы исследования. 3. Обработка, анализ и оформление результатов исследования.
Исследование проводилось на базе МКОУ «Большелугской средней общеобразовательной школы №8» в 2011-2012 учебном году. В исследовании приняли участие 16 подростков: 9 девочек (6 из полной семьи, 1 из неполной, 2 опекаемые) и 7 мальчиков (5 из полной семьи, 1 из неполной, 1 опекаемый) учащихся 8-го класса и их родители - 16 женщин и 11 мужчин.
Рекомендации Индивидуальную работу следует проводить в форме бесед, консультаций, которая будет направлена на принятие себя, принятие других, снятия уровня агрессии в межличностных отношениях. Групповую работу проводить в виде тренингов, психолого-педагогических мастерских, которые будут направлены на создание благоприятного климата в классе, повышения самооценки подростков, развитие чувств толерантности, умение разрешать конфликты («Как победить неуверенность в себе», «Все мы равные, все мы разные», «Как справиться со своей агрессией»). Работа с семьей должна быть направлена на улучшение психологического климата в семье, расширение знаний возрастной психологии, изменение родительских установок к подростку, умение конструктивно решать конфликты («Культура и поведение в конфликтах», «Роль семьи в развитие подростка», «Взаимопомощь в семье»). Для педагогов предлагаются тренинги, консультации, лекции, семинары по возрастной психологии «Психологический контакт с подростком», «Особенность развитие детей в неблагоприятных семьях»).
Выводы: Термин «социализация» включает в себя и воспитание, и развитие, и результат процесса управления и неуправления. Формирование и развитие личности зависит от физиологических, психологических особенностей, а также факторов социализации. Основным фактором социализации является семья. Неблагоприятные условия конфликтных ситуаций, испытываемые подростком в семье, приводят к деформации социализации, которое проявляется у подростков. Семьи, где конфликтные ситуации происходят «иногда» более социализированы, им эмоционально комфортно в той среде, которой находятся. Они склонны к принятию других, чем себя, так как стремятся к работе над своими недостатками, честно выполняющие свои обязанности, но в них также проявляются эгоистические черты.