«WallPlant-новая эра в озеленении»

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

имени Исаевой  Антонины Ивановны»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«WallPlant-новая  эра в озеленении»

 

 

                                 

                                                                                                                Автор: 

                                                                                                Шаяхметова Нажия  Джиганшевна

                                                                                                            учитель биологии

                                                                                       МБОУ «СОШ №2 им.А.И.Исаевой»

 

 

Нефтеюганск 2016г

«WallPlant-новая  эра в озеленении»

 Аннотация

Тема работы: «WallPlant-новая  эра в озеленении»

 МБОУ «СОШ №2 имени Исаевой А.И.»
Руководитель: Шаяхметова

 Нажия Джиганшевна

Учитель биологии

МБОУ «СОШ №2 имени Исаевой А.И.»

 Целью  проекта является создание фитомодуля «Вертикальное  озеленение» которое поможет создать эстетически приятную, здоровую и психологически     комфортную среду в школах, колледжах, или любых других учебных заведениях.                                                                                                                                  Задачи проекта заключались в следующем:   

Изучить историю комнатного цветоводства .                                                                        Собрать и проанализировать информацию по вертикальному озеленению.      Подобрать растения для вертикального озеленения.                                                                                              Свести все данные в таблицу.                                                                                      Приступить к созданию фитомодуля.                                                                                                    

Объектом моего проекта стало новое направление –вертикальное озеленение, а также его использование в учебных заведениях которое направленно на создание оптимальной атмосферы  качественного учебного процесса.                                                                                                      Метод моего исследования – сбор информации, анализ влияния растений на микроклимат.                                                                                                                         Продукт моего проекта, фитомодуль аппаратно-биологический комплекс

« Зеленая стена»   может быть использовано в любых  помещениях , где ограничены территории под зелёные насаждения .                                                                                                                                     В ходе своей работы я пришла к выводу, что:

Этот тип цветочного и растительного оформления имеет  важное значение, что дает возможность на небольшой площади получить максимальную зеленую массу, создать иллюзию зеленого окружения. Вертикальное озеленение различными растениями помимо декорирования еще и полезно, так как создает более благоприятный микроклимат в помещении.

                

                          

Содержание

 

1.     Введение ..............................................................................................стр..1 - 2

2.     История цветоводства ........................................................................стр.3 – 4.

3.     Вертикальное озеленение: с чего все началось ............................стр...5 – 7

4.     Новая эра вертикального озеленения .............................................. стр...8 – 9

5.     Создание фитомодуля .........................................................................стр.10

5.1 Создание каркаса ........................................................................       стр 10 – 12.

      5.2 Подборка субстрата для высадки растений ...............................   стр.13

5.3Подборка растений для модуля ..................................................    стр.14 – 15

5.4Высадка .........................................................................................    стр.16 – 17

 6. Выводы ............................................................................................... стр.18 – 20

      7. Используемая литература ................................................................. стр..21

 

Введение.

Я для своего проекта выбрала новое направление озеленение интерьера – это вертикальное озеленение,которое может использоваться в школах, колледжах, или любых других учебных заведениях. Не сомненно это большая работа, направленная на то, чтобы создать в учебных заведениях  оптимальную атмосферу качественного учебного процесса.

Ни для кого не секрет, что качество воздуха в помещениях далеко от  идеального. В воздухе концентрируется пыль, химические вещества, которые выделяются мебелью, синтетическими стройматериалами, красками, лаками. В воздухе обнаружено свыше 1000 вредных веществ, среди которых высокотоксичные и канцерогенные.

Благотворное  воздействие растений на среду обитания бесспорно. Но надо учитывать, что при использовании растений в качестве фильтров, на один квадратный метр необходимо  разместить   растение диаметром 30 - 40 см. Площади подоконников не хватит. Также, растения, закрывая часть окна, существенно снижают инсоляцию помещения. Эта  проблема   решается созданием вертикального сада.

Цель   проекта – создание  вертикального фитомодуля из комнатных растений применяя  аппаратно-биологический комплекс « Зеленая стена», являющееся  не дизайном в чистом виде, а превращением школьных стен из каменных джунглей в места, приятные для обучения, что в русле современных  экологических тенденций.

Задачи проекта:

изучить историю комнатного цветоводства;

узнать  какими были первые варианты, кому принадлежит идея вертикального озеленения;

подобрать какие растения могут использоваться  фитомодуле;

 изучить влияние комнатных растений на микроклимат школьного помещения; овладеть не только подборкой и высадкой растений, но и конструктивной, и технической работой;

Проект полагается на методах поиска, анализа информации и системности материалов. Здоровые ухоженные растения помогают создать эстетически приятную и психологически комфортную среду. "Наполнить дом цветами - и воспарить душой!" - писал поэт древности. Действительно, эти нежные благоухающие создания способны стать завершающим аккордом создания подлинно комфортной обстановки в любом помещении.

                                               История цветоводства.

 

 История комнатного цветоводства уходит корнями в глубокую древность: человеку всегда хотелось иметь рядом с собой красивые растения, украшающие его дом.

Любовь к домашним цветам зародилась еще в древности. Индусы считали, что   цветы появились на свет не ради красоты и аромата, а для того, чтобы ими одаривать любимых. Поэтому цветы должны были быть сорваны в собственном саду, так как близким нужно дарить цветы, которые выращены собственными руками. Многим цветам приписывали божественное происхождение и о них слагали легенды. К примеру, в Древней Греции существовала легенда о том, что прекрасные лилии появились из капель молока матери всех богов- Геры. Название величественного водного цветка лотоса в Древней Греции связывали с легендой о Лотис прекрасной нимфе, укрывшейся в его венчике от преследователей Приама.

Одним из древнейших видов украшений из цветов, популярным в древние времена, был венок. Ведь в Греции, Риме, да и на Руси букеты не делали, а плели венки для украшения головы или гирлянды для украшения жилищ. Именно венкам посвятил целую главу в своем научном трактате Теофраст древнегреческий философ и естествоиспытатель, живший в III в. до н. э. и считающийся одним из первых известных ботаников. Венками украшали статуи богов, венками обменивались влюбленные. Во время пиров в знак дружеского расположения вместе с вином выпивали лепестки цветов, из которых был сплетен венок. Человека, явившегося на вечер без венка из роз, римляне переставали уважать. Искусством плетения венков занимались девушки, которые обладали вкусом и художественным мастерством.

Многие цветы пришли к нам с Востока, с ними связаны легенды и определенная символика. Символом божественной тайны, священным цветком у восточных народов древности считалась роза — царица цветов. Первые упоминания о ней относятся ко II веку до н. э. По древнему персидскому преданию, лепестки розы были сначала белоснежными. Но соловей увидел благоухающую красавицу, полюбил ее и в порыве восхищения прижал цветок к груди. Вдруг из сердца соловья, пронзенного шипами, брызнула кровь —

лепестки розы окрасились в алый цвет.

В Древней Индии человек, принесший царю розу, мог просить исполнения любого желания.

Древние греки украшали свои дома вазами, в которых цвели растения. Более тысячи лет назад в Китае уже могли выращивать карликовые деревья в керамической посуде, которые мы знаем под названием - бонсай. Средневековой Европе был известен опыт организации зимних садов. Эпоха великих географических открытий резко расширила ассортимент растений для европейцев. В 1240 году самый первый в Европе зимний сад был создан искусством выдающего садовода Альберта Магнуса. Непривычность зрелища способствовала тому, что Магнуса обвинили в колдовстве.

В России издревле украшали города, посады и села садами. Талантливые умельцы-садоводы создавали и возделывали фруктово-ягодные и декоративные сады, изумлявшие иноземцев своей красотой и плодами отменного качества. Развитие садоводства в Москве и в Подмосковье относится к началу XIV века. Сады славились не только изобилием плодов, но и большим количеством благоухающих цветов. Особенно красивы были крутицкие вертограды (сады), про которые говорили: “Аки некий рай”. Крутицкий сад носил характер парка и отличался богатством и роскошью цветов.

В средние века, до XVI века в России на первом месте были монастырские сады с цветниками, называвшимися раем или райгородками. Такие райгорода были и у князей. Таким раем называлась усадьба основателя  Москвы князя Юрия Долгорукова.

 

Вертикальное озеленение:  с чего все началось...

Наверное, первым вариантом вертикального озеленения можно считать «висячие сады» Семирамиды – одно из семи чудес света. Точное устройство этого вертикального сада неизвестно – возможно, растения высаживались на террасах здания. В новое время вертикальное озеленение использовалось в регулярных садовых композициях – в версальских садах «Короля-Солнца» можно было увидеть самые разнообразные вертикальные садовые конструкции - шпалеры, трельяжи, перголы, арки. В XVII-XIX веке лианы и ампельные растения проникли сначала в оранжереи, а затем и в более скромные зимние сады «среднего класса», где вертикальное озеленение стало украшением гостиных. Затем постепенно подобия этих садов стали появляться в Греции, древнем Риме, с начала ХVII века в Северной Европе (в Германии, Швеции) и в России (знаменитые верховые висячие сады Кремля). Со временем, по мере развития индустрии строительных материалов и конструкций и их совершенствования, сады на крышах стали появляться во всем мире – в США, Канаде, Японии и многих других странах. Травяные крыши, плоские и скатные, также имеют свою древнюю историю – в основном они характерны для построек в Норвегии, Швеции, прибалтийских стран- где сооружаются и до сих пор. Не смотря на то, что сады на крышах довольно распространены во всем мире, для россиян они являются пока все же новинкой, хотя очевидно, что в последнее время создание таких садов в Москве наращивает свои темпы. В 2000 г. Правительство Москвы и Москомархитектура выпустило "Рекомендации по проектированию озеленения и благоустройства крыш жилых и общественных зданий и других искусственных оснований". После успешной реализации городских программ по развитию плоскостного и вертикального цветочного оформления стали появляться и примеры успешного озеленения крыш зданий, так например, начались озеленительные работы весной 2007г. по созданию садов на крышах высотных зданий, расположенных на Новом Арбате.Но на протяжении длительного времени вертикальное озеленение представляло собой либо заросли ползучих растений, укорененных в земле и густо оплетающих поверхность, либо горизонтальные лотки, наполненные землей (или даже просто ряды горшков), установленные на вертикальной раме друг над другом.

                    Новая эра вертикального озеленения.

 

Новая эра началась в конце ХХ века. Французский ботаник и дизайнер Патрик Бланк занимался исследованиями тропических дождевых лесов, черпая в них вдохновение для «вертикальных садов», или «зеленых стен». Знание ботаники помогает Бланку подбирать наиболее эффектные композиции из растений, хорошо уживающихся друг с другом.Полезным для Бланка оказался, например, тот факт, что в Малайзии 8 тыс. видов растений, из которых 2,5 тыс. растут без всякой почвы – на самых разнообразных поверхностях, а это означает богатейшие возможности для создания вертикальных садов.

В результате поисков и экспериментов Бланк разработал технологию, позволяющую создавать подлинные вертикальные сады на стенах зданий. Основа этого вида вертикального озеленения – металлическая рама, которая крепится на стене. На ней устанавливается каркас из пластика, на котором держатся тонкие высокопористые полиамидные пластины, по внешнему виду и фактуре напоминающие войлок.

 В него имплантируют семена, и в дальнейшем там же пускают корни растения. Как элемент внутреннего убранства музеев, выставочных залов, деловых центров, офисов и магазинов такое вертикальное озеленение оказалось востребованным товаром. Можно увидеть вертикальные сады и в частных домах.

Сегодня в ходу разнообразные вертикальные газоны, цветочные композиции, когда на внешние или внутренние стены строений сажаются семена легких низкорослых растений – в результате чего получаются ковры газонных трав и цветов. Например, английские художники супруги Хизер Экройд и Дэн Харви с начала 1990-х годов для вертикального озеленения экспериментируют с самой обычной травой, создавая из нее инсталляции. Их первый проект вертикального озеленения «Другая сторона» появился в средневековой деревне на севере Италии – художники засадили семенами стену брошенной лачуги. Среди работ Экройд и Харви – внутреннее убранство церкви в Лондоне, озеленение мавзолея на кладбище в Риге, плавающий в озере газон в Швейцарии, стена театра в Цюрихе.

Создание фитомодуля. Создание каркаса

Изучив много литературы по вертикальному озеленению, просмотрев множество интернет сайтов и взяв в основу технологию Бланка я решила создать свой проект.....Учитель биологии мне помогала с технической частью моего проекта.

За основу каркаса купили уже готовую рамку, подложкой служит полиэтиленовый материал, это предохраняет стену от сырости при поливе. Полиэтилен крепиться на столярные скрепки. Вторым слоем мы положили садовый бинт – это материал хорошо «дышит» и не допускает образования различной плесени и грибков.Самое сложное было выбрать материал, в который будут имплантироваться растения. Материал должен быть натуральным, а также не способствовать образованию плесени и грибов. Свой выбор я остановила на натуральном войлоке. Его капиллярная структура слоя способствует равномерному увлажнению и созданию условий для роста растений. Войлок мы закрепили на маленькие само резы. Наша конструкция была готова.

Подборка субстрата для высадки растений.

Но для нормального роста растений и цветов в интерьере нужны свет, вода и питание. В качестве почвы я выбрала  кокосовый субстрат, который представлен в виде больших таблеток.

В прорезанные отверстия в войлоке засыпали субстрат, куда и высаживали растения по разработанному проекту. Дали хороший полив и с волнением день за днем наблюдали приживутся ли наши растения, «комфортно» ли они себя чувствуют?

  Подборка растений для модуля.

Как отмечалось, для внутренних интерьеров используют тропические растения, которые уже стали привычными.

Сукулент (Succulent) — это комнатное растение родом из субтропиков. Имеется множество видов суккулентов различных цветов. Композиции можно составлять, высаживая суккуленты практически в хаотическом порядке. Вы получите яркую и жизнерадостную картинку из разноцветных розоподоных растений

Красивым сочетанием для внутреннего интерьера будут папоротники, спатифлум, а также антуриум разных цветов.

При выборе растений для интерьерных вертикальных стен, необходимо учитывать, насколько развита корневая система. Не стоит выбирать цветы со слабой корневой системой, например, бромелию. Также учитывается не только внешний вид растения, но и максимальный размер взрослого цветка, отдаем предпочтение небольшим растениям, которые создадут необходимую фактуру, но при этом не будут стремительно увеличиваться в размерах.

В своем проекте я использовала : бегонию,  фиалки, хлорофитум., спатифилиум.

Высадка растений

 

Вывод.

Такой  работай  я  занималась  впервые, которая включала бы в себя не только подбор и высадку растений, но и конструктивную, и техническую работу. Трудясь над этим проектом в голове родилась мысль не останавливаться  только на нем , а продолжить работать именно в этом направлении «вертикального озеленения». Согласитесь! Безупречный вид живого зеленого ковра способствует созданию   благоприятного микроклимата и вызывает сильнейшие позитивные эмоции. Вертикальное озеленение на протяжении долгого времени успешно используют для создания оригинального дизайна садовых участков. Преимущество этого способа озеленения заключается в том, что можно довольно легко озеленить довольно большие по ширине и высоте пространства, при этом зеленая стена имеет сравнительно небольшую глубину. К тому же растения, применяемые для такого украшения, растут довольно быстро, поэтому в течение короткого времени можно создать зеленую стену, например из виноградных лоз. Дополнительное достоинство вертикального озеленения в том, что оно поглощает пыль и вредные газы, обогащает воздух кислородом и создает приятную тень. Не все цветы можно использовать в школах для озеленения такого рода. К примеру, во время цветения гиацинта, нарциссов, лилий выделяется такое количество пахучих веществ, что они способны вызвать сильную головную боль и тошноту. Олеандры  по- своему опасны.  Не стоит забывать про ядовитость сока данного растения. При работе с таким растением (полив, протирание пыли) следует использовать резиновые перчатки. После окончания работ следует промыть руки и лицо с мылом, во избежание попадания капель сока на слизистые полости рта и носа.Если рассматривать комнатные растения с этой точки зрения, то самым полезным из них окажется хлорофитум. Это растение известно всем: длинные зелёные листья, иногда с полосками, иногда без; цветёт мелкими белыми цветами; размножается очень легко, и неприхотливо в уходе – достаточно отделить «деток» от длинного стебля, который выгоняет каждый взрослый цветок, и буквально воткнуть в сырую землю. Растение тут же примется и начнёт пускать корни. Хлорофитум поглощает не только токсины, выделяемые синтетическими материалами, а также попадающие в квартиру снаружи, но и убивает вредоносные бактерии. Если в помещении есть несколько хлорофитумов, вам не понадобится устанавливать дорогие воздухоочистители: за сутки эти растения поглощают почти все вредные бактерии в помещении. Не зря хлорофитумы никогда не поражаются вредителями.Частого полива растение не требует, однако полив должен быть обильным, особенно летом. Добавив в горшок с хлорофитумом несколько таблеток активированного угля, можно значительно усилить его очищающие свойства.Считается, что лучше всего обогащает воздух ионами сансевьера. Кроме того, это неприхотливое и быстро растущее растение обладает бактерицидными свойствами.В железобетонных домах влажность воздуха очень низка. Ее процент в помещении такой же, как и в… пустыне. Исправить ситуацию поможет комнатное растение циперус. Оно обогащает воздух квартиры большим количеством влаги.

При повышенной склонности к заболеваниям верхних дыхательных путей и легких поставьте в помещение, где вы проводите большую часть времени, комнатный лимон, бегонию бело-пятнистую, пеларгонию, олеандр белый, примулу весеннюю, фикус упругий или домашнюю герань. Воздух, насыщенный фитонцидами этих растений, очень полезен и для легочных больных, и для здоровых. Он способен повысить функциональную активность организма, стимулировать его защитные силы. Мы имели огромное удовольствие работать над этим проектом. Результат проекта мы ежедневно наблюдаем в нашей школе. Он находится в уголке релаксации. По мимо пано которое мы сделали в ходе проекта, также я сделала и маленькие фитопроекты в виде картин. Подобные фитомодули снижают практически двукратном размере распираторные заболевания; нормализуют процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий, что особенно важно в период бурного развития человека; повышается работоспособгость и выносливость к физическим и умственным нагрузкам, снижению утомляемости; положительно влияет на эстетический аспект. Зеленые растения в условиях замкнутого пространства создают профилактический эффект, развивают чувство прекрасного, способствуют гармонизации личности, снятию напряжения.  Развитие таких качеств, как ответственность, заботливость, самостоятельность, трудолюбие, дисциплинированность.

                      Список используемой литературы.

1.     Ютта Корц «Благоустройство сада» 2005 год.

2.     Воронцов В.В. «Комнатные растения» 2009 год.

3.     Кобздырева П.К. Кобздырева В.П. « Миллион цветов» 2009 год.

Интернет ресурсы:

1.     http://clip.dn.ua/

2.     http://www.tllf.ru/video/29381-kak-rastut-cvety-video.htmltsvetyi-rastuschie-doma-i-na-klumbe/

3.     http://fotki.yandex.ru/users/nataly-tropin/view/33...

4.     http://green-interior.ru/staty-po-flor.html