Инновационная деятельность в процессе обучения иностранному языку
Инновационная деятельность в процессе обучения иностранному языку
(Опыт работы учителя английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Печковой Р.Х.)
На современном этапе приоритетной задачей государственной образовательной политики является обеспечение качества обучения и воспитания подрастающего поколения, которое достигается путем использования педагогическими работниками наиболее эффективных методик и образовательных технологий. Знание иностранных языков становится нормой жизни. Для быстрого и эффективного обучения иностранным языкам необходимы инновационные методики, направленные на формирование практических навыков обучающихся, способных решать задачи на уровне иноязычной коммуникативной компетенции.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что инновационные формы и методы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало, предполагающее развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ролевая игра, метод проекта, драматизация, элементы технологии “Языкового Портфеля”, ИКТ, приемы технологии критического мышления и др.
Цель моей работы: выявить возможности инновационных форм обучения, повысить результативность обучения, развитие креативных способностей школьников на уроках английского языка.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
– изучение инновационных форм обучения в отечественной и зарубежной методической литературе;
– применение инновационных технологий на уроках английского языка как средство повышения результативности обучения и развития креативности;
– рассмотрение развития творческой деятельности на уроках английского языка посредством различных инноваций: проектов, ролевых игр, элементов технологии ЯП, драматизаций, использование ИКТ, приемов технологии критического мышления;
– обобщение опыта использования инновационных форм обучения на уроках английского языка.
Инновационная деятельность – это одна из наиболее доступных и эффективных форм развития навыков коммуникативной компетенции у школьников, создающая условия для социализации личности и развития ее самостоятельности, креативности и активности.
Помимо отбора содержания языкового образования для решения стоящих передо мной задач целесообразно подхожу к выбору соответствующих технологий обучения.
Технология | Результат использования |
Учебно-исследовательская технология | Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на уроке и во внеурочное время. Презентация результатов в виде реферата, исследовательской и творческой работы. Участие в олимпиадах и конкурсах. Развитие навыков публичного выступления. |
Технология игрового обучения | Активизация деятельности учащихся. Увеличение накопляемости оценок. Отработка коммуникативного аспекта. |
Технология развития критического мышления через чтение и письмо | Происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. Появляется возможность объединения отдельных дисциплин. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения. Формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения. |
Обучение в сотрудничестве | Развитие коммуникативных навыков, взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке товарищей. |
Дебаты | Сознательно стимулируют творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. Развивают навыки, необходимые для общения. Вырабатывают критическое мышление |
Концентрированное обучение | Позволяет победить хроническую нехватку времени, делает образовательный процесс более интенсивным. Активизирует познавательные интересы, способствуя формированию личности |
Интегрированные уроки | Помогают преодолеть недостатки предметного обучения и способствуют формированию у учащихся целостной картины мира. |
Информационно-коммуникативные технологии | Разработка учащимися обучающих презентаций. Запрос на расширение доступа к ИНТЕРНЕТ. Использование электронных версий тестов по английскому языку |
Зачетная система, тестирование | Помогает адаптироваться в дальнейшем в вузах. Предусматривает формирование общеучебных умений и навыков |
Здоровьесберегающие технологии и методики | Решают проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебного процесса |
Учебно-исследовательская и проектная технология. Учитывая интерес учащихся к компьютерным технологиям, использую многогранные возможности образовательных ресурсов сети Интернет в исследовательской деятельности, где решаются следующие задачи: овладение учащимися технологически законченным циклом выполнения проектных работ; формирование умений публичной защиты собственных идей.
В начальной школе возможно использование как мини – проектов, рассчитанных на один урок или его часть, так и больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени. Проекты могут быть индивидуальными например, коллаж или альбом и групповыми. Мои ученики создают проекты по составлению генеалогического древа, изучению истории, принимают участия в научно-исследовательских конференциях. Данные проекты принимали участие в разных конкурсах, и их создатели становились лауреатами, дипломантами и победителями.
Применяя технологию игрового обучения, я активизирую коммуникативный аспект деятельности учащихся. Ребёнок всегда играет, но игра его имеет большой смысл, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Этот смысл и элементы игры на уроке я смогла найти в использовании сказок, которые максимально облегчают понимание и усвоение материала, соответствующего уровню начального этапа обучения английскому языку. Моим ученикам очень нравится, когда я использую куклу Тим, Барби, герои сказок «Теремок», «Репка» и другие персонажи.
Обучение в сотрудничестве я осуществляю через включение обучающихся в образовательную деятельность на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет организовать процессы мотивации обучающихся, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействие.
Интегрированные уроки помогают преодолеть недостатки предметного обучения и способствуют формированию у учащихся целостной картины мира. Любая страноведческая тема требует владения дополнительной информацией о культуре, людях, системе образования, географии, климате, политике, истории страны изучаемого языка. Так, например, при подготовке урока по теме «Лондон», «Лица Лондона» в 5-6 классах нам понадобилось знание зарубежной литературы, знаний по музыке и музыкальной литературе и др. Экологический проект “We Live on Earth” непосредственно связан с уроками географии, истории, биологии. Здесь формируются и межпредметные навыки.
Тестирование помогает адаптироваться в дальнейшем в вузах. Предусматривает формирование общеучебных умений и навыков. Обычно я использую данную технологию после изучения лексики и грамматического материала. Также провожу взаимотестирования, где соответственно 2 или 4 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончании передают друг другу. На данном этапе происходит взаимопроверка. Проверяя работу товарища, ученик исправляет ошибки и закрепляет свои знания по теме.
Здоровьесберегающие технологии и методики (физкультминутки, использование изотерапевтических композиций, принцип «эмоциональных качелей», мультисенсорность учебной среды, объяснение материала с учетом двуполушарности, сочетание индукции и дедукции и др.) решают проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебного процесса. В учебно-воспитательном процессе формирую здоровый образ жизни школьника на основе повышения уровня знаний о здоровье и выработки навыков, охраняющих жизнь и здоровье.
Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету принадлежит нестандартным формам урока: «Урок КВН», «Урок-соревнование», урок «Смотр знаний», «Звездный час», «Урок – путешествие» и др. Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приёмы обучения.
Использование информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают мне реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.
Далеко не секрет, что современные ученики не любят читать даже на родном языке. И в практике работы перед нами встает злободневный вопрос, какими методами и приемами без принуждения приобщить их к чтению на иностранном языке, как сделать уроки чтения занимательными и интересными? Мне помогает организация проблемно-поискового чтения, как печатных изданий, так и Интернет сайтов, которые я систематически организую уже на средней ступени обучения, с учащимися младшего подросткового возраста, прививая вкус и интерес к чтению. Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся информации: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д. На уроках английского языка с помощью Интернета я решаю целый ряд дидактических задач: формирую навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствую умения письменной речи школьников; пополняю словарный запас учащихся; формирую у школьников мотивацию к изучению английского языка.
Мои разработки с использованием ИКТ размещены на сайтах: http://www.zavuchinfo, http://pedgazeta.ru, http://pedsovet.su, http://www.uchportal.ru, http://www.nsportal.ru, http://www.englishteachers.ru.
Таким образом, владея современными образовательными, в том числе информационно-коммуникативными технологиями, применяю их в практической деятельности. Воспринимаю взаимодействие с учениками как личностно-значимую деятельность, чтобы пробудить интерес к изучению предмета и социальной деятельности.
Свой опыт я обобщила в работе «Эффективные приемы мотивирования учащихся к учебной и социальной деятельности - 2012» - Медаль Всероссийского конкурса «Золотой фонд российского образования» (Издательский дом «Инновации и эксперимент в образовании» г. Москва). По применению ИКТ я провела мастер - класс в г. Москве во время Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Мой лучший урок» и стала призером (январь 2015г.), а также была опубликована статья «Приемы и методы мотивации учащихся к изучению английского языка и социальной деятельности (из опыта работы)» на сайте http://www.bfnm.ru/p117aa1.html
Результативность применения современных образовательных, в том числе, информационных технологий
Современное образование, шагая в ногу со временем, успешно внедряет информационно-коммуникационные технологиив учебно-воспитательный процесс информационной системы: «Электронное образование Республики Татарстан», NETSchool по программе «Сетевая школа». Работая в данной системе, я могу:
- создавать и участвовать в сообществах с целью обобщения и обмена передового педагогического опыта;
- вести классный журнал и дневники учащихся;
- создавать собственные учебные курсы;
- использовать готовые учебные курсы;
- проводить уроки с использованием мультимедийных учебных курсов, цифровых образовательных программ, электронных учебников;
- проводить онлайн тестирования разного уровня;
- поддерживать тесную связь с родителями через sms-сообщения; - формировать портфолио ученика;
- проводить сбор информации для дальнейшего анализа качества преподавания.
Активно использую возможности сети Интернет для самообразования и саморазвития, общения. Являюсь постоянным участником образовательных порталов и форумов для педагогов: учительские порталы «Про школу», «Завучинфо», «Педсовет.су», Учительский портал, Сеть творческих учителей. На сайтах «Фестиваль педагогических идей. Первое сентября», «Про школу» имею личную страницу, где опубликованы методические разработки.
С целью распространения своего педагогического опыта и развития творческих способностей учащихся создала персональный сайт в сети работников образования nsportal.ru. (http://nsportal.ru/pechkova-rimma-hadievna). Этот сайт еще одно достижение на моем профессиональном пути, очень сложное для меня, но очень увлекательное своей новизной и огромными возможностями. На главной странице есть информация об авторе сайта, личных достижениях учителя и учеников. В разделе «Мои публикации» представлено несколько подразделов:
1. Английский язык. Здесь коллеги могут найти разработки уроков с использованием ИКТ (MicrosoftPowerPoint).
2.Внеклассная работа
3. Классное руководство
4. Материалы для родителей
5. Общепедагогические технологии
6. Работа с родителями
7. Сценарии праздников
8. Полезные ссылки для изучающих английский язык
Большинство материалов сопровождаются презентациями.
В разделе «Публикации моих учеников» представлены работы учащихся.
На страницах сайта можно узнать о достижениях в учебной и воспитательной работе, об инновационной деятельности, о реализованных проектах. В «Моем блоге» можно познакомиться со статьями, которые были представлены на конференциях разного уровня.
Публикации
№ | Название публикации | Уровень | Наименование научно-методического издания, учреждения, осуществлявшего издание методической публикации | Год издания |
1 | “Our Homeland” | федеральный |
| 2012 |
2 | Звездныйчас “A famous sight of Moscow” | федеральный | http://nsportal.ru.node/147167 свидетельство № ФС77-43268 | 2012 |
3 | «Семья и подросток. Как уберечь от вредных привычек». | Федеральный | http://nsportal.ru.node/149477 свидетельство № ФС77-43268 | 2012 |
4 | Театр здоровья «Игры, которые мы заслужили вместе с тобой» | федеральный | http://nsportal.ru.node/149571 свидетельство № ФС77-43268 | 2012 |
5 | Конкурс «Лучший ученик года» | федеральный | http://nsportal.ru.node/149522 свидетельство № ФС77-43268 | 2012 |
6 | «Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду» | федеральный | http://nsportal.ru.node/157967 свидетельство № ФС77-43268 | 2012 |
7 | «Television in our Life» (8 класс).Методическая разработка урока с применением ИКТ | республиканский | Материалы IIIМежрегионального конкурса «Мультимедийный урок – новые образовательные возможности». ЦИОИ «Новые направления», Казань сертификат № 0631052012, сертификат № 220114146 | 2012, 2014 |
8 | «Эффективные приемы мотивирования учащихся к учебной и социальной деятельности – 2012» | федеральный | http://in-exp.ru/nasinagradi.html,
| 2013 |
9 | «Национально-региональный компонент при изучении темы «Лондон», «Лица Лондона» в 5-6 классах» | федеральный | рег. № СВ 20/438-18, г. Санкт-Петербург | 2013 |
10 | «Национально региональный компонент при изучении темы «Лондон», «Лица Лондона» в 5-6 классах» | федеральный | http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/03/20/ | 2014 |
11 | «We are going to travel» | федеральный | Интернет-проект «Копилка уроков – сайт для учителей» | 2014 |
12 | «My favorite food» | федеральный | Интернет-проект «Копилка уроков – сайт для учителей» | 2014 |
13 | «Изучение основных форм глаголов с помощью рифмовок» | республиканский | Журнал «Мэгэриф», июль 2014г, с.92 | 2014 |
14 | «Неделя английского языка в школе». Методическая разработка | федеральный | Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации - 2015» | 2015 |
Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональных сообществах
Наличие научно - методических рекомендаций, научно - методического пособия
Сегодня большое значение приобретает межкультурная коммуникация в сфере повседневного общения – знание моделей общения, культурных стереотипов, ценностных ориентиров, образов и символов культуры. Поэтому стали особо актуальны лингвистические конкурсы, различные олимпиады, расширились возможности туристических путешествий в зарубежные страны. Следовательно, возникла необходимость обучать школьников общению в социокультурном контексте.
Правильно понимая цели и задачи межкультурного образования в школе, в ходе преподавания обеспечиваю компетентностный подход и работаю над формированием различных видов компетенций учащихся: коммуникативной, речевой и языковой, социокультурной; преподаю английский язык как искусство общения, построенное в системе диалога культур. Основополагающими принципами моей педагогической деятельности являются:
1) системность,
2) доступность,
3) учет индивидуальных способностей и запросов учащихся,
4) перспективность,
5) сознательность.
Ведущей идеей моей системы работы является развитие речевой компетенции учащихся, их способности к межкультурному общению через реализацию идеи диалога культур на уроке и во внеклассной работе. Мои задачи:
а) научить учащихся употреблять иностранный язык в аутентичных ситуациях межкультурного общения (процессы формирования навыков и умений);
б) объяснять и усваивать чужой образ жизни / поведения (процессы познания);
в) расширять индивидуальную картину мира за счет приобщения к языковой картине мира носителей изучаемого языка (процессы развития);
г) находить сходство и различие в традициях России и стран изучаемого языка;
д) поддерживать мотивацию к предмету через диалог.
Диалог рассматривается мной как:
- компонент внутреннего содержания (готовность, потребность вступить в диалог);
- свобода, способ разрешить тупиковую ситуацию;
- способ получения информации.
Опираясь на Пассова Е.И., определяю параметры процесса общения в обучении таким образом:
- ситуации общения, которые моделируются как типичные варианты взаимоотношений общающихся;
- активное поведение ученика как субъекта общения и учения;
-коммуникативное поведение учителя как участника процесса обучения;
Идеи личностно-ориентированного подхода, описанные Якиманской И.С., также лежат в основе моей педагогической деятельности:
- опора на личностный опыт учащегося и преобразование этого опыта в процессе учения;
- возможность выбора при выполнении задания;
-индивидуальная работа (консультации, рекомендации, анализ ситуации).
Изучая язык другой страны, нельзя забывать, что помимо реалий другой культуры человек должен знать и реалии своей родины. Поэтому при изучении страноведческой темы, считаю необходимостью вводить и национально-региональный компонент. Ведь важно научить говорить не только о странах изучаемого языка, но и о родном крае. В 2013г. мной было разработано методическое пособие по английскому языку «Национально-региональный компонент при изучении темы «Лондон», «Лица Лондона» в 5-6 классах» с применением ИКТ, которое рецензировано доктором педагогических наук, профессором, заведующим кафедрой методологии обучения и воспитания Института психологии и образования КФУ, Заслуженным деятелем науки РТ, заслуженным учителем РФ и РТ ХузиахметовымА.Н
Собранный материал дополняет информационный состав учебника М.З.Биболетовой, Н.В.Добрыниной. Н.Н.Трубаневой “EnjoyEnglish” для 5-6 классов. Предлагаемое методическое пособие состоит из разделов:
· разработки обобщающих уроков по темам «Лондон», «Лица Лондона» УМК М.З.Биболетовой, Н.В.Добрыниной. Н.Н.Трубаневой “EnjoyEnglish” для 5-6 классов с введением националь-регионального компонента,
· разработки внеклассных мероприятий,
· тексты для чтения и аудирования в рамках данной темы.
Целью данного пособия является оказание помощи учителям в организации и проведении интереснх и запоминающихся уроков и мероприятий, расширяющих знания школьников о жизни не только Англии, но и России, Татарстана. Тексты для чтения можно распечатать для раздачи в качестве дополнительного материала к урокам. В разработках учитываются наиболее значимые принципы, определяющие содержание форм и методов педагогического воздействия на личность:
1. Принцип связи с жизнью. (Подготовка драматизации и организация ролевых игр способствует осуществлению принципа связи с жизнью, так как они в какой-то мере имитируют реальный процесс общения).
2. Принцип коммуникативной активности.
3. Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственностти к урокам иностранного языка. (Все задания выстроены с учетом требований учебной программы).
4. Принцип межпредметных связей.
5. Принцип учета возрастных особенностей учащихся.
С помощью данного пособия учителям будет проще и интереснее вести урок, а ученики с удовольствием воспринимают преподаваемый им материал в такой форме.
С материалами пособия ознакомились педагоги Апастовского района, России на портале www.educontest.net (Свидетельство № СВ 20/438-18 от 15 мая 2013г.), а также на Всероссийскомоткрытом конкурсе «Педагогические инновации - 2013». В 2014 году разработала методическое пособие в помощь учителям английского языка «Применение мнемоники при обучении английскому языку», рецензент – Хуснутдинов Х.Х., к.ф.н., доц. Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ.
Данная работа была представлена на Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации - 2014» клуба учителей «Открытие», 1 место
Педагоги нашей школы, ученики и родители пользуются пособием при обучении и изучении слов и выражений, применяя алгоритмы запоминания слов. Методическое пособие предназначено для преподавателей английского языка и учащихся 2-9 классов, состоит из следующих разделов:1) «Мнемоника при обучении английскому языку», (методы и приемы работы по данной методике, алгоритм запоминания слов), 2) «Практикум «Запоминалки» (примерные упражнения и истории к словам для запоминания, рифмовки к основным формам глаголапо данной методике).
Цельюданного пособия являетсяоказание помощи учителям в применении мнемотехники при обучении английскому языку не только в объеме учебного материала по программе, но и для дальнейшего успешного изучения языкаучащимися через развитие памяти и успешного запоминания английских слов, фраз, выражений.
Практическая значимость работы состоит в том, что пособие может использоваться на уроках английского языка при изучении лексики по различным темам, а такжетемы “Видовременные формы глаголов” в 6-9 классах, и как самостоятельное пособие для изучающих английский язык.
В свете требований к современному образованию (ФГОС) применение мнемоники на уроках английского языка облегчает запоминание лексики и сокращает время работы с ней, а также стимулирует познавательную активность и повышает общий интеллектуальный уровень развития обучающихся.
Надо отметить, что важную роль в учебной мотивации играет мониторинг индивидуальных достижений, который служит основой портфолио ученика по английскому языку (Языковой портфель), нацеленный на выявление объективно существующего уровня сформированности умений, навыков и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс; интереса к предмету; развития мыслительной деятельности; критического отношения к учебной деятельности. Портфолио ученика по английскому языку начинаю формировать со 2 класса, что позволяет проследить рост ученика со 2-го по 11 класс.
Наличие публикаций в профессиональных изданиях по собственной методической теме
№ | Тема | Уровень | Где напечатана (наименование научно-методического издания). | Год издания |
1. | «Эффективные приемы мотивирования учащихся к учебной и социальной деятельности – 2012» | федеральный | Издательский дом «Инновации и эксперимент в образовании», Москва, 2012
| 2012 |
2 | «Мотивация учащихся к изучению английского языка» | республиканский | «Современные технологии обучения и воспитания», Сборнике научных трудов // Под общ. ред. д.п.н.,проф. В.А.Комелиной. – Казань: ТРИ «Школа», 2013. -344с., Сертификат № 058 | 2013 |
3 | «Методы и приемы мотивации учащихся к изучению английского языка» | республиканский | Сборник трудов участников I Заочной республиканской научно-практической конференции педагогических идей и решений «Модернизация образования: вызовы времени» - Казань: Отечество, 2013. – 363с. , Сертификат № 53 | 2013 |
4 | «Национально-региональный компонент при изучении темы «Лондон», «Лица Лондона» в 5-6 классах» с применением ИКТ | федеральный | Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации-2013»
| 2013 |
5 | Разработки методических и дидактических материалов, внеклассных мероприятий, творческих работ, презентаций. | Федеральный | С 2011 по 2014 | |
6 | Мнемоника при изучении основных форм неправильных глаголов | Международный | Актуальные проблемы современной педагогической науки: МатериалыМеждународной научно-образовательной конференции (18-19 декабря 2014г.): Сборник научных трудов//Под общ.ред. д.п.н., проф. А.Н.Хузиахметова. – Казань: ТРИ «Школа», 2014. |
|
7 | «Применение мнемоники при обучении английскому языку» | федеральный | Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации-2014»
| 2014 |
8 | Изучение основных форм неправильных глаголов с помощью рифмовок | республиканский | Журнал «Мэгариф», июнь2014г | 2014 |
9 | «Приемы и методы мотивации учащихся к изучению английского языка и социальной деятельности (из опыта работы)»на сайте http://www.bfnm.ru/p117aa1.html | федеральный | Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок», г. Москва, http://www.bfnm.ru/p117aa1.html | 2015 |
10 | «Неделя английского языка в школе» | федеральный | Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации-2015» | 2015 |
Распространение собственного педагогического опыта
на муниципальном, региональном, всероссийском уровне
Проведенные открытые уроки, занятия, мероприятия
№ | Тема, класс (группа, курс) | Уровень | Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытый урок, занятие, мероприятие | Дата |
1 | «Our Homeland» к 5 разделу учебника «Faces of London» - видео-урок в 6 классе
| федеральный | Всероссийский творческий конкурс «Золотые уроки России. Английский язык - 2012» http://www.englishteachers.ru
| Декабрь 2012 |
2 | «Наша Родина», 6 класс | район | Открытый урок в рамках семинара «Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка» на базе Каратунской СОШ | 2012 |
3 | Методическая выставка “Применение ИКТ в школе” | республикан ский | «День открытых дверей» для педагогов английского языка в Каратунской СОШ Апастовского района | 2012 |
4 | Выступление команды-участницы «Универсиада-2013» на иностранном языке | район | Выступление команды МБОУ «Каратунская СОШ» в рамках республиканского конкурса команд – участниц «Универсиада-2013» на базе Каратунской СОШ | Апрель 2013 |
5 | Подготовка и проведение мероприятия «Огонь Универсиады - 2013» | район | Встреча и приветствие команды, несущей Огонь универсиады в Каратунской СОШ Апастовского района на английском языке | Июнь 2013 |
6 | «Праздник Осени», 4 класс
| район | Открытый урок в рамках «Дня открытых дверей в школе», МБОУ «Каратунская СОШ» | 2014 |
7 | Урок «Рождество в Англии» | федеральный | Мастер-класс. Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок», г. Москва, на базе Центра детского творчества | 2015 |
8 | «Способы работы учителя с пониманием текста» участие в мастер-классе | международный | IV Международный Фестиваль школьных учителей в Елабуге на базе Елабужского института (филиал) К(П)ФУ | 09.08.2015 |
9 | «Остров сокровищ», 4 класс | школа | Открытое внеклассное мероприятие в рамках Недели английского языка в МБОУ «Каратунская СОШ» | 2016г. |
10 | «Говорим и поем по-английски» | район | Муниципальный конкурс исполнения стихов и песен обучающимися школ района, | Февраль 2016 |
11 | «Путешествие в страну чудес» в 4 классе для учителей английского языка в рамках работы секции «Школа молодого учителя» Апастовского района
| район | Открытый урок для учителей английского языка в рамках работы секции «Школа молодого учителя» Апастовского района
| 2016 |
Проведение, участие в семинарах
№ | Тема выступления | Уровень | Тема семинара, кем и для кого организован, место проведения | Дата |
1 | «Особенности современных УМК по английскому языку для начальной и основной школы на материале УМК «Enjoy English» для 2-4 классов» | федеральный | «Особенности современных УМК по английскому языку для начальной и основной школы на материале УМК «Rainbow English» для 2-4 классов и «Новый курс английского языка для российских школ» для 5-9 классов О.В.Афанасьевой и И.В.Михеевой», Издательство «Дрофа», Москва, 2012, г. Казань | 14.12.2012 |
2 | «Из опыта созданий электронных ресурсов по английскому языку» | районный | Выступление на августовской конференции педагогов Апастовского района района по теме «Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения английского языка» на базе Апастовской СОШ | 2013 |
3 | «Инновационные технологии обучения и воспитания» | республиканский | Постоянно действующий теоретический семинар при кафедре педагогики Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань | 04.12.2013 |
4 | «Применение мнемоники на уроках английского языка» | район | «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан. Преобразование обучения в ХХI веке» для педагогов Апастовского района на базе Каратунской СОШ, | 2015 |
5 | «Актуализирование содержания изучаемого текста»
| район | Выступление на секции учителей английского языка августовской конференции педагогов Апастовского муниципального района по теме “Формирование навыковпереработки иноязычной информации” на базе Апастовской СОШ | 2016 |
6 | «Инновационные технологии в процессе обучения иностранному языку» | республиканский | Выступление на методологическом семинаре Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, г.Казань | 13.09.2016 |
Выступления на конференциях
№ | Тема выступления | Уровень | Тема конференции, кем организована, для каких категорий работников образования проведена, место проведения | Дата |
1 | «Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка» | международный | Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование в России: прошлое, настоящее, будущее», посвященная 200-летию педагогического образования в Поволжье, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г.Казань | 3-4 октября 2012г. |
2 | Всероссийская Педагогическая Видеоконференция «Организация творческого обучения в школе» | федеральный | «Организация творческого обучения в школе» (из опыта работы Международной русской школы в Анталии), для работников образования, Завучинфо | 12.04. 2012 |
3 | «Методы и приемы мотивации учащихся к изучению английского языка» | республиканский | I Заочная республиканская научно-практическая конференции педагогических идей и решений «Модернизация образования: вызовы времени» - МБОУ «Гимназия № 6», Казань | 2013 |
4 | «Мотивация учащихся к изучению английского языка» | международный | Международная научно-практическая конференция «Современные технологии обучения и воспитания», Международная Академия Наук, Казанский(Приволжский) федеральный университет, г.Казань | 2013 |
5 | Мнемоника при изучении основных форм неправильных глаголов | международный | Международная научно-образовательная конференция «Актуальные проблемы современной педагогической науки», Казанский(Приволжский) федеральный университет, г.Казань 18-19 декабря 2014г., Приказ 01-06\974 от 12.09.2014 | 2014 |
6 | «Инновационная деятельность педагога в процессе обучения английскому языку» |
| III Международная научно-образовательная конференция «Актуальные проблемы современной педагогической науки», Казанский(Приволжский) федеральный университет, г.Казань, Приказ № 01-06\626 от 30.06.2015 | 28.11. 2015 |
7 | «Интерактивные методы и приемы обучения английскому языку» |
| Международный форум по модернизации педагогического образования, Казанский(Приволжский) федеральный университет, г.Казань, Приказ № 01-06\219 от 14.03.2016 | 2016 |
Внеклассная работа
Внеурочную деятельность обучающихся организую через проведение консультаций, исследовательскую работу, выполнение проектов. Систематически оказываю помощь при подготовке рефератов по предметам, поиску и обработке информации, при подготовке к конференциям, олимпиадам. Повышение языковой культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на уроках, развитие творческих способностей учащихся – основные вопросы, которые стараюсь решить во внеурочной деятельности. Для оптимального решения этих задач стараюсь разнообразить формы внеклассной работы по английскому языку:
· занятия дополнительного образования – кружки;
· индивидуальная работа с одарёнными учащимися;
· проведение недели английского языка;
· участие в научно-практических конференциях,
· курсы по выбору;
· посещение музеев, театров, встреч с интересными людьми;
· семинары, республиканские, всероссийские и международные конкурсы.
О результативности внеурочной работы можно судить по итогам предметных олимпиад, конкурсов, конференций. С каждым годом растет число не только участников, но и победителей и призеров.
Ведение кружков, секций, факультативов, элективных и специальных курсов
Учебный год | Вид деятельности |
2012-2013 | 1. Кружок «Веселый английский язык» - детский сад 2. Кружок «Сказочный английский» - 1 класс |
2013-2014 | 1. Кружок «Сказочный английский» -1 класс 2. Курсы по выбору «Секреты выбора профессии» - 9 класс 3. Работа с одаренными детьми |
2014 -2015 | 1. «Веселый английский» - 1 класс 2.Работа с одаренными детьми |
2015 -2016 | 1. «Веселый английский» - 1 класс 2.Работа с одаренными детьми |
2016 -2017 | 1. «Веселый английский» - 1 класс 2.Работа с одаренными детьми |
Дополнительный резерв времени для успешного усвоения и поддержания интереса к английскому языку – это кружковая работа. Главное в работе кружка – коллективное творчество детей, их инициативность и самостоятельность. Веду кружки английского языка в детском садуи1 классах. Использую ИКТ,наглядный материал, музыкальные приемы, инсценировки мини-диалогов с игрушками, песнями. Названия животных запоминаем с помощью игрушек, которые дети приносят из дома.
Другой формой внеурочной деятельности является Неделя английского языка. В Каратунской СОШ Неделя иностранного языка проходит ежегодно. Мероприятия организовываются с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Ребята своими руками создают атмосферу праздника: шары, газеты, кроссворды, названия кабинетов, приветствие друг друга – всё на английском языке, демонстрируют свои театральные и лингвистические способности в постановках, декламируют стихи, поют песни, участвуют в викторинах.
Учитывая интерес учащихся к компьютерным технологиям, использую многогранные возможности образовательных ресурсов сети Интернет в исследовательской деятельности. На дополнительных занятиях обучаю учащихся практическим навыкам работы в программах Power Point, Publisher и использованию данных программ для создания проектов по разным учебным предметам. Итогом работы становятся готовые учебные проекты, которые ребята представляют на уроках. Опыт показывает, что ученики активно применяют полученные знания и умения в дальнейшей работе: выступают с самостоятельно созданными презентациями на уроках, внеклассных мероприятиях, обучают одноклассников, размещают свои работы на образовательных порталах.
Позитивными результатами внеурочной деятельности стали: создание исследовательских проектов по английскому языку, дидактических материалов, которые используются в своей работе учащиеся и учителя не только нашего района, но и на федеральном уровне. Так, результатом исследовательской работы Дениса Печкова стала брошюра «Пословицы и поговорки, отражающие национальные особенности англичан, русских и татар. Предметно-семантическая классификация», которая принесла победу во Всероссийском открытом конкурсе «Первые шаги -2013г». Результатом исследовательской работы Юсуповой Алины, призера VII Республиканской гуманитарной научно-практической конференции «Глобализация – реальность современного мира!» стала брошюра «Классификация примет и суеверий англичан, русских и татар», которой пользуются ученики и учителя нашей школы на уроках русского, татарского и английского языков и литературы. Эти работы размещены на моем мини-сайте http://nsportal.ru/pechkova-rimma-hadievna, в проекте для одаренных детей социальной сети работников образования nsportal.ru «Алые паруса». В процессе работы над темой «Влияние англицизмов на развитие русского языка» Ханафиевой Алиной был составлен Словарь англицизмов, который стал хорошим подспорьем при изучении темы «Заимствования» на уроках русского и английского языков. Работа Алины вышла в финал заочного этапа Республиканской научно-практической конференции учащихся «Я-исследователь» г. Нижнекамск, 2015г. Научный совет РОО «Клуб учителей Открытие» направил ходатайство с рекомендацией Печкова Д. для поступления в высшее учебное заведение.
Подготовленные учителем победители и призеры предметных олимпиад и конкурсов
Ежегодно среди 3-11 классов в нашей школе проводятся олимпиады по английскому языку. Для ребят эти испытания очень серьезные и к нимнужно готовиться. Чтобы учащиеся имели представление о сложности и уровне заданий, я предлагаю им участвовать в дистанционных олимпиадах и чемпионатах разного уровня. Отрадно, что количество участников с каждым годом увеличивается. Значит, заинтересованность и мотивация в изучении английского языка не ослабевает, а наоборот повышается. Так, в Международном конкурсе «Английский в школе», где Генеральным образовательным партнером конкурса является Британская международная Школа, 2013-15г. (сайт КОНКУРСЫ И ГРАНТЫ), задания, требующие творческого подхода, с каждым туром становятся все сложнее, учащиеся 3, 4, 7, 8 классов (16 человек) заняли призовые места и 1 победитель – Гимадиева И. (7 кл.)
Результаты участия обучающихся в очных предметных олимпиадах
Предмет | Уровень | Результат (занятое место) | Дата проведения олимпиады | Документы (материалы) подтверждающие результаты |
Английский язык | школьный | I место (Шагвалиева Э.,8кл) | 2011 | Протокол №11 от 19.10.2011, Грамота |
Английский язык | школьный | II место (Шагиахмитов А., 7кл.) | 2011 | Протокол№ 11 от 19.10.2011, Грамота |
Английский язык | школьный | II место (Назмиева И., 8кл.)
| 2012 | Протокол № 5 от 26.10.2012, Грамота |
Английский язык | школьный | III место (Залялутдинова Д., 7кл.)
| 2012 | Протокол № 5 от 26.10. 2012, Грамота |
Английский язык | школьный | 1 место (Халикова И.,8 кл.)
| 2013 | Протокол № 3 от 23.10. 2013, Грамота |
Английский язык | школьный | III место(Юсупова А.,7кл.) | 2013 | Протокол № 3 от 23.10. 2013, Грамота |
Английский язык | школьный | I место(Юсупова А.,8кл.) | 2014 | Протокол №2 от 28.10.2013 Грамота |
Английский язык | район | III место(Юсупова А.,8кл.) | 2014 | Грамота |
Английский язык | школьный | I место (Сулейманова А.4кл.) | 2015 | Протокол № 4 от 23.10.2015 |
Английский язык | школьный | II место (Гараева Э..4кл.) | 2015 | Протокол № 4 от 23.10.2015 |
Английский язык | район | I место (Сулейманова А.4кл.) | 2015 | Грамота МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета Апастовского муниципального района РТ» |
Английский язык | район | II место (Гараева Э..4кл.) | 2015 | Грамота МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета Апастовского муниципального района РТ» |
Английский язык | республика | участник (Сулейманова А.4кл.) | 2015 | свидетельство |
Английский язык | республика | участник (Гараева Э..4кл.) | 2015 | свидетельство |
Результаты участия обучающихся в научно-практических конференциях
Тема конференции, кем организована, дата проведения | Тема выступления | Уровень | Результат (занятое место) | Документы |
VII Республиканская гуманитарная научно-практическая конференция «Глобализация – реальность современного мира!», МО и Н РТ, Управление образования Исполкома муниципального образования г. Казани, МУ «Управление Образования Исполнительного комитета МО г. Казани», МБОУ «Гимназия №6» Приволжского района г. Казани 05.04.2013г | Приметы и суеверия англичан, русских и татар | республиканский | II место | Диплом |
XIVПоволжская научная конференция учащихся им. Н.И.Лобачевского, МО и Н РТ, МУ «Управление Образования Исполнительного комитета МО г. Казани», Казанский (Приволжский) федеральный университет 29 марта -1 апреля 2013г. | Пословицы и поговорки, отражающие национальные особенности англичан, русских и татар | республиканский | лауреат
| Диплом |
III Поволжская научно-практическая конференция учащихся «Я - исследователь», г.Нижнекамск, 2013г. | Национальные особенности пословиц и поговорок англичан, русских и татар | республиканский | финалист заочного этапа | свидетельство |
V Поволжская научно-практическая конференция учащихся «Я - исследователь», г.Нижнекамск, 2015г. | «Англицизмы в русском языке» | республиканский | финалист заочного этапа | свидетельство |
Результаты участия обучающихся (воспитанников) в конкурсах, смотрах, концертах, соревнованиях и др. мероприятиях по предмету как в очной, так и в дистанционной форме
Вид, название мероприятия | Уровень | Результат (занятое место) | Дата проведения | Документы |
Республиканский фестиваль эстрадного искусства «Созвездие – Йолдызлык - 2012» | район | II место | 2012г. | Диплом |
Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги - 2013», РОО «Клуб учителей «Открытие», «Отражение национального характера англичан, русских и татар в пословицах и поговорках», Печков Д., 9 кл. г. Москва, | федеральный | I место
| 2013г | Диплом |
Всероссийская олимпиада по английскому языку «Молодежное движение» | федеральный | 1ученик-I место 2ученика-II место 2ученика-III место
| 2013г. | Дипломы |
Всероссийский конкурс «Центр –зит.рф», Английский язык | федеральный | 2- I место 3- III место | 2013г. | Дипломы |
Международный конкурс «Английский в школе». Генеральный образовательный партнер конкурса Британская международная Школа, 2013-14г (КОНКУРСЫ И ГРАНТЫ) | международный | 1-I место 9- II место 5- III место
| 2013-2014г | Дипломы |
Республиканский конкурс участников Универсиады-2013 | район | II место | 2013 | Диплом |
Центр дистанционной сертификации учащихся. Всероссийский конкурс по английскому языку «ФГОС - тест» | федеральный | 2- II место 3- III место | 2014 | Дипломы |
Международный конкурс по английскому языку «Новый урок» | международный | 5- II место 6- III место | 2014 | Дипломы |
Всероссийский конкурс по английскому языку «Я - лингвист» | федеральный | 1-I место 1-II место | 2014 | Дипломы |
Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги - 2014», РОО «Клуб учителей «Открытие», «Приметы и суеверия русских, татар и англичан», г. Москва. | федеральный | I место
| 2014г | Диплом |
Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги - 2015», РОО «Клуб учителей «Открытие», «Влияние англицизмов на развитие лексики русского языка», г. Москва, | федеральный | I место
| 2015г. | Диплом |
Международный конкурс по английскому языку «Мириады открытий», “Инфоурок”
| федеральный | 2- II место | 2015 | Дипломы |
Всероссийский конкурс по английскому языку «Я - лингвист» | федеральный | 4- II место | 2016 | Дипломы |
Международная олимпиада по английскому языку “Red Bus”, 2016 | международный | 8- I место
| 2016 | Дипломы |
Муниципальный конкурс «Говорим и поем по-английски» | район | III место | 2016 | Диплом |
Таким образом, инновационные технологии существенно обогащают и разнообразят преподавание иностранных языков. Их применение не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения.
На смену монотонной работе приходит интеллектуальный творческий поиск, в процессе которого формируется личность как учителя, так и учащегося, активная и целеустремленная, ориентированная на постоянное самообразование и развитие.