Подростковый суицид
презентация на тему "Подростковый суицид"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_podrostkovogo_suitsida.rar | 384.88 КБ |
Подписи к слайдам:
Профилактика подросткового суицида
“Мы выбираем жизнь, они - смерть. Мы пишем письма, они – предсмертные записки. Мы строим планы на будущее, у них…… У них нет будущего. Кажется, что мы и они – из разных миров. Но как велика пропасть между нами, Читающими эти строки, И тем, кто решился на самоубийство? Как сильно нужно измениться человеку, Чтобы сделать этот шаг? Всего лишь - шаг. Они не были рождены самоубийцами, но умерли С этим клеймом. Они продолжают умирать”.
15 ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ С ЧЕЛОВЕКОМ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ МЫСЛЯМИ 1. Попытайтесь убедить человека обратиться к специалистам (психолог, врач, невропатолог). 2. Разработайте стратегию помощи, если человек отказывается от помощи специалистов. 3. Будьте заинтересованы судьбе этого человека и готовы помочь 4. Оцените его внутренние резервы – найдите их 5. Позвольте выговариваться – человек почувствует облегчение 6. Не оставляйте в одиночестве 7. Поддерживайте его и будьте ненавязчиво настойчивы в позитиве - дайте ему эмоциональную опору 8. Давайте больше позитивных установок, т.к. в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. 9. Будьте компетентны в данном вопросе - соблюдайте такт, терпение, обратитесь за консультацией к специалисту 10. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь 11. Помогите ему осознать или вспомнить его способность анализировать и воспринимать советы окружающих 12. Помогите осознать, что следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, муллы к которым можно обратиться 13. Помогите отвлечься от негативных мыслей, что поможет вернуть душевные силы и стабильность 14. Внушите ему чувство уважения к собственной жизни и к себе самому 15. Примените технику 2 колонок – негатив превратите в позитив
Педагогам и родителям важно знать, в чем заключается проявление пред суицидального поведения. Признаки эмоциональных нарушений: • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость; • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость); • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду; • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти; • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие; • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку; • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы; • погруженность в размышления о смерти; • отсутствие планов на будущее; • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей; • пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий • пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем
К внешним проявлениям относятся: • тоскливое выражение лица (скорбная мимика), гипомимия, амимия; • тихий монотонный голос, замедленная речь; • краткость ответов, отсутствие ответов; • ускоренная экспрессивная речь; • общая двигательная заторможенность, бездеятельность, адинамия, двигательное возбуждение; • стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью; • эгоцентрическая направленность на свои страдания
Вегетативные нарушения • Чувство физической тяжести, душевной боли в груди • Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха • Нарушение менструального цикла. • Пища ощущается безвкусной • То же в других частях тела (голове, животе) • Нарушение ритма сна • Слезливость • Ощущение комка в горле • Повышенное артериальное давление • Сухость во рту («симптомы сухого языка») • Головные боли • Снижение веса тела • Повышение веса тела • Снижение аппетита • Отсутствие чувства сна • Запоры • Повышенная сонливость • Тахикардия • Расширение зрачков • Бессонница
Когда следует обращаться за профессиональной помощью Затянувшаяся депрессия и одиночество становятся опасными, если: • Вы чувствуете враждебность к людям, к которым раньше относились хорошо; • У вас нет интереса к чему бы то ни было; • Ваше здоровье существенно подорвано; • Вы попадаете в зависимость от лекарств или алкоголя; • Вы избегаете общества и большую часть времени проводите в одиночестве; • Вы думаете о самоубийстве
Об этих признаках очень важно рассказать кому-нибудь, сведущему в консультативной работе с людьми в состоянии горя. Помните, что обращение за профессиональной помощью отнюдь не является слабостью, а, наоборот, говорит о мужестве и решимости.
ПРИЗНАКИ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О СУИЦИДАЛЬНОЙ УГРОЗЕ Поведенческие Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно отдаляющие от близких Склонность к неоправданно рискованным поступкам. Чрезмерное употребления алкоголя или таблеток. Посещение врача без необходимости. Нарушение дисциплины или снижения качества работы или учебы. Расставание с дорогими вещами или деньгами Приобретение средств для суицида Подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовление к уходу. Пренебрежение внешним видом, аккуратностью в быту.
Словесные Уверения в беспомощности и зависимости от других Прощание Разговоры или шутки о желании умереть. Сообщение о конкретном плане суицида. Высказывание самообвинения. Двойственная оценка значимых событий. Медленная, маловыразительная речь.
Эмоциональные Амбивалентность Беспомощность – безнадежность Переживание горя Признаки депрессии: нарушение сна или аппетита, повышенная возбудимость, отсутствие удовлетворения, печаль, грусть. Несвойственная агрессия или ненависть к себе. Вина или ощущение неудачи, поражения Чрезмерные опасения или страхи Чувство мало значимости, никчемности, ненужности. Рассеянность или растерянность
Риск суицидального поведения увеличивается в случае: • Наличия предыдущей (незаконченной) попытки суицида. • Тенденции к самоповреждению (аутоагрессия). • Наличия суицидальных попыток в семье. • Алкоголизма. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые часто предшествуют суициду. • Хронического употребления наркотиков и токсических препаратов. Они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию, вызывают психозы. • Аффективных расстройств, особенно тяжелых депрессий. • Хронических или смертельных болезней. • Тяжелых утрат, например смерти родителя, особенно в течение первого года после потери. • Лично-семейных конфликтов (развод, болезнь, одиночество, неудачная любовь, оскорбления со стороны окружающих, половая несостоятельность). • Конфликтов, связанных с антисоциальным поведением, в том числе опасение уголовной ответственности; боязнь иного наказания или позора. • Материально-бытовых трудностей. • Конфликтов, связанных с учебой (неуспехи в учебе).
Требования к проведению беседы с подростком, размышляющим о суициде. Для начала автор рекомендует не просто принять суицидента как личность, способную на самоубийство, но и признать за человеком формальное право совершить такой шаг. А во время самого диалога взрослому рекомендуется: 1. Внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и не возможности излить перед кем то свою душу. 2. Правильно формировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о какая помощь необходима. 3. Не выражать удивление от услышанного и не осуждать за любые, самые шокирующие высказывания. 4. не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, по сколько высказывания типа “ у всех есть такие же проблемы ” заставляют ребенка ощущать себя более ненужным и бесполезным. 5. Постараться изменить романтико – трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти. 6. не предлагать не оправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы. 7. Привести конструктивные способы ее решения. Одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
Рекомендации родителям
Рекомендации родителям застенчивого ребенка и педагогам должны включать следующие моменты: 1. Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным. 2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы. 3. Главный козырь взрослых — это терпение и тактичность. 4. Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность. 5. В быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо (деньги — продавцу, телеграмму — телеграфистке и т. д.). На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.
В непосредственной работе с детьми можно использовать следующие приемы и методы: а) обучение способам расслабления; б) проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для застенчивого ребенка (публичное выступление, ситуация знакомства и т. д.); в) подвижные игры для развития коммуникативных навыков; г) постановка спектаклей; д) рисование для выявления и отработки страхов; е) использование элементов сказкотерапии, художественных произведений с ярко прорисованными характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем; ж) обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.
Психологу важно помочь родителям и педагогам выработать единую стратегию в общении с застенчивым ребенком, научить их навыкам конструктивного общения
Афоризмы на тему “ ОтражениЯ ” “ Лошади никогда не кончают самоубийством, потому что, будучи лишены дара речи, они не имеют возможность выяснять отношения. ” (В. Маяковский) ” Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь саму книгу. ” (Ж. Санд). ” Самоубийца – человек, погибший при попытке бегства от себя самого. ” (Веслав Брудзиньский) ” Убийца убивает человека, самоубийца – человечество. ” (Г. Честертон) ” Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал. ” (Р. Алев)
Мы все умрем, людей бессмертных нет. И это все известно и не ново. Но мы живем, чтобы оставить след, Дом иль тропинку, дерево иль слово. Им не исчезнуть начисто, дотла. Спешите ж делать добрые дела!!!