ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОГРАММЫ GIMP
ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОГРАММЫ GIMP
Квашнина Юлия Игоревна
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 492 (ГБОУ СОШ №492)
Аннотация
В данной работе рассматривается необходимость внеурочных занятий для достижения метапредметных и личностных результатов обучения учащихся восьмых и девятых классов, актуальность выбранного направления кружковой деятельности, выделены цели курса и ожидаемые результаты обучения после занятий в кружке.
В последние годы в жизни современной школы произошли серьезные перемены: вводятся государственные образовательные стандарты и изменяются учебные планы; разрабатываются и успешно внедряются в обучение альтернативные программы и учебники; открываются частные школы, лицеи, гимназии и колледжи; активно изучается и используется опыт зарубежных школ. Одной из актуальных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка. Это связано не только с достижением учащихся личностных результатов обучения, но и с достижением метапредметных результатов, определяющих успешность использования учащимися универсальных способов учебной деятельности при решении личностно значимых проблем. Большую роль в решении этих задач могут играть уроки информатики. Но, к сожалению, из-за недостаточного количества времени, отводимого на уроки информатики, в полной мере удается уделять внимание лишь достижению предметных результатов обучения. Перегруженность учебного плана школы, обычно, не позволяет проводить уроки информатики чаще, чем один раз в неделю.
На уроках информатики во время практических занятий с компьютером преимущество отдается в основном фронтальной работе с учащимися, так как дети еще не обладают достаточными знаниями и умениями, позволяющими в большом объеме реализовать самостоятельную деятельность. В результате не всегда осуществляется возможность каждому ребенку в полной мере проявить себя на уроке и показать свой уровень достижений. Одним из решений этой проблемы является организация кружковой деятельности.
Участие в занятиях кружка, где учащимся наглядно демонстрируется связь информатики с жизнью, непосредственно с их будущей профессией, создает предпосылки для активной работы на уроках: у ребят появляется интерес к информатике, а у некоторых – стремление к поисковой деятельности.
Прорабатывая поурочные планирования к учебникам восьмых и девятых классов, необходимо обратить внимание, что на изучение графического редактора отводится максимум 2 часа за весь курс информатики в основной школе. Учитывая, что в настоящее время интерес учащихся к созданию и обработке графических изображений растет, а часов для более подробного изучения этой темы не хватает, мы приходим к выводу, что выходом из сложившейся ситуации будет организация внеурочных занятий посвященных созданию и обработке растровых графических изображений.
В рамках внеклассной работы по информатике занятия по компьютерной графике, анимации и музыке, разработке мультимедийных и гипертекстовых проектов эстетического, художественного направления решают задачи эстетического воспитания. К ним относятся: формирование эстетических чувств, эстетического вкуса, умения воспринимать прекрасное, наслаждаться им, вносить красоту в окружающую жизнь; развитие правильных представлений о красоте в природе, обществе и поведении человека, творческих способностей, умений и навыков; расширение художественного кругозора; ознакомление учащихся с различными областями искусства. Эти задачи можно решить, организовав кружковые занятия по созданию растровых графических изображений средствами графического редактора Gimp.
Особенность курса заключается в том, что основную базовую информацию о программе учащиеся должны уже знать из уроков информатики. Если знаний не достаточно, то учащиеся могут найти информацию в предоставленных методических пособиях, учебниках или Интернете. Следуя требованиям информационного общества, педагог должен не столько передать нужную информацию учащимся, сколько научить её искать, отбирать и обрабатывать.
Разработанный кружок «Создание графики средствами Gimp» включает 16 часов (1 час в неделю) аудиторных занятий и самостоятельную работу учащихся. Целесообразность данного кружка определяется быстрым внедрением цифровой техники в повседневную жизнь и переходом к новым технологиям обработки графической информации. Учащиеся получают навыки цифровой обработки изображений, которые необходимы для их успешной реализации в современном мире.
Цели курса:
познакомить учащихся с современными принципами и методами цифровой обработки изображений,
способствовать достижению личностных и метапредметных результатов обучения учащимися.
Задачи курса: научить учащихся:
использовать редактор Gimp для, кадрирования и масштабирования графического материала,
применять цветовую коррекцию изображения,
ретушировать фотографии,
создавать коллажи и иллюстрации.
Данный курс имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий. Вместо того чтобы начинать с подробного изучения каждого инструмента Gimp, предлагается изучить основы работы рассматриваемого графического редактора. Следующий этап – изменение размера и формы изображения при помощи инструментов преобразования. Затем изучаются слои, инструменты рисования фильтры, меню «Цвет» – средства, которые позволят создать коллаж и придать цифровому изображению определенный стиль. Основная педагогическая технология – метод проектов. Для работы необходим персональный компьютер и графический редактор Gimp. Для ввода графической информации желательно наличие цифрового фотоаппарата и сканера. Знания, полученные при изучении курса «Создание графики средствами Gimp», учащиеся могут применить для подготовки качественных иллюстраций к докладам и мультимедийным разработкам по различным предметам — физике, химии, биологии и др. Изображения, созданные в графическом редакторе Gimp, могут быть также использованы при создании Web-страниц. Полученные знания и умения являются основой для последующего изучения трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.
Ожидаемые результаты. В рамках данного курса учащиеся получают следующие знания и умения:
владеют принципами кодирования графической информации в компьютерной технике,
знают особенности представления цвета в различных цветовых моделях,
умеют сканировать и кадрировать рисунки и фотографии,
умеют выполнять цветовую коррекцию изображений, а также коррекцию яркости и контрастности и всего рисунка, и отдельных его областей,
умеют ретушировать отсканированные фотографии,
умеют создавать рисунки с помощью инструментов рисования,
умеют работать с многослойными изображениями,
умеют создавать коллажи.
В связи с тем, что нашей целью является способствовать достижению учениками личностных и метапредметных результатов обучения, необходимо обеспечить им условия для достижения этих результатов. Для того чтобы развивались их коммуникативные навыки необходимо организовать их деятельность таким образом, чтобы для достижения положительного результата работы они были бы вынуждены учиться приходить к общему мнению, отстаивать свою точку зрения и аргументировать ее.
На занятиях в кружке учащиеся занимаются интересующим их делом, и это повышает их мотивацию к получениям знаний в области информатики. Таким образом, они с большим желанием посещают и обязательные уроки, потому что видят практическое применение теоретическим знаниям. А почувствовав нехватку знаний для достижения желаемых результатов при обработке фотографий, они начинают самостоятельно искать информацию по интересующему их вопросу, а если не могут ее найти обращаются к преподавателю за дополнительной помощью.
Коммуникативные навыки и общение как таковое – многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. В ходе общения участники кружка обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, фиксированными в материи.
В кружке учащиеся должны совместно достичь положительных результатов: создать коллаж в одном стиле. Для этого выбранным лидерам необходимо выслушать все предложения участников их групп, выбрать оптимальное решение и убедить несогласных участников пойти на компромисс, чтобы добиться цели. Участникам группы, которые не являются лидерами, необходимо отстоять свою точку зрения и суметь ее аргументировать так, чтобы лидер принял вашу сторону. Все эти ситуации не могут не повлиять на развитие коммуникативных способностей.
Организаторские способности – это, во-первых, способности организовать коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских качеств. Организаторские способности проявляются в избирательности способов организации учащихся в группе, в освоении учебного материала, самоорганизации обучающихся.
У учащихся есть возможность проявить свои организаторские способности в процессе посещения кружка по информатике «Создание графики средствами Gimp».
Таким образом, при организации такого кружка делается упор на развитие коммуникативных и организаторских способностей, а также на повышение мотивации к учебе – то есть на достижение личностных и метапредметных результатов обучения.