НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ ОЛИМПИАД ШКОЛЬНИКОВ В МОСКВЕ

Рудакова Елена Викторовна

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ ОЛИМПИАД ШКОЛЬНИКОВ В МОСКВЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiady.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ ОЛИМПИАД ШКОЛЬНИКОВ В МОСКВЕ

Каждую предметную олимпиаду «затеяла» (придумала, подготовила, провела, передала опыт) небольшая группа энтузиастов. Это почти всегда — специалисты высочайшего класса по своему предмету, это часто — классики российской и мировой науки, это обычно — люди, имеющие богатый опыт работы со школьниками (учителя, руководители кружков, авторы книг и пособий). Размышления организаторов о том, зачем нужны олимпиады, приводили примерно к одним и тем же тезисам.

«Основная забота о будущем науки требует, чтобы ни одно дарование не затерялось зря. Каждому из наших подрастающих талантов обеспечено полное внимание, полная и всесторонняя помощь и поддержка со стороны государства и всего общества нашей страны.

Одной из наиболее действенных форм нашей помощи самым молодым дарованиям является организация олимпиады, т. е. широкого состязания, широкого соревнования всех наших школьников, одарённых математически и интересующихся математикой.

Это состязание должно заставить лучших из них почувствовать себя уже настоящими математиками, будущими учёными. Оно должно укрепить их веру в себя, зажечь их научный энтузиазм и в то же время заставить их почувствовать, что лишь длинный путь упорной работы привёдет их к цели, к участию в качестве квалифицированных математиков, а иногда и больших самостоятельных учёных в той громадной стройке социализма, которая развернулась в нашей стране.»

(Председатель оргкомитета 
I Московской математической олимпиады,
1935 г.)

«Наука — арена нескольких видов борьбы. Это — и борьба человечества с незнанием, и борьба ученых со своими заблуждениями, и стремление принести пользу людям, и поиск красоты мира, и стремление к славе, и делание собственной карьеры, и заработок. Чтобы наука жила полноценно, нужно, чтобы ее поддерживали различные стимулы — внутренние и внешние. Каждого учёного какой-то стимул подтолкнул в сторону науки. И если этот стимул антинаучный и низменный, большой беды в этом нет. Важно только, чтобы своевременно возникли другие стимулы, соответствующие высшему назначению науки.

Олимпиады используют в качестве стимула дух соперничества — в этом и их сила, и их слабость. Сила потому, что в детском возрасте призыв посоревноваться находит отклик в душе почти каждого. Этим и объясняется огромный успех олимпиад. Они настолько понравились, что за сто лет их существования стиль их проведения почти не изменился.

В то же время вред духа соревнования очевиден. Прежде всего наука — поприще настолько широкое, что людям на нем никогда не будет тесно. Дух же соревнования сталкивает людей на одну узкую тропинку. Человек в науке ценен своей уникальностью, между тем дух соревнования толкает людей подчиняться критериям прошлой эпохи и гнаться за чужой славой, стараясь её повторить, вместо того, чтобы занять своё уникальное место.»

(Николай Николаевич Константинов,
президент Турнира городов,
1997 г.)

За 75 лет сформировались традиции интеллектуальных соревнований школьников. Из московских олимпиад выросли многие всероссийские и даже некоторые международные. На московские олимпиады часто специально приезжают из самых дальних уголков страны, а порою и из-за границы.

Но главное — у детей на олимпиадах «горят глаза», те, кто раньше участвовал в них, теперь хотят их проводить, на олимпиадах сохраняется дух свободы и внутренней честности, многие учителя считают, что олимпиады помогают закрепить, углубить школьные знания, родители рады приводить своих чад на олимпиады, вузы и академические институты заинтересованы не только в своём наборе, но и в работе с одарёнными школьниками.