Ключевые требования к ИКТ-компетентности современного педагога в России и мире
Технологии являются одной из важнейших составляющих образования в XXI веке; современные ученики живут в глобальном обществе и испытывают потребность в интеллектуальном соревновании со сверстниками по всему миру. Экспертные оценки свидетельствуют, что цифровые инструменты и сильная педагогическая база могут помочь школам в использовании эффективных стратегий для приобретения учащимися как традиционных навыков, так и специальных навыков, необходимых в XXI веке. Целью инициатив, предпринимаемых в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в школах, является не просто более эффективное использование ИКТ в учебном процессе, а, скорее, стимулирование экономического развития общества за счет применения ИКТ. Учащиеся во всем мире свободно используют технологии для повседневного общения, творчества и обмена информацией. Сегодня выросло первое поколение учеников, для которого владение цифровыми инструментами является привычным делом. С помощью этих инструментов учащиеся получают информацию, формируют знания и сообщают о своих достижениях окружающим. Цифровые инструменты, многие из которых предполагают совместную работу, доступны всегда и везде, где есть Интернет. Учащиеся ожидают от образования аналогичной аутентичности, релевантности и интерактивности. И все же, несмотря на огромный потенциал технологий как катализатора преобразовательных изменений в области образования, они до сих пор не получили широкого применения. Сегодня технологии способны оказывать влияние на реализацию программы «Образование для всех». Они становятся все более доступными, и даже недорогие мобильные телефоны предоставляют возможности взаимодействия с миром, немыслимые ранее. В то время как наши ученики уже находятся в постоянном сетевом взаимодействии и обладают определенными технологическими навыками, их учителям необходима поддержка в понимании того, когда и каким образом использовать ИКТ в учебном процессе, чтобы найти общий язык с учениками, передать им свой опыт и обогатить их знания. Реформирование образования, однако, является сложным процессом. Оно редко происходит само по себе, при этом все элементы системы (руководители, администраторы, учителя, учащиеся, ИКТ и средства доступа к ним) играют Газиева Ольга Владимировна 89217982763 olgagazieva@mail.ru 214735 © М осковская академия профессиональных компетенций Только Газиева Ольга Владимировна имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях. Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перепубликация) запрещены и преследуются по закону. Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено Актуальные вопросы внедрения информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный и воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС 6 www.pedcampus.ru важную роль, но все же по отдельности не являются достаточными, чтобы вызвать более масштабные системные преобразования. Многие организации уже определили цели внедрения ИКТ в учебный процесс, а также разработали для педагогов нормы и стандарты по использованию соответствующих инструментов. В настоящее время происходит взаимодействие сразу нескольких факторов, и поэтому сегодня возникает еще большая потребность в том, чтобы педагоги обладали практическими навыками использования ИКТ, определенными ЮНЕСКО и Международным обществом по информационным технологиям в образовании (ISTE). В число этих факторов входит растущая потребность в освоении новых навыков, относящихся к информационной, технологической и визуальной грамотности, понимание того, что ученики изменились, а образовательные практики – нет, а также осознание существующей во всем мире потребности в учениках, способных со временем стать квалифицированными специалистами и успешно интегрироваться в экономическую систему. Существование норм и стандартов ИКТ компетентности учителей само по себе недостаточно для того, чтобы произвести необходимые изменения. Важнейшим элементом, необходимым для преобразования школы и эффективного применения ИКТ, является подготовка и непрерывное повышение квалификации педагогов. Результаты многочисленных исследований в данной области явно указывают на то, что среди прочих факторов решающую роль здесь играет высококачественное повышение квалификации учителей, которому в контексте затрачиваемых усилий по реформированию системы образования, к сожалению, уделяется недостаточное внимание. Между тем, именно отсутствие эффективного профессионального развития педагогических работников зачастую считается основной причиной разрыва между тем, что учащиеся могут потенциально достичь, и реальностью, с которой они на самом деле сталкиваются в своих учебных классах по всему миру. Беглый анализ проблемы использования ИКТ для эффективного преподавания и обучения указывает на очевидное решение: необходимо приобщить учителей к творческому применению ИКТ, и тогда они произведут необходимые изменения. Газиева Ольга Владимировна 89217982763 olgagazieva@mail.ru 214735 © М осковская академия профессиональных компетенций Только Газиева Ольга Владимировна имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях. Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перепубликация) запрещены и преследуются по закону. Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено Актуальные вопросы внедрения информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный и воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС 7 www.pedcampus.ru В определенной степени это возможно осуществить, однако изменения в школах протекают сложно, и требуются годы, чтобы достичь поставленной цели. Организация не изменится до тех пор, пока не изменятся входящие в ее состав индивидуумы. Кроме того, сложившаяся в организации корпоративная культура может представлять серьезное препятствие на пути внедрения новых идей и практик. Майкл Фуллан (Michael Fullan) (2001), признанный эксперт в области реформирования образования, охарактеризовал эту проблему как «Правило 25/75»: 25% решения проблемы составляет выбор правильного направления; а 75% – нахождение способа, как достичь намеченной цели в каждом конкретном местном контексте. Питер Сенге (Peter Senge), видный теоретик по организационным изменениям, добавляет: «Фундаментальным упущением стратегий большинства новаторов является то, что они полностью сосредоточиваются на собственных инновациях, на целях, которые собираются достичь, и совсем не думают о том, как отреагируют на их усилия более крупные организационные структуры, и как они соотнесутся со сложившейся в них культурой и существующими нормами» (1999). В случае применения ИКТ в области образования большая часть направленных на изменения усилий излишне акцентирована на приобретении оборудования и программного обеспечения, а также на поддержке обучения базовым технологиям – в ущерб фактической реализации изменений в школах. Фуллан (2011) предупреждает, что технология сама по себе не является эффективной движущей силой для реформирования системы в целом. Ей являются те политические и стратегические рычаги, которые имеют наибольший шанс повлиять на процесс обучения. Очевидно, что ключевым фактором успешного проведения реформы является наращивание потенциала педагогов путем повышения их квалификации. Тем не менее, существует все больше доводов в пользу того, что, несмотря на то, что технологии могут оказать существенную помощь в реализации изменений, они не являются их основной движущей силой. Фуллан утверждает: «Нет никаких доказательств того, что технологии являются наиболее удачной отправной точкой для реформирования всей системы, но они могут существенно ускорить дело, если мы поставим во главу угла процесс обучения, квалифицированных мотивированных учителей и учеников». Газиева Ольга Владимировна 89217982763 olgagazieva@mail.ru 214735 © М осковская академия профессиональных компетенций Только Газиева Ольга Владимировна имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях. Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перепубликация) запрещены и преследуются по закону. Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено Актуальные вопросы внедрения информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный и воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС 8 www.pedcampus.ru Для того чтобы реформа стала возможной, необходимо принимать политические меры, способные обеспечить и поддерживать ряд существенных условий. ISTE определила перечень необходимых условий эффективного использования технологий в обучении, который включает общее видение, наличие ответственных руководителей, планирование реализации программ, последовательное и адекватное финансирование, равный доступ, наличие квалифицированного персонала, непрерывное повышение квалификации, техническую поддержку, нормы составления учебных программ, индивидуализированное обучение, систему оценки и анализа, во влечение сообществ, политические меры поддержки, а также благоприятные внешние условия (http://www.iste.org/standards/nets-for-students/ne...). Наконец, чтобы опирающиеся на технологии инновации приносили свои плоды в школах, необходимо обеспечить распространение основополагающих принципов, стандартов и стратегий, которые, в конечном итоге, должны быть приняты административными органами управления образованием и педагогами на районном уровне. Одним из ключевых факторов, способствующих скорейшему принятию нового подхода или метода, является его восприятие как относительного преимущества, т.е. наличие у пользователей явного ощущения того, что применяемая инновация лучше, чем тот инструмент или практика, которым она пришла на смену. Поэтому очень важно проводить исследования и оценки, помогающие документально фиксировать результаты работы с ИКТ. Таким образом, учителя будут использовать новые подходы, которые доказали свою эффективность в обучении. Кроме того, относительное преимущество станет наиболее очевидным для учителей, если интеграция ИКТ в учебный процесс будет осуществляться в рамках реализации текущих учебных программ и соответствующих систем оценки знаний. Это, в свою очередь, будет способствовать распространению и принятию стандартов использования ИКТ. Газиева Ольга Владимировна 89217982763 olgagazieva@mail.ru 214735 © М осковская академия профессиональных компетенций Только Газиева Ольга Владимировна имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях. Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перепубликация) запрещены и преследуются по закону. Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено Актуальные вопросы внедрения информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный и воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС 9 www.pedcampus.ru 5.2. Профессиональные стандарты как стимул развития ИКТ-компетентности Образовательное сообщество имеет убедительные доказательства существования характеристик образцового профессионального развития. В целом они одни и те же для уровня начальной подготовки и уровня дальнейшего повышения квалификации, хотя могут иметь и некоторые различия. Например, в ходе масштабного исследования Гарет (Garet, США) и др., (2001 г.) были определены различные факторы, связанные с успешным профессиональным развитием, в том числе: • Продолжительность обучения (как продолжительность занятий, так и их количество). Полученные результаты свидетельствуют о том, что чем она больше – тем лучше. • Коллективное участие группы учителей из одной школы, департамента или параллельных классов оказалось более эффективным, чем индивидуальное участие. • Возможности деятельностного обучения позволяют повысить эффективность профессионального развития. • Акцент на содержание в предметной области был признан более эффективным, чем общие стратегии преподавания, не привязанные к конкретным предметным областям. • Когерентность была определена как степень, в которой обучение соответствует целям, политике, стандартам и т.п. школы. Чем больше когерентность, тем более эффективно происходит повышение квалификации учителей. К сожалению, указанное сочетание всех факторов редко встречалось в рассматриваемых программах. Выявленные трудности связаны со все более активным сокращением средств, выделяемых на профессиональное развитие учителей, а также с отсутствием долгосрочных и жизнеспособных мер по его реализации. Тем не менее, глобальные коммуникации открывают новые возможности для обеспечения соответствия критериям эффективного профессионального развития экономически целесообразными способами. Особенно важным преимуществом повышения квалификации преподавателей в интерактивном режиме коммуникаций является возможность поддержания деятельности сообщества профессионального обучения или сообщества практики учителей. Участники сообщества обмена практиками учатся друг у друга за счет решения проблем, непосредственно связанных с их работой, они оперативно делятся опытом и знаниями. В высокотехнологичной среде учителя Газиева Ольга Владимировна 89217982763 olgagazieva@mail.ru 214735 © М осковская академия профессиональных компетенций Только Газиева Ольга Владимировна имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях. Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перепубликация) запрещены и преследуются по закону. Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено Актуальные вопросы внедрения информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный и воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС 10 www.pedcampus.ru должны иметь возможность узнавать, какие методы обучения, методики оценки, ресурсы учебных программ и навыки классной работы являются наиболее эффективными. В целом суть качественного профессионального развития и стимулирования применения ИКТ заключается в следующем: помочь учителям определить перспективные методики, соответствующие их предметным областям, а также обеспечить необходимые условия для содействия их эффективному внедрению, в том числе поддержку и руководство со стороны местной администрации. Некоторые образцовые школы и районы разработали стратегии, охватывающие «передовые практики», и добились значительных результатов. Ниже приведено несколько примеров эффективных мер, направленных на поощрение учителей к использованию ИКТ, а также деятельности по повышению их квалификации. Газиева Ольга Владимировна 89217982763 olgagazieva@mail.ru 214735 © М осковская академия профессиональных компетенций Только Газиева Ольга Владимировна имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях. Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перепубликация) запрещены и преследуются по закону. Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено Актуальные вопросы внедрения информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный и воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС 11 www.pedcampus.ru 5.3. Требования к ИКТ-компетентности педагогов за рубежом Из опыта США В специально созданном школьном округе Лейк Вашингтон, г. Реймонд, штат Вашингтон, педагоги должны овладевать одним новым навыком применения ИКТ в год. Каждый район выбирает одну технологию ежегодно, а педагогам предлагается множество способов приобрести навык и продемонстрировать свои знания. Учителя, которые успешно завершают курс повышения квалификации, получают премию. Из опыта Дании. Гимназия с экономическим уклоном Все сотрудники должны использовать ИКТ в образовательном процессе, в том числе – интегрируя их в существующие учебные программы. Каждый работник (включая сотрудников администрации) должен продемонстрировать владение базовыми навыками в области информационных технологий (компьютерная грамотность). Тем, кто нуждается в помощи, предлагается возможность прохождения дополнительного обучения. Поощряется неформальное профессиональное развитие путем самостоятельной подготовки в специализированном классе для учителей, оснащенном необходимыми технологическими средствами, и планирование расписания таким образом, чтобы учителя обязательно могли работать вместе. Из опыта Турции Проект по расширению возможностей и усовершенствованию образовательных технологий (FATIH). Проект предусматривает, что все классы будут оснащены средствами ИКТ, и что обучение на всех занятиях будет строиться на базе использования современных технологий учителями и учениками. Для подготовки учителей к использованию ИКТ в учебном процессе были запланированы различные мероприятия по повышению квалификации, проводимые как в режиме онлайн, так и в очной форме с целью оказания поддержки около 600 000 учителей. Несколько школьных округов успешно использовали учителей-экспертов для поддержки коллег, что позволило им эффективно применять ИКТ в процессе подготовки учащихся к будущей профессиональной деятельности. Школьный округ определяет учителей-экспертов в каждой школе для реализации очередной крупной инициативы. Также организован летний институт, занятия в котором посещают учителя и сотрудники администрации. Газиева Ольга Владимировна 89217982763 olgagazieva@mail.ru 214735 © М осковская академия профессиональных компетенций Только Газиева Ольга Владимировна имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях. Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перепубликация) запрещены и преследуются по закону. Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено Актуальные вопросы внедрения информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный и воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС 12 www.pedcampus.ru Из опыта Новой Зеландии В Новой Зеландии каждая школа разрабатывает свою собственную стратегию повышения квалификации учителей, соответствующую государственной политике: «Для Новой Зеландии развитие процветающего и стабильного информационного общества подразумевает развитие новых навыков и знаний. Это потребует создания культуры предпринимательства, непрерывного стремления к познанию, инновациям и усовершенствованиям, а также принятия предполагающих риск решений. Всего этого можно достичь только с помощью развития системы образования». Общие черты успешных подходов При совместном рассмотрении все эти успешные подходы к повышению квалификации педагогических работников удовлетворяют индивидуальным потребностям учителей и концентрируются на создании условий, стимулирующих внедрение технологий, равноправное взаимодействие участников образовательного процесса и принятие решений, предполагающих определенные риски. Они также включают технологический компонент в общие цели и направления работы над учебными программами на уровне школы и района. Все эти подходы подразумевают, что интеграция ИКТ должна происходить как на уровне предметного содержания, так и в рамках педагогических подходов к школьному обучению. Приведенные выше примеры показывают также, что успешное повышение квалификации учителей с использованием ИКТ, безусловно, возможно. Наша задача, таким образом, заключается в использовании эффективного профессионального развития для осуществления изменений, начиная с микроуровня школ и заканчивая крупномасштабными системными реформами образования в целом. Газиева Ольга Владимировна 89217982763 olgagazieva@mail.ru 214735 © М осковская академия профессиональных компетенций Только Газиева Ольга Владимировна имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях. Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перепубликация) запрещены и преследуются по закону. Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено Актуальные вопросы внедрения информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный и воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС 13 www.pedcampus.ru 5.4. Развитие ИКТ-компетентности педагогов в России Проблема формирования, развития и повышения ИКТ компетентности учителей является актуальной для современного российского образования. Несмотря на реализацию федеральных целевых программ, приоритетного проекта «Образование», проекта Всемирного банка «Информатизация системы образования», уровень применения ИКТ учителями-предметниками по- прежнему остается невысоким. Всего к 2010 году в России обучение по ИКТ компетентности прошли не менее 800 000 учителей, то есть около 50% педагогических кадров. При этом в проекте ИСО по программам формирования ИКТ компетентности было обучено 125 000 педагогов. По результатам исследований, проведенных в РГПУ им. А.И.Герцена, к 2010 году лишь 15% педагогов (исследованием были охвачены учителя из регионов, принимавших участие в проекте ИСО в апробации Цифровых образовательных ресурсов, составивших Единую коллекцию www.sc.edu.ru), активно используют ИКТ в своей профессиональной педагогической деятельности, и небольшой процент педагогов (7%) имеет сформированные навыки информационного активного взаимодействия в образовательной сети в Интернете (являются активными участниками Интернет-мероприятий, сетевых сообществ). Именно поэтому в 2011-12 годах в рамках государственной программы «Электронное образование» с целью подготовки школ к переходу на новый ФГОС было проведено обучение около 1500 тьюторов-методистов и 65 тысяч педагогов-тьюторов по программе использования новых ИКТ и электронных образовательных ресурсов нового поколения и ООР (www.fcior.edu.ru) в учебном процессе с использованием дистанционного обучения (примерно по 10-25 представителей от инновационных учителей по разным предметам, в том числе учителей начальной школы из каждого муниципального образования из 75% всех регионов страны). Определенные изменения сложившийся ситуации связаны с формированием и внедрением Национальной системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ компетентности в систему российского непрерывного образования, а также с формализацией требований к подготовке в области ИКТ в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих России (Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), в котором информационная компетентность педагогических работников рассматривается как «качество действий работника, обеспечивающее Газиева Ольга Владимировна 89217982763 olgagazieva@mail.ru 214735 © М осковская академия профессиональных компетенций Только Газиева Ольга Владимировна имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях. Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перепубликация) запрещены и преследуются по закону. Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено Актуальные вопросы внедрения информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный и воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС 14 www.pedcampus.ru эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно- коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедиа технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях». Требования к применению учителем-предметником информационно- коммуникационных технологий, обозначенные в этом документе, включают необходимость каждым учителем: • осуществлять осознанный выбор образовательных технологий, включая информационные, а также осуществлять и выбор электронных образовательных ресурсов; • реализовывать контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся); • знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Следующим шагом должны быть разработка и принятие соответствующих государственных стандартов подготовки и переподготовки педагогических кадров в области ИКТ. В качестве концептуальной основы для разработки таких стандартов некоторое время назад рассматривались «Стандарты ИКТ компетентности учителей: модули стандартов компетентности», предложенные ЮНЕСКО, в которых акценты смещены не просто на необходимость формирования ИКТ компетентностей учителей, а ориентация на обновление на основе ИКТ реализуемых традиционных приемов, методов и технологий обучения. После разработки и официального запуска разноязычных версий «Рамочных рекомендаций относительно структуры ИКТ компетентности учителей» (UNESCO ICT Competency Framework for Teachers (ICT-CFT)) в 2011-2012 гг. именно этот документ сегодня является основой для разработки национальных (региональных) стандартов ИКТ компетентности учителей. В то же время, предложения ЮНЕСКО должны рассматриваться как ориентиры и Газиева Ольга Владимировна 89217982763 olgagazieva@mail.ru 214735 © М осковская академия профессиональных компетенций Только Газиева Ольга Владимировна имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях. Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перепубликация) запрещены и преследуются по закону. Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено Актуальные вопросы внедрения информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный и воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС 15 www.pedcampus.ru адаптироваться с учетом особенностей национальных, в том числе и российской, систем образования, особенностей процесса информатизации, этнонациональных культурных традиций и т.д. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и вступивший в силу в 2015 г. устанавливает необходимость владения педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста Стандарт определяет следующие ИКТ-компетентности педагога: • общепользовательская ИКТ-компетентность; • общепедагогическая ИКТ-компетентность; • предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) Газиева Ольга Владимировна 89217982763 olgagazieva@mail.ru 214735 © М осковская академия профессиональных компетенций Только Газиева Ольга Владимировна имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях. Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перепубликация) запрещены и преследуются по закону. Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено Актуальные вопросы внедрения информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный и воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС 16 www.pedcampus.ru Использованная литература: 1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : монография / Под.редакцией: Бадарча Дендева – М. : ИИТО ЮНЕСКО. 2013. – 320 стр. 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ. ЮНЕСКО. 2005 3. СТРУКТУРА ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ. РЕКОМЕНДАЦИИ ЮНЕСКО. ЮНЕСКО. 2011 4. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. 2011 5. Рекомендации по работе с открытыми образовательными ресурсами (ООР) в сфере высшего образования. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Содружество обучения, 2011 6. Гусева А.И. Методика педагогически осознанного применения ИКТ в учебном процессе. Академия АЙТИ. [Электронное пособие - www.academy.it.ru] (Дата обращения - 15 марта 2015 г.) 7. Андреев А.А., Каплан С.Л., Краснова Г.А., Лобачев С.Л., Лупанов К.Ю., Поляков А.А., Скамницкий А.А., Солдаткин В.И. Основы открытого образования. Т. 2. – М.: НИИЦ РАО. 2002. 8. Бессонов Б.Н. Образование – прорыв в XXI век. Сб. «Синергетика и образование». – М.: Гнозис. 1997. 9. Вихрев В.В., Федосеев А.А., Христочевский С.А. Практическое внедрение информационных технологий на основе метода проектов//Педагогическая информатика, № 1, 1993. 10.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования (под ред. Е.С. Полат). – М.: Академия, 1999. 11.Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии (под. ред. С.А. Смирнова). – М.: Академия, 2000. 12.Полат Е.С. Новые педагогические технологии. http://scholar.urc.ac.ru/LANG=ru/courses/Technolog... 13.Полат Е.С. Проблемы образования в канун XXI века // Эйдос: журнал центра дистанционного образования «Эйдос». – М.: Эйдос. № 1, 1998. Газиева Ольга Владимировна 89217982763 olgagazieva@mail.ru 214735 © М осковская академия профессиональных компетенций Только Газиева Ольга Владимировна имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях. Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перепубликация) запрещены и преследуются по закону. Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено Актуальные вопросы внедрения информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный и воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС 17 www.pedcampus.ru 14.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа- Пресс. 1994. 15.Тряпицына А.П. Современные тенденции развития педагогической науки //Педагогика в ВУЗе: наука и учебный предмет. СПб: РГПУ. 2000. 16.Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент. Сборник научных трудов (под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского). – М.: ИОСО РАО. 1999. 17.Андреев А.А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2002. – 168 с. 18.Выготский Л. С. (1930), цит. по: Инструментальный метод в психологии. — В кн.: Выготский Л. С. Раз- витие высших психических функций. М., 1960, с. 224–234. http://www.detskiysad.ru/ medobozrenie/vigotskiy35.html 19.Тихомиров В.П., Титарев Л.Г., Шевченко К.К. Технологические системы в открытом образовании // http://www.dlab.kiev.ua/TLLL2001/abstract/shevchen.... doc 20.Компьютерные обучающие системы и среды// http://www2.bmstu.ru/develop/f091.htm 21.Курганская Г.С. Модели, методы и технологии дифференцированного обучения на 22. базе Интернет. Автореферат. М:ИПМ РАН, 2001. 23.Архипова А.И., Кочубей И.В., Иус Д.В. Концептуальные подходы к созданию учебно- 24.методических комплексов нового поколения // Proceedings. IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies (ICALT 2002). 9-12 September 2002. Kazan, Tatarstan, Russia, 2002. - Р. 188 - 191. 25.Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – 616 с. 26.Тихомирова А.Н. Дистанционное обучение: основные технологии // Науч. сессия МИФИ-2005: Сб. науч. тр. М.: МИФИ, 2005. Т.2., с.128. 27.Урнов В.А., Филиппов С.А., Шуйкова И.А. Единое информационное пространство школы как один из компонентов единого образовательного информационного пространства // XI Всеросс. научн.-метод. конф. «Телематика-2004». Сб. науч. тр. СПб.: ЛИТМО, 2004. Т.2. Газиева Ольга Владимировна 89217982763 olgagazieva@mail.ru 214735 © М осковская академия профессиональных компетенций Только Газиева Ольга Владимировна имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях. Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перепубликация) запрещены и преследуются по закону. Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено Актуальные вопросы внедрения информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный и воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС 18 www.pedcampus.ru 28.Игнатова И.Г. Принципы организации образовательного портала ВУЗа. // Материалы постоянно действующего семинара «Интернет-порталы. Содержание и технологии». 29.New Zealand Council for Educational Research (2004) The Role and Potential of ICT in Early Childhood Education. A review of New Zealand and International Literature. Wellington 30.Papademetri, C.: Constructionism Applied in Early Childhood Mathematics Education: Young children Constructing Shapes and Meaning with Sticks. In Proc. of Constructionism 2010, Comenius University, Bratislava in association with The American University of Paris, Paris 31.Papert, S. (1980) Mindstorms: Children, Computers and Powerful Ideas, New York, Basic Books 32.Papert, S. (1993) The Children’s Machine. Rethinking School in the Age of the Computer. Basic Books, New York. 33.Papert, S. (1996) The Connected Family. Bridging the Digital Generation Gap. Longstreet Press, Atlanta 34.Pash, M. et al. (1995) Teaching as decision making: Successful Practices for the Elementary Teacher. Longman Publishers, New York 35.Pekarova, J., Moravcik, M. (2009) Preschoolers and digital technologies: examples from practice. Proc. of Information and Communication technology in Education, University of Ostrava, Ostrava, pp. 173–177 36.Piaget, J. (1954) The Construction of Reality in the Child. New York: Basic Books 37.Plowman, L., Stephen, C. (2006) Supporting learning with ICT in pre-school settings. Teaching & Learning. Research Briefing [accessed 19 June 2010] www.ioe.stir.ac.uk/staff/docs/plowman- supportinglearning.pdf 38.Price, H. (Ed.) (2009) The Really Useful Book of ICT in the Early Years. Routledge, London 39.Reed, M., Canning, N. (2010) Reflective Practice in the Early Years. SAGE, Los Angeles 40.Resnick, M. (2004) Edutainment? No Thanks. I Prefer Playful Learning. Available at web.media.mit.edu/~mres/ papers.html (accessed 27 July 2010). Also appeared on Parents' Choice website at www.parentschoice.org/article.cfm?art_id=172&the_p... D= 7135449&CFTOKEN=73689666 41.Resnick, M. (2006) Computer as Paintbrush: Technology, Play, and the Creative Society. In Singer, D., Golikoff, R., and Hirsh-Pasek, K. (eds.), Play = Газиева Ольга Владимировна 89217982763 olgagazieva@mail.ru 214735 © М осковская академия профессиональных компетенций Только Газиева Ольга Владимировна имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях. Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перепубликация) запрещены и преследуются по закону. Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено Актуальные вопросы внедрения информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный и воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС 19 www.pedcampus.ru Learning: How play motivates and enhances children's cognitive and socialemotional growth. Oxford University Press. Also available at web.media.mit.edu/~mres/papers/playlearn-handout.pdf (accessed 27 July 2010) 42.Resnick, M. (2009) Dispatches: Kindergarten for Life. Edutopia, June 2009: The Digital Generation. Available at www.edutopia.org/kindergartencreativity-collaborat... (accessed 1 August 2010) 43.Rieber, L. P. (2004) Microworlds. In: Jonassen D. (ed). Handbook of Research for Educational Com- munications and Technology (2nd ed.), Lawrence Erlbaum Associates, New York, pp. 583 – 603 44. Selwyn, N. and Bullon, K. (2000) Primary School Children’s Use of ICT. British Journal of Educational Technology, 31, 4. pp. 321–332 45. Siraj-Blatchford, J., Whitebread, D. (2003) Supporting Information and Communication Technology in the Early Years. Supporting Early Learning. Open University Press, UK 46. Siraj-Blatchford, I., Siraj-Blatchford, J. (2003) More than computers: Information and communication technology in the early years. The British Association for Early Childhood Education, London 47. Siraj-Blatchford, I., Siraj-Blatchford, J. (2006) A Guide to Developing the ICT Curriculum for Early Child- hood Education. Trebtham Books, UK 48. Staker, A. (1993) Children Using Computers. Oxford: Blackwell 49. Stephen, C., Plowman, L. (2002) ICT in pre-school settings: Benign addition or playroom revolution? Early Childhood Folio, 7, 33–38 50.Turcsаnyi-Szabо, M. (1997a) Approaching Arts through Logo. In Proc. of EuroLogo, John von Neumann Computer Society, pp. 284–294 51.Turcsаnyi-Szabо, M. (1997b) Designing Logo Pedagogy for Elementary Education. In Proc. of EuroLogo, John von Neumann Computer Society, pp. 273–283 52.Turcsаnyi-Szabо, M., Pasarеti, O. (2010) The “computer“ tells a story? In Proc. of Constructionism 2010, Comenius University, Bratislava in association with The American University of Paris, Paris 53.UNESCO (2004) Curriculum in Early Childhood Education and Care. UNESCO Policy Brief No 26 on Early Childhood Available at unesdoc.unesco.org/images/0013/001374/137401e.pdf (accessed 8 August 2010) 54.UNESCO (2008a) ICT Competency Standards for Teachers Policy Framework. Газиева Ольга Владимировна 89217982763 olgagazieva@mail.ru 214735 © М осковская академия профессиональных компетенций Только Газиева Ольга Владимировна имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях. Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перепубликация) запрещены и преследуются по закону. Использование материалов иными физическими или юридическими лицами запрещено Актуальные вопросы внедрения информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный и воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС 20 www.pedcampus.ru 55.UNESCO (2008b) ICT Competency Standards for Teachers Competency Standards Modules. 56.UNESCO (2008c) ICT Competency Standards for Teachers Implementation Guidelines, Version 1.0. 57.UNESCO IITE (2006) ICTs in Education for People with Special Needs. Specialized training course, Moscow 58.Wang, F., Hannafin, M. J. (2005) Design-based research and technologyenhanced learning environ- ments. Educational Technology Research and Development, 53 (4), pp. 5–23 59.Whittle, B., Jayne, H. (2007) ICT Without a PC. Scholastic, UK 60.Yelland, N.J. (1999) Technology as Play, Early Childhood Education Journal, 26 (4): 217–25 Газиева Ольга Владимировна 89217982763 olgagazieva@mail.ru 214735 © М осковская академия профессиональных компетенций Только Газиева Ольга Владимировна имеет право использовать данный документ и только в образовательных целях. Другие варианты использования (в том числе копирование, распространение, перепубликация) запрещены и преследуются по закону.