«Воспитательная работа как основа программы развития школы».

Шкунова Ольга Валерьевна

       Образование - это... - процесс и результат усвоения человеком навыков, умений и теоретических знаний. Слово "образовывать" имеет двоякое значение. Во-первых, оно значит "выставлять образец и устанавливать предписания", а во-вторых - "формировать уже имеющиеся задатки".

       Под содержанием образования понимают систему научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду, неотъемлемой составляющей образования является воспитание.

      Воспитание, создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, группы и коллективы, семья, социальные институты: учебно-воспитательные заведения, государственные общественные организации, церковь; значительное влияние на воспитание оказывают средства массовой коммуникации и др. (Современная энциклопедия). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема педагогического совета:

«Воспитательная работа

как основа программы развития школы».

«Оставь  всё  и займись воспитанием»

японская мудрость

       Образование - это... - процесс и результат усвоения человеком навыков, умений и теоретических знаний. Слово "образовывать" имеет двоякое значение. Во-первых, оно значит "выставлять образец и устанавливать предписания", а во-вторых - "формировать уже имеющиеся задатки".

       Под содержанием образования понимают систему научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду, неотъемлемой составляющей образования является воспитание.

      Воспитание, создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, группы и коллективы, семья, социальные институты: учебно-воспитательные заведения, государственные общественные организации, церковь; значительное влияние на воспитание оказывают средства массовой коммуникации и др. (Современная энциклопедия).

    Государство предъявляет особые требования к процессу воспитания подрастающего поколения, со стороны государства уже предпринято ряд  существенных нововведений.

    Вышедшие в последние годы нормативно-правовые, методологические  документы  отмечают необходимость усиления функций воспитания в работе общеобразовательных учреждений.

     Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя специальную «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования и закреплено:

  • в Законе РФ «Об образовании»,
  • в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (среднее (полное) общее образование),
  • в Концепции модернизации российского образования.
  • в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
  • в Решении августовской конференции педагогической общественности Московской области от 24.08.2011 и других документах.

        Таким  образом,  государство  демонстрирует  заинтересованность  в изменении  существующей  системы  общего  образования,  прежде  всего  в области  воспитания.  

   

       На сегодняшнем педсовете  предлагаю ещё раз рассмотреть  пути развития воспитательной системы нашей школы, и дальнейшие ориентиры воспитательной программы школы.

Важнейшим компонентом воспитательной системы является её цель:

      Основная цель воспитательной системы школы  – создание благоприятных  условий для развития и совершенствования творческой, нравственной, деятельной, здоровой  личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Достижение цели обеспечивается решением ряда задач:

  1. Создание оптимальных условий для получения качественного образования разными категориями обучающихся.
  2. Совершенствовать систему работы с одарёнными детьми, систему подготовки обучающихся к участию в районных турах олимпиад.
  3. Совершенствование здоровьесберегающих технологий и системы уроков с целью укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.
  4. Переход на образовательные стандарты второго поколения.
  5. Формирование гуманистического, экологически грамотного отношения к окружающему миру.
  6. Оптимизация работы школьного ученического самоуправления.

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация.      Школа – это возвышенный дух,  мечта,  идея,  которые  увлекают  сразу троих – ребенка, учителя,  родителя – и тут же реализуются.

Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и  уходят  по  звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни

до отпуска  и  минуты  до  очередного  звонка…Учитель призван реализовывать мечты детей…».  – из выступления   народного Учителя, гениальный педагога-новатора Александра Антоновича  Захаренко одного  из основателей педагогики сотрудничества.

       Кто такой классный руководитель?  Он – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива.

Эффективность воспитательной системы школы зависит, по крайней мере, от 4-х факторов:

  • педагогические кадры – генератор и организатор воспитательных идей школы;
  • сами дети, являющиеся субъектом системы воспитания;
  • родители, действующие либо в унисон со школой и выступающие в качестве одного из субъектов школьного воспитания, либо затрудняющие усилия учителей;
  • окружающая школу среда, которая может быть как позитивной в воспитательном отношении, так и негативной.

      Поэтому работа по содержанию системы воспитания в школе ведется по четырем направлениям: работа с учителями, работа с обучающимися, работа с родителями, работа с внешкольными организациями.

     Мы, педагоги, работающие с детьми, находимся в особой ситуации. Каждый из нас – мощный фактор формирования личности ребенка! Сам факт сосуществования  рядом  и  вместе  с  детьми  способствует  трансляции  им определенных  ценностей.

      Обратимся к словам В.Г.Белинского «У души, как у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия».   

       Наша с вами задача находить как можно больше упражнений  в содержании учебного предмета, в воспитательных мероприятиях  для тренировки души ребёнка.

Работа с родителями

     Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

       Как сделать родителей и учащихся своими союзниками? Прежде всего, начать работу с семьей «на опережение».

       Большую роль в работе с родительской общественностью играет классный руководитель, он является связующим  звеном в цепочке семья – школа.

       Что можно посоветовать классному руководителю?

  • попробуйте организовывать праздники для членов семей: День матери, День пожилого человека, День моей семьи. Можно подготовить адресные поздравления и постараться сделать так, чтобы выступил каждый ребенок.
  • планы экскурсий обязательно обсуждайте с родителями, уделяйте особое внимание их предложениям. Не следует вменять им в обязанность сопровождение детей.
  • родительские собрания не стоит превращать в обыденность. Это особенное событие. Говорите приятное о каждом ребенке – найдите, за что похвалить. Делитесь своими опасениями, предупреждайте последствия любых потенциально опасных действий.
  • разговаривайте со своими учениками и их мамами и папами, не будьте равнодушными к радостям и бедам ребят!
  • перед нашими учительскими глазами проходит много судеб, характеров. родители же видят только своих детей. Попробуйте объяснить им, что благодаря нашему опыту они могут получить гораздо больше, чем, возможно, полагают.

 

Взаимодействие классного руководителя с учителями–предметниками

        Взаимодействие классного руководителя с учителями–предметниками есть важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной работы.

       В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения.

    Наиболее распространенными формами организации взаимодействия классных руководителей с учителями предметниками являются:

1) индивидуальные беседы классного руководителя с учителями предметниками;

2) посещение классным руководителем уроков,

3) приглашение учителей – предметников на родительские собрания;

4) индивидуальные  встречи классного руководителями с родителями и учителями – предметниками;

5) приглашение учителей-предметников на классные, школьные мероприятия.

      Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации. При поддержке педагога-психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогает ребенку определиться в выборе будущей профессии.

         Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом  такое взаимодействие в нашей школе осуществляется в следующих направлениях:

  • взаимоинформация о конкретном ребёнке, его проблемах, здоровье, интересах, условиях семейного воспитания;
  • выявление «проблемных» детей, которых необходимо поставить на внутришкольный учёт;
  • выявление неблагополучных семей и работа с ними»;
  • работа с опекаемыми, оказание помощи опекунам в воспитании ребёнка;
  • совместная работа по планированию воспитательного процесса с детьми и родителями;
  • оказание помощи семье, использование её воспитательного потенциала;
  • совместное проведение родительских собраний, консультаций;
  • совместный анализ результатов проводимой работы.

        Сотрудничая с библиотекарем, классный  руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.
          В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения. Проведения тематических бесед «Здорово – быть здоровым!», приглашение медицинских работников на родительские собрания.

Работа с окружающей средой

         Координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса. Поддерживает связь со спортивной школой и тренерами своих подопечных.

Роль классного руководителя в воспитании обучающихся

      Что лучше воспитывает личность ребенка: хороший педагог или хорошая воспитательная система? Казалось бы, ответ очевиден. 

      Система может больше, чем отдельный педагог. Она компенсирует индивидуальные человеческие ограничения  и слабости учителя. В коллективе больше социальных ролей и их можно распределить с учетом психологических особенностей школьников. Система предлагает ученику выбор между различными функциями и делами. Казалось бы, с этим не поспоришь.

       Никакая воспитательная система не будет действовать без чуткого и внимательного участия взрослого руководителя, как не заработает часовой механизм без мастера-часовщика. Кто-то должен запустить, устроить, организовать, пропустить через свой ум и сердце, вовремя заметить ошибки и провалы…Его внимание и участие – то единственное, на что ребенок может рассчитывать в любой  ситуации. И это его величество – Классный руководитель.

       Вашему вниманию предлагаю социальный опрос, который проводился в 7 – 11 классах общее количество респондентов составило – 158 обучающихся.

      Респондент - лицо, принимающее участие в социологическом или другом опросе, анкетировании.

        Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива и в организации его воздействия на личность учащегося. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, коллектива из группы ребят не получится. Для этого необходимо немногое:

  • открытость деятельности классного руководителя (планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе),
  • обратная связь после каждого проведенного дела (беседа, анализ);
  • сотворчество (сотрудничество в творчестве),
  • успешность (использовать инструмент оценки),
  • свобода выбора,
  • целевая направленность (конкретный результат дела).

     Таким образом, панорама деятельности классного руководителя -  это создание условий для формирования конкурентоспособной, гармонично развитой личности, способной самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающейся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающей развитым чувством ответственности за судьбу страны.

       

 «Ум не имеет цены, а воспитание – предела»

японская мудрость