Консультация для родителей по теме "Здоровье наших детей"
Раздел «Консультации для родителей».
Здравствуйте, дорогие родители. Сегодня мы поговорим о здоровье наших детей. Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье, и особенно здоровье детей.. Но здоровье – это не только отсутствие болезни, это еще и физическое, социальное, психологическое состояние человека, его доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Здоровы ли мы и наши дети с этой точки зрения?
К сожалению, исследования последних лет показывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение. Причины ее – с одной стороны, социально-экономические условия семьи, безработица среди родителей, психологический климат в семье, в то же время плохая экология и еще - преобладание у детей вредных привычек (компьютерная зависимость, неправильный режим, неправильное питание, желание побаловать себя чаще шоколадками и колой с чипсами, чем это можно и т.д.). С другой стороны,
одним из самых травмирующих факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. Так, исследования психологов показали, что уровень тревожности и негативных эмоций в 2014- 2015 учебном году значительно превысил норму, то есть, почти 60% учащихся постоянно или часто испытывали учебный стресс. При этом известно, что дети 7 – 16 лет 70% своего времени проводят в школе, здесь формируется их здоровье, растет организм, происходит социализация и становление личности. Кризисные явления в обществе повлияли на изменение мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении, поэтому успеваемость детей стала не такой, как этого хотелось бы родителям и учителям.
Мы, учителя, всегда замечаем (причем с каждым годом все больше) внешние признаки усталости учеников. Это - частая смена поз, потягивание, встряхивание рук, зевота, закрывание глаз, подпирание головы руками, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, невосприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние нервозности. В каждом классе я могу назвать 5 – 6 человек, у которых уровень восприятия материала очень низкий из-за быстрой утомляемости. Обычно эффективность усвоения знаний учащимися в тече¬ние урока принято считать такой: 5-25-я минута — 80%; 25-35-я минута — 60-40%; 35—40-я минута — 10%. Но я хочу добавить, что в каждом классе все по-разному. Например, 5 класс активно работает почти весь урок, 6 класс не может нормально работать даже 20 минут от урока, поэтому и дисциплина плохая, в 7 классе больше половины детей заторможены, мальчики совсем перестают воспринимать материал на 10 минуте урока. В 8 классе учащиеся более крепкие по здоровью, но есть группа (5 – 6 человек) очень развитых, активных, быстро думающих детей и 7 – 8 медленно соображающих учащихся. В результате активные все время «забивают» медленных, и на каждом уроке все время складываются стрессовые ситуации, возникают конфликты между учащимися, а также отдельными учениками, мешающими вести урок, и учителем, если он хочет написать замечание в дневник. При этом ни один современный ученик не хочет конфликтов в семье, поэтому ни за что не дает дневник учителю. В 9 классе ситуация еще более сложная. Почти все ученики считают, что выкладываются на уроках по обязательным предметам (математика и русский язык), по которым им надо в этом году сдавать экзамены. И вдруг им объявляют, что в этом году они будут сдавать еще два предмета по выбору. Всего – четыре. Вы думаете, они «взялись за ум» и стали интенсивно работать на уроках? Ничего подобного – ни один не изменил отношение к другим предметам. Дело в том, что девятиклассники уже не в состоянии заставить себя увеличить нагрузки. Их легко понять, если задуматься о том, что же такое – утомление. «Утомление, возникающее в результате работы, - это временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологичес¬ких функций и в субъективном ощущении усталости.». Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. В то же время – «это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстано¬вительных процессов и повышения функциональных возможностей». Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает только постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление. Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся "между здоровьем и болезнью". У таких учеников возникает функциональные расстройства нервной системы, когда им кажется, что болит голова или живот (это я слышу чаще всего), хотя на самом деле это может быть и не так. Ученики приходят ко мне, жалуются на здоровье, просят отпустить их домой. Но стоит только им прийти домой, как болевые ощущения исчезают, и настроение поднимается, болезни нет. Перед тем, как отпустить ребенка домой, мы всегда звоним матери и только потом отпускаем с уроков. Я замечаю последнее время, что дети стали задумываться о своем здоровье.
Значит, мы, учителя, должны чаще рассказывать им о том, как сохранить уровень реального здоровья, дать им необходимые знания, умения, навыки, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать у них культуру здоровья. Врачи обычно лечат болезни, а наша с вами задача – предупреждать заболевания, охранять здоровье детей, разъяснять им ошибки и неправильный образ жизни. Для этого мы уже не первый год разрабатываем систему условий адаптивной образовательной среды на основе освоения и реализации технологий здоровьесбережения.
Практически все исследователи сходятся во мне¬нии, что урок надо организовывать на основе принципов здоровьесбережения, чтобы у учащихся не было сильных выраженных форм утомления. Именно такой подход к учебно-воспитательному процессу в школе и предоставляет реальную возможность сохранить здоровье и психику ребёнка, формирующегося в условиях роста информационного потока, стрессов, экологического дисбаланса.
В условиях современного процесса образования, который стал намного интенсивнее, чем, например, 10 лет назад, обучающиеся на уроках получают большой объем материала, они должны уметь быстро ориентироваться в информации, быстро думать, анализировать, помнить пройденный ранее материал, обобщать новый и т.д. Да и методы ведения уроков включают выполнение большого числа упражнений с использованием интернета, в режиме он-лайн или с использованием презентаций. Современный урок английского языка тоже характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. А специфика предмета означает еще и много тренировочных упражнений, и большой объем материала для запоминания. Домашние задания всегда связаны с зубрежкой, заучиванием лексики наизусть. Но дети постоянно не выполняют домашние задания, поэтому приходится учить с ними на уроках. Дома они скрывают, что им было задано, главное, чтобы от них отстали, так как хотят заниматься своими делами (компьютерными играми или смотреть фильмы в интернете и др.), хотят отдыхать
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
1. сберегающие условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Чтобы урок “сработал” как здоровьесберегающий, учитель должен использовать самые различные приемы и методы: практический, ситуационный, игровой, соревновательный, познавательную игру, активные методы обучения. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными целями и условиями, видами деятельности учащихся на уроке: элементарные движения во время урока, физкультминутки, психорелаксацию. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выра¬зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. Забота о здоровье детей теперь в полной мере возложена на школу и педагогов.
В следующем своем выступлении я расскажу о том, как родители со своей стороны должны помочь ребенку адаптироваться к школе, подготовить его перед школой к различным стрессовым ситуациям.