Формирование коммуникативной компетенции учащихся
Опубликовано 31.03.2016 - 20:25 - Мордясова Анна Владимировна
Формирование коммуникативной компетенции учащихся
Компетенция – это не просто набор знаний и умений, хотя компетенция проявляется именно в знаниях и умениях. Компетенция – это способность установить и реализовать связь между знаниями, умениями и конкретной ситуацией. Главное в компетенции не знать и уметь, а мобилизовать приобретенные знания и умения в нужный момент. Коммуникативная компетентность - это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя:
- знание ограничений и культурных норм в общении;
- знание традиций и обычаев;
- владение этикетом;
- демонстрацию воспитанности;
- умелое применение коммуникативных средств.
Способности:
- умение делать социально-психологический прогноз ситуации общения;
- программирование процесса общения;
- управление общением.
Правила:
- сообщаемая мысль должна быть понятна в первую очередь тому, кто намеревается ее озвучить;
- понимание;
- конкретика;
- невербальные знаки.
Диагностика формирования коммуникативных компетентностей:
- отзыв на работу товарища;
- составь задание партнеру;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Развитие речи учащихся на уроках:
- обязательная запись каждого нового термина на доске;
- запись слова в словарь терминов с кратким объяснением;
- систематическое проведение терминологических диктантов;
- обучение учащихся приемам работы со словарями и энциклопедиями;
- применение справочных терминологических таблиц.
Образовательные технологии, формирующие коммуникативные навыки учащихся:
- проблемно-поисковые;
- коммуникативно-диалоговые технологии;
- технологии проектно-исследовательской деятельности;
- моделирующего обучения (учебные игры);
- группового обучения;
- диалоговая технология.
Диалоговая технология.
Методические приемы:
- формулирование проблемы и анализ способов её решения;
- выражение собственной точки зрения в контексте иных;
- эффективное слушание и понимание собеседников;
- выделение различных смыслов, сопоставление различных мнений;
- оценку смысла и значения поступающей информации;
- выделение различных причинно-следственных связей;
- логический анализ накопленных фактов, мнений, точек зрения;
- разные интерпретации информации;
- выражение оценочных суждений и самооценку;
- формулирование выводов о значимости и перспективности диалога