Моя педагогическая философия

Учайкин Сергей Викторович

Моя педагогическая философия

 Узнав тему эссе, я вспомнил один из афоризмов Козьмы Пруткова – «Нельзя объять необъятное». Надеюсь, объема  моего эссе будет достаточно, чтобы тебе, мой уважаемый читатель, иметь  представление о моем видении педагогического процесса, особенностей общения с учащимися, о путях решения возникших проблем и многом, многом  другом…

Я имею небольшой педагогический опыт. Если его суммировать – с момента окончания ТГПУ прошло 10 лет, и были моменты, когда работал не в школе, - то стаж мой – 7 лет. Но за это время я приобрел то, чем нестыдно поделиться с другими. Встать на путь профессионализма, мастерства мечтает каждый, но очень важно видеть этот путь на практике, а не в теории. Мне потребовался не один год, чтобы осознать себя и направить в то русло, о котором нам говорили и показывали своим примером преподаватели педколледжа и ВУЗов (у меня  за плечами и ТГУ).

Одно из первых правил, которое  осознал на казавшемся сначала горьком опыте, - не  бойся ошибиться. Если бояться ошибки, никогда ничего не получится. Бывают моменты, когда действует «получилось то, что получилось». Есть ошибки, которые целиком на нашей и только нашей совести. Если  их не будет, никогда не станешь профессионалом: надо учиться не только на чужих. «В чужом глазу сучок вижу, а в своем бревна не замечаю, - учит нас Христос, - вынь прежде из своего глаза…Очень важно уметь анализировать каждый день. Когда слышишь жалобы на нехватку времени, проблемы и т.д., я вспоминаю и то, что перед сном и за 5 минут можно подумать, осознать, сделать выводы,  чтобы потом было легче. И легче обязательно будет!

Очень важно уметь строить с детьми отношения. Самым первым вопросом  разговора  героев фильма «Большая перемена» Нестора Петровича и директора школы был  вопрос: «Вы любите детей?»  Часто кажется, что вопрос потерял актуальность. Иногда, признаюсь, казалось, что любви не осталось и с моей  стороны. Возможно, ее тогда и не было. Надо учиться любви. Надо учиться любить. Ребенок учится говорить, слушая, слыша и повторяя слова. Вот  и  любви надо учиться, смотря, видя и делая добрые дела. Помогите детям увидеть любовь хотя бы на собственном примере.

 С течением времени я стал осознавать, что каждый класс имеет «свое лицо». И желательно видеть именно лицо, а не затылок.  Важно уметь  его разглядеть, даже когда кажется, что от тебя отвернулись…Чтобы легче всего разглядеть «лицо класса» и «поймать волну», нужно вспомнить немногое, а именно: в любом возрасте человек  любит, когда его понимают. Сложность детей в том, что они скрывают свои чувства. У  учителя может возникнуть убеждение, что дети специально ведут себя так, словно хотят быть индивидуалами, чтобы даже не было попытки их понять. Это заблуждение. Каждый ребенок хочет быть понятым. Просто дети учатся закрываться броней от всего, чего сами не понимают и не принимают. Поймем мы детей или нет, зависит от многих причин, всего не напишешь. Важно, чтобы дети видели, что они вам не безразличны. И они, поверьте, знают о многочисленных бумагах, отчетах, электронном дневнике и о том, что у нас есть личная жизнь. Знают и ждут нас…ждут…

«Ученик не выше  учителя», - фразу из Евангелия дети  не обязаны знать. Но кто учитель, а кто ученик – это надо им показывать. Граница должна быть обязательно, и точка. И помнить про эту истину надо до конца 11 класса. Не надо пытаться сделать из класса Евросоюз. Он  может вам показать НАТОвскую сущность.

В то же время  нельзя навязывать детям  свою волю. Чем сильнее сжимаешь пружину, тем больнее ударит. Какой бы стаж ни был, какими бы сильными ни  казались ваши нервы, от себя еще никому не удавалось убежать. Сердце есть у всех. Дети должны чувствовать наше сердце, а не видеть трясущиеся от злобы руки и слышать «глас вопиющего в пустыне». В этот  момент пустыней будет ваше сердце, а не их. Ученики должны видеть и признавать ваш авторитет, а не силу. Надо учиться отличать эти вещи.

          Один раз нам предложили написать сочинение «Идеальный учитель». Были разные работы. Мои одногруппники писали   о любви к предмету, детям…Кто-то о любимом учителе.  Кто-то о недостижимости идеала. Но объединяло все работы то, что какой-то идеал был. Вот это очень важно. Человек должен знать, к чему необходимо стремиться. Высший пример для меня    - стремиться не к чему, а к Нему. Да, вершина останется вершиной. Но растет не она, а мы. «Кто думает, что всё знает, тот ничего не знает так, как должно знать», - эти слова Апостола Павла, пересказанные другими философами, мудрецами,  продолжают нас учить и по сей день…