Педагогика сотрудничества - моя педагогическая философия

Ходнева Наталья Юрьевна

«Педагог без любви к ребёнку  - всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей» (Т.И.Гончарова)

 

Испокон веков профессия учителя считалась самой почетной, ответственной и очень сложной. Ведь педагог – это не просто учитель, знающий свой предмет, но и умеющий правильно преподать его, любящий детей и отдающий себя целиком и полностью своей профессии. 

 Сегодня мы живем в очень интересное время, когда стремительно развивается научно-технический прогресс, меняется политика государств, в корне изменяются взгляды людей на жизнь. В этом водовороте изменений растут и воспитываются наши дети. И то какой путь они выберут в наше смутное время, во многом зависит от   мудрого наставника.

ХХI век выдвигает новые задачи перед педагогом.  Одна из них – умение ставить и решать задачи гуманного воспитания, установление  тесных отношений сотрудничества с учащимися и их родителями. А это в свою очередь требует от педагога огромного мужества и терпения, так как только учитель может, невзирая на распад ценностных отношений, идеологический вакуум, духовный застой, эффективно влиять на становление и развитие личности учащегося, на его самочувствие в школе, а в целом и в обществе.

Невольно приходится задуматься какими же личностными качествами должен обладать  современный учитель?

В первую очередь – это должен быть человек добрый, отзывчивый, любящий детей таким, какими они есть.

Доброта и истинная любовь к детям позволяет учителю:

- общаться с учениками и их родителями, уважая их самолюбие и достоинство;

- верить в каждого ребенка и его возможности;

- оценивать не личность, а действия, поступки;

- видеть ценность не только результата, а самого процесса взаимодействия с ребенком;

- проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;

- не торопиться с выводами;

- помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

Педагог доброй души, всем сердцем любящий ребёнка, чаще улыбается, реже хмурится, он живёт настоящей педагогической жизнью и тем самым обретает своё профессиональное счастье. Именно в этом случае срабатывает простейшая модель успеха: «Успешный учитель – успешный ученик».

Во-вторых, учитель должен уметь понимать детей.

Понимать детей – значит овладеть высочайшим мастерством воспитания человека.

Педагогика сотрудничества строится на следующих заповедях – «если»:

ü Ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

ü Ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности;

ü Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;

ü Ребёнок живёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;

ü Ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других;

ü Ребёнка подбадривают, он учится верить в себя;

ü Ребёнка хвалят, он учится быть благодарным;

ü Ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;

ü Ребёнок живет в безопасности, он учится верить в людей;

ü Ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;

ü Ребёнка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.

Поэтому  взрослые должны   детям постоянно говорить, что их любят, уважают и всегда помогут, чтобы не случилось. И тогда ребёнок будет чувствовать себя защищённым, нужным и будет знать, что его любят.

Работа классного руководителя осуществляется через:

I. Взаимодействие: классный руководитель - класс;

II. Взаимодействие: классный руководитель – родители;

Хочу заметить, что многие проблемы, которые возникают с ребенком, успешно решаются взаимодействием: ученик – учитель – родители. Т.к. велика роль педагога как воспитателя, который осуществляет личностный подход, как к ученикам, так и к родителям, который «исповедует» педагогику сотрудничества.

Учитель успешно осуществляет работу в этом направлении, если он будет тесно сотрудничать с семьей ученика. Учитывая, что родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно недооценить, что у обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от отношения родителей к школе, зависит установка их детей к учебе! Выбранное мною направление нацелено именно на родителей. Дети родителей всегда любят. Всяких – добрых и недобрых, взбалмошных и строгих, пьющих и непьющих, занятых и нет. Часто дети стремятся что-то сказать своим родителям, которым иногда не хватает времени для них. Выбранный мною способ позволяет родителям услышать своих детей, узнать, о чем думают их дети. Причем родители получают в этом случае уважение со стороны своих  детей.

Педагог при общении с семьями учащихся должен соблюдать определенные правила:

·         Всякое взаимодействие должно быть неформальным.

·         Взаимодействие должно демонстрировать личную заинтересованность взрослого и будить заинтересованность ребенка.

·         Взаимодействие должно быть направленно на принятие и помощь.

·         Взаимодействие должно давать шанс на перспективу.

При этом к родителям каждого ребенка необходимо и важно проявлять искреннее уважение, любое общение с ними должно быть только во благо, изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным и должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу, как с ними, так и самим ребенком.

Таким образом, используемая мною педагогика сотрудничества, направленная на формирование личности школьников в условиях коллективной работы, с учётом индивидуальных особенностей учащихся и его семьи, помогает добиться ощутимых и скорый результатов в моей педагогической практике. Только такая педагогика может сделать обстоятельства человеческими и позволит каждому ребёнку осознать себя ЧЕЛОВЕКОМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему:

«Педагогика сотрудничества - моя педагогическая философия».

Выполнила соц. педагог

МБОУ Ульяновской СОШ

Ходнева Н.Ю.

«Педагог без любви к ребёнку  - всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей» (Т.И.Гончарова)

Испокон веков профессия учителя считалась самой почетной, ответственной и очень сложной. Ведь педагог – это не просто учитель, знающий свой предмет, но и умеющий правильно преподать его, любящий детей и отдающий себя целиком и полностью своей профессии.  

 Сегодня мы живем в очень интересное время, когда стремительно развивается научно-технический прогресс, меняется политика государств, в корне изменяются взгляды людей на жизнь. В этом водовороте изменений растут и воспитываются наши дети. И то какой путь они выберут в наше смутное время, во многом зависит от   мудрого наставника.

ХХI век выдвигает новые задачи перед педагогом.  Одна из них – умение ставить и решать задачи гуманного воспитания, установление  тесных отношений сотрудничества с учащимися и их родителями. А это в свою очередь требует от педагога огромного мужества и терпения, так как только учитель может, невзирая на распад ценностных отношений, идеологический вакуум, духовный застой, эффективно влиять на становление и развитие личности учащегося, на его самочувствие в школе, а в целом и в обществе.

Невольно приходится задуматься какими же личностными качествами должен обладать  современный учитель?

В первую очередь – это должен быть человек добрый, отзывчивый, любящий детей таким, какими они есть.

Доброта и истинная любовь к детям позволяет учителю:

- общаться с учениками и их родителями, уважая их самолюбие и достоинство;

- верить в каждого ребенка и его возможности;

- оценивать не личность, а действия, поступки;

- видеть ценность не только результата, а самого процесса взаимодействия с ребенком;

- проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;

- не торопиться с выводами;

- помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

Педагог доброй души, всем сердцем любящий ребёнка, чаще улыбается, реже хмурится, он живёт настоящей педагогической жизнью и тем самым обретает своё профессиональное счастье. Именно в этом случае срабатывает простейшая модель успеха: «Успешный учитель – успешный ученик».

Во-вторых, учитель должен уметь понимать детей.

Понимать детей – значит овладеть высочайшим мастерством воспитания человека.

Педагогика сотрудничества строится на следующих заповедях – «если»:

 Ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

 Ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности;

 Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;

 Ребёнок живёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;

 Ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других;

 Ребёнка подбадривают, он учится верить в себя;

 Ребёнка хвалят, он учится быть благодарным;

 Ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;

 Ребёнок живет в безопасности, он учится верить в людей;

 Ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;

 Ребёнка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире. 

Поэтому  взрослые должны   детям постоянно говорить, что их любят, уважают и всегда помогут, чтобы не случилось. И тогда ребёнок будет чувствовать себя защищённым, нужным и будет знать, что его любят.

Работа классного руководителя осуществляется через:

I. Взаимодействие: классный руководитель - класс;

II. Взаимодействие: классный руководитель – родители;

Хочу заметить, что многие проблемы, которые возникают с ребенком, успешно решаются взаимодействием: ученик – учитель – родители. Т.к. велика роль педагога как воспитателя, который осуществляет личностный подход, как к ученикам, так и к родителям, который «исповедует» педагогику сотрудничества.

Учитель успешно осуществляет работу в этом направлении, если он будет тесно сотрудничать с семьей ученика. Учитывая, что родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно недооценить, что у обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от отношения родителей к школе, зависит установка их детей к учебе! Выбранное мною направление нацелено именно на родителей. Дети родителей всегда любят. Всяких – добрых и недобрых, взбалмошных и строгих, пьющих и непьющих, занятых и нет. Часто дети стремятся что-то сказать своим родителям, которым иногда не хватает времени для них. Выбранный мною способ позволяет родителям услышать своих детей, узнать, о чем думают их дети. Причем родители получают в этом случае уважение со стороны своих  детей.

Педагог при общении с семьями учащихся должен соблюдать определенные правила:

  • Всякое взаимодействие должно быть неформальным.
  • Взаимодействие должно демонстрировать личную заинтересованность взрослого и будить заинтересованность ребенка.
  • Взаимодействие должно быть направленно на принятие и помощь.
  • Взаимодействие должно давать шанс на перспективу.

При этом к родителям каждого ребенка необходимо и важно проявлять искреннее уважение, любое общение с ними должно быть только во благо, изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным и должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу, как с ними, так и самим ребенком.

Таким образом, используемая мною педагогика сотрудничества, направленная на формирование личности школьников в условиях коллективной работы, с учётом индивидуальных особенностей учащихся и его семьи, помогает добиться ощутимых и скорый результатов в моей педагогической практике. Только такая педагогика может сделать обстоятельства человеческими и позволит каждому ребёнку осознать себя ЧЕЛОВЕКОМ.