статья

Ак Анай-Хаак Билен-ооловна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя

        Всем известно, что ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка дает классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что он одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения. Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя.

        Я являюсь классным руководителем 5 класса.

        Учащиеся 5 класса отличаются  высоким уровнем интеллектуального развития, работоспособности, активности, самостоятельности как в учебной деятельности, так и во внешкольной и внеклассной. Умеют высказать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Дети всегда готовы к урокам, выполняют разнообразные учебные задания, много читают, расширяют свой кругозор. Активные участники творческих конкурсов.

        Учащиеся данного класса стремятся следовать нормам морали в системе отношений с окружающим миром. Им свойственны доброта и сострадание, стремление разрешать жизненные конфликты мирным путем. Семиклассники бережно относятся к истории и культуре своей республики, своего города.

        Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. За 7 лет работы в качестве классного руководителя у меня выработалась определенная система воспитания:

1. Система воспитательной работы.

          Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.

         Свою деятельность классного руководителя  я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.

           При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит  совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения.

         Основываясь на Программе воспитательной деятельности МБООУ «Ийской санаторной школе-интернат», я в своей работе ставлю следующие  воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.
  • Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.
  • Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира детей.
  • Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.
  • Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию.
  • Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту.
  • Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей

В воспитательном процессе реализую следующие  направления программы:

- духовно-нравственное воспитание;

- художественно-эстетическое воспитание;

- эколого-краеведческое воспитание;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- правовое воспитание;

- спортивно-оздоровительное воспитание;

- семейное воспитание;

- профилактическое направление.

          Однако педагогу-воспитателю следует помнить, что ребёнка надо только  направлять, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт (в большинстве случаев) к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.

2. Наличие системы самоуправления в классе.

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать ее, были творчески активными, инициативными, самостоятельными.

          Всем известно, что нельзя воспитать ребенка «вообще», надо строить воспитательный процесс с учетом влияния групп, особенностей того коллектива, в котором находится ребенок. Учащихся нужно объединять в группы согласно их характеристикам, интересам, возможностям. Только при этом условии группа будет двигаться, то есть плодотворно работать.  

         Участие в самоуправлении помогает учащимся  сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их. С этой целью в классе работает система самоуправления.

Задачи  структуры  самоуправления:

  1. развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование их активной жизненной позиции;
  2. развитие отношений заботы друг о друге, о школе, о младших товарищах, взаимоуважение детей и взрослых;
  3. развитие и проявление индивидуальности и способностей каждого члена ученического коллектива;

Модель ученического самоуправления за 7 лет работы в качестве классного руководителя часто  видоизменялась. В настоящее время использую следующую структуру  самоуправления:

 

     

        Органы ученического самоуправления избираются в начале учебного года.

Главным органом самоуправления является классное собрание, принимающее решения по всем важным вопросам жизни коллектива. Общее классное собрание выбирает старосту  класса, членов школьного актива.

 Староста – следит за работой членов актива  школы и помогает им во всём, 1 раз в неделю, совместно с советом  класса и классным руководителем проводит классное собрание, где обсуждаются следующие вопросы:

- вопросы текущей недели;

- обсуждение нарушителей дисциплины;

- составление планов работы;

- подведение итогов работы ( отчет каждого сектора);

Управляет детским сообществом совет класса, состоящий из трех фракций: классный руководитель, ученики, родители. Классное собрание выбирает ответственных за каждый участок работы.

     Трудовой сектор – несёт ответственность за выполнение в классе трудовых дел с течением времени: 1) уборка, 2) утепление окон, 3) ремонт школьного имущества и т.д.

    Редколлегия – художественно – оформительская работа по каждому месячнику.

 Спортивный сектор – несет ответственность за проведение спортивно-оздоровительных мероприятий в классе, участие на школьных мероприятиях.

 Культмассовый сектор – оказывает помощь в проведении общешкольных культурно-массовых мероприятий, проводит классные КТД.

  Учебный сектор – проводит рейды по проверке книг и тетрадей учащихся, подводит итоги успеваемости и посещаемости.

  Цветоводы – отвечают за организацией в классе уютной обстановки.

        Каждый ученик в классе имеет своё общественное поручение,  и староста класса совместно с классным руководителем следят за своевременным и должным их выполнением. Каждый ученик отвечает за своё рабочее место: за её чистоту и аккуратность.  

Совет  класса работает под руководством Актива  школы.

 

Организация классной деятельности осуществляется через коллективные творческие дела, для проведения которых создаются советы дела. Они составляют план мероприятия, обсуждают его с классом, готовят материалы по его проведению.

3. Высокий уровень воспитанности обучающихся. 

  Проблема диагностики воспитанности учащихся всегда была одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту в связи с разработкой и принятием критериев качества образования. В научно-методических журналах и отдельными изданиями публикуется множество рекомендаций и руководств по диагностике воспитанности учащихся разных возрастных групп. Так что же такое воспитанность?

Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.

Уровень воспитанности моих детей изучался  в 5 классе (результаты представлены в таблице). По итогам исследования сделан следующий вывод: общий уровень воспитанности учащихся – выше среднего. Учащихся с низким и критическим уровнями воспитанности в классе нет.

Результаты изучения уровня воспитанности учащихся 5  класса:

Фамилия,

имя

Честность и  скромность

Интерес к знаниям

Ответственное отношение к учёбе

Отношение к труду

Долг, ответственность

Общественная активность

Дисциплинированность

отношение к коллективу

Культурный уровень

Доброта и отзывчивость

Эстетический вкус

Средний бал

1

Кол Монгун-Херел

3

3

3

4

4

3

4

3

4

4

4

3,5

2

Кукелиг Анчы-Кара

4

4

4

4

4

4

3

4

4

4

4

3,9

3

Кызыл Бежик Луиза

4

4

4

5

4

4

4

4

4

4

4

4,1

4

Мырлаа Чылгычы

4

3

3

5

4

3

5

3

4

4

4

3,8

5

Очур –оол Сайын

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5,0

6

Оюн Чайхана

5

4

3

3

3

3

3

3

3

4

3

3,1

7

Севенек Аюна

5

4

4

5

5

4

5

4

5

4

4

4,5

8

Тандарай Чодураа

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

3

3,1

9

Хертек Сазанак

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5,0

10

Дамдын Хулер

3

3

3

5

4

4

4

4

4

4

4

4,3

11

Хертек Мерген

4

4

4

5

4

4

4

4

5

4

4

4,2

12

Ак Сайын-моге

4

4

4

5

5

5

4

4

5

4

4

4,4

              4 – проявляется

             3 – проявляется слабо

            2 – не проявляется

Итоговая оценка:

2 – 2,8 – низкий уровень

2,9 – 3,8 – средний уровень

3,9 – 4,4 – хороший уровень

4,5 – 5 – высокий уровень

В классе  - 12 учеников

Высокий уровень -  2 уч-ся

Хороший уровень – 5 уч-ся

Средний уровень- 5 уч-ся

4. Динамика межличностных отношений.

          Слово «отношение» имеет много значений в русском языке. Всем хорошо известны примеры трогательных отношений человека и домашних животных. Однако в науке понятием «отношение» обозначается особенная связь человека окружающим миром, и эта особенность определяется тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей.
          Из всего разнообразия отношений человека к окружающему миру, наиболее важные для формирования личности те, которые характеризуют взаимосвязи отдельных людей, то есть  межличностные отношения.
          Межличностные отношения – это явление, возникающее в любой группе людей как результат их психологического взаимодействия в процессе общения – взаимопознания и взаимопереживания.
           Природа межличностных отношений в любых общностях достаточна сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое, усвоенное от него. Именно активность личности, ее деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя   в системе отношений с другими. 
Тема межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодого населения (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в детстве.

 Для изучения взаимоотношений учащихся моего класса применялись следующие методики: методика социально-психологической самоаттестации коллектива (СПСК) и социометрическая методика.  Первая из методик позволяет комплексно оценить уровень социально-психологического развития системы коллективистических взаимоотношений в классе. Вторая из названных методик дает картину взаимных отношений типа симпатии и антипатий, существующих среди учащихся данного класса.

Было выявлено: в 5 классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время. В классе существуют нормы уважительного отношения ко всем членам, хотя изредка отмечается нетерпимость к мнению остальных со стороны отдельных учащихся. Высоко ценятся ответственность, трудолюбие, умение дружить, быть верным данному слову. В отношениях между микрогруппами в 6Б классе существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

5. Уровень групповой сплоченности учащихся.

Уровень групповой сплоченности в 5 классе изучался дважды. Исследования показывают, что индекс групповой сплоченности класса поднялся. Если в 4-м классе среди учащихся класса были непринятые, то в 5-ом классе их почти  не осталось.

6. Правонарушения.

Учащиеся 5 класса не нарушают общественный порядок в классе, в школе. На профилактическом учете  в  инспекции ПДН по с.Ий Тоджинсого р-на не состоят.

7. Пропуски занятий.  В 5 классе практически  отсутствуют пропуски учебных занятий обучающимися без уважительной причины.  Если и есть пропуски, то они связаны с болезнью, с посещением медицинских учреждений, по семейным обстоятельствам.

8. Участие класса в жизни  местного социума

Учащиеся 5 класса принимают активное участие в жизни не только класса, но  школы и района.

9. Работа с родителями.

           Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. При работе с родителями я руководствуюсь следующими правилами: 

·        к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искренне уважение;

·        общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;

·        изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

·        изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

 В своей работе с родителями использую  различные формы  работы. Назову основные из них:

Родительские собрания  – это школа воспитания родителей, формирующая родительское мнение, родительский коллектив.

 Не секрет, что родители не хотят посещать родительские собрания. По опросу родителей было выявлено, что многие не хотят ходить из-за страха, боязни и стыда, так как ребёнок плохо учится, может нарушать дисциплину; другие родители думают, что если ребёнок учится хорошо и в его адрес нет никаких замечаний, то нет смысла вообще появляться в школе, а некоторые имеют обиды.

С самого начала я ставлю перед родителями задачу обязательного посещения родительского собрания  любым членом семьи, свободным в это время. Для того чтобы они имели возможность найти это время, информация о проведении собрания передаётся заранее по нескольким каналам – через ребёнка (запись в дневнике, возле которой надо расписаться), через родительский комитет по телефону.

К собранию надо обязательно готовиться заранее. Перед  родительским собранием я обязательно обхожу всех учителей - предметников, беседую с ними о классе и учениках; выписываю текущие оценки детей по предметам; подготавливаю отчеты и анализы различных тестирований, отзывов, сочинений детей и т.д.

Собрание должно проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко “потерянного” времени. Каждый из присутствующих на собрании должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, иметь возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию ребёнка.

Стараюсь  показать родителям, что судьба их детей мне не безразлична, что я заинтересована в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных.

Не всё можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании. Говорить со всеми родителями о проблемах с трудными детьми надо только в общем виде, не стоит конкретизировать. Лучше попросить родителей этих конкретных учащихся остаться для личной беседы с учителем.

Работа с родительским комитетом. В состав родительского комитета входит 3 человека. Они должны пользоваться авторитетом среди родителей класса и осознавать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, не должны разглашать сведения, полученные в процессе работы с разными семьями, делать их предметом обсуждения и пересудов.

Родительский комитет избирается на одном из первых родительских собраний, но уже после того, как я познакомилась и с учащимися, и с родителями.

Деятельность родительского комитета осуществляется по плану, составленному в соответствии с планом учебно-воспитательной работы класса и школы. Для осуществления этого плана привлекаются члены практически всех семей учащихся. Приглашая родителей принять участие в проведении какого-либо мероприятия, необходимо показать им,  насколько важно и значимо это для их ребёнка, класса, школы и вас.

Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, посещения на дому помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Часто встречи или беседы по телефону происходят со мной по инициативе родителей, потому что они чувствуют, что я, так же как и они, готова приложить немало усилий, чтобы их дети выросли добрыми, умными, знающими. Но в жизни класса нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы, а они не всегда идут на контакт. Главное здесь не опускать руки, продолжать выполнять свои обязанности с душой и сердечной теплотой и результат не заставит себя долго ждать.

Говорить с родителями надо просто, доступно, убедительно и обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребёнке. Замечания, задевающие их самолюбие, постоянные жалобы на ребёнка, сосредоточивание внимания на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и отдалить выполнение желаемой цели.

10. Жалобы.

За время работы  классным руководителем не было ни одной жалобы родителей  на мои неправомерные действия.

В классе созданы все условия для проявления и развития способностей учащихся, учитываются индивидуальные особенности детей, справедливо оцениваются достижения.

11. Реализация здоровьесберегающих технологий.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная. В последнее время о неблагополучии здоровья школьников пишут и говорят много. И для этого есть все основания. Лишь порядка 10% учащихся можно считать здоровыми, а чуть больше половины учащихся школ страдает различными заболеваниями хронического характера.

 Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

    По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

    В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровье сберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию.

       Не секрет, что от правильной организации урока, уровня его рациональности,  психологической атмосферы во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. 

        Поэтому на уроках,  особенно в 5 и 6 классах,  стараюсь использовать игровые технологии, оригинальные задания, делаю небольшие отступления, которые позволяют снять эмоциональное напряжение.

        Важен и психологический климат  во время урока.  В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

        Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

         Отдельное внимание отвожу  гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещение, в котором занимаются учащиеся, часто проветривается и имеет оптимальную температуру. Постоянно проводится  влажная уборка.
Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями. В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.
В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, правонарушений, поведения в общественных местах, на дороге и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними.

Учащиеся 5 класса активно занимаются спортом:

Очур-оол Сайын- волейбол

Дамдын Хулер– волейбол

Ак Сайын-Моге–борьба(хуреш)

Кол Монгун Херел- борьба(хуреш)

Кукелиг Анчы -Кара– футбол

Тандарай Чодураа–волейбол

Севенек Аюна - волейбол

Мырлаа Чылгычы–волейбол

На учете по состоянию здоровья стоит 1учащихся –Хертек Сайзанак.

12. Духовно – нравственное воспитание и народные традиции.

         

           Как известно, в школе преподаются основы естественных и гуманитарных знаний. Однако технические науки могут не понадобиться будущему гуманитарию, а многие гуманитарные – будущему инженеру. Но есть одна наука, которая потребуется абсолютно всем выпускникам школ, независимо от выбора профессии. Это наука о принятии нравственных решений, дающая четкие ориентиры в определении критериев добра и зла в любой возможной жизненной ситуации.

          Именно поэтому программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.

          Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.

    Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.

         Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор.

С целью воспитания духовно-нравственной личности провожу внеклассные мероприятия и классные часы по следующей тематике:

1.  Классный час «Я в школе, я дома, я среди друзей»

2. Классный час «О дружбе и друзьях»

3. Классный час «Рассказы о жестокости и милосердии»

4. Классный час «Добро и зло. Причины наших поступков»

5. Игра « Знаешь ли ты историю Саранска?»

  В своей работе я стараюсь пропускать все чувства, переживания детей через свою душу и сердце. Воспитывая детей, я получаю право, осторожно, бережно входить в пространство детства, заполняя его драгоценные минуты общением, игрой, творчеством, передавая ребятам знания и опыт, полученный мной когда-то от своих уважаемых учителей.

   

                                 Директор школы:                                                       /Чечен У.Б./



Предварительный просмотр:

Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя

        Всем известно, что ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка дает классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что он одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения. Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя.

        Я являюсь классным руководителем 5 класса.

        Учащиеся 5 класса отличаются  высоким уровнем интеллектуального развития, работоспособности, активности, самостоятельности как в учебной деятельности, так и во внешкольной и внеклассной. Умеют высказать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Дети всегда готовы к урокам, выполняют разнообразные учебные задания, много читают, расширяют свой кругозор. Активные участники творческих конкурсов.

        Учащиеся данного класса стремятся следовать нормам морали в системе отношений с окружающим миром. Им свойственны доброта и сострадание, стремление разрешать жизненные конфликты мирным путем. Семиклассники бережно относятся к истории и культуре своей республики, своего города.

        Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. За 7 лет работы в качестве классного руководителя у меня выработалась определенная система воспитания:

1. Система воспитательной работы.

          Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.

         Свою деятельность классного руководителя  я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.

           При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит  совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения.

         Основываясь на Программе воспитательной деятельности МБООУ «Ийской санаторной школе-интернат», я в своей работе ставлю следующие  воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.
  • Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.
  • Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира детей.
  • Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.
  • Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию.
  • Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту.
  • Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей

В воспитательном процессе реализую следующие  направления программы:

- духовно-нравственное воспитание;

- художественно-эстетическое воспитание;

- эколого-краеведческое воспитание;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- правовое воспитание;

- спортивно-оздоровительное воспитание;

- семейное воспитание;

- профилактическое направление.

          Однако педагогу-воспитателю следует помнить, что ребёнка надо только  направлять, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт (в большинстве случаев) к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.

2. Наличие системы самоуправления в классе.

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать ее, были творчески активными, инициативными, самостоятельными.

          Всем известно, что нельзя воспитать ребенка «вообще», надо строить воспитательный процесс с учетом влияния групп, особенностей того коллектива, в котором находится ребенок. Учащихся нужно объединять в группы согласно их характеристикам, интересам, возможностям. Только при этом условии группа будет двигаться, то есть плодотворно работать.  

         Участие в самоуправлении помогает учащимся  сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их. С этой целью в классе работает система самоуправления.

Задачи  структуры  самоуправления:

  1. развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование их активной жизненной позиции;
  2. развитие отношений заботы друг о друге, о школе, о младших товарищах, взаимоуважение детей и взрослых;
  3. развитие и проявление индивидуальности и способностей каждого члена ученического коллектива;

Модель ученического самоуправления за 7 лет работы в качестве классного руководителя часто  видоизменялась. В настоящее время использую следующую структуру  самоуправления:

 

     

        Органы ученического самоуправления избираются в начале учебного года.

Главным органом самоуправления является классное собрание, принимающее решения по всем важным вопросам жизни коллектива. Общее классное собрание выбирает старосту  класса, членов школьного актива.

 Староста – следит за работой членов актива  школы и помогает им во всём, 1 раз в неделю, совместно с советом  класса и классным руководителем проводит классное собрание, где обсуждаются следующие вопросы:

- вопросы текущей недели;

- обсуждение нарушителей дисциплины;

- составление планов работы;

- подведение итогов работы ( отчет каждого сектора);

Управляет детским сообществом совет класса, состоящий из трех фракций: классный руководитель, ученики, родители. Классное собрание выбирает ответственных за каждый участок работы.

     Трудовой сектор – несёт ответственность за выполнение в классе трудовых дел с течением времени: 1) уборка, 2) утепление окон, 3) ремонт школьного имущества и т.д.

    Редколлегия – художественно – оформительская работа по каждому месячнику.

 Спортивный сектор – несет ответственность за проведение спортивно-оздоровительных мероприятий в классе, участие на школьных мероприятиях.

 Культмассовый сектор – оказывает помощь в проведении общешкольных культурно-массовых мероприятий, проводит классные КТД.

  Учебный сектор – проводит рейды по проверке книг и тетрадей учащихся, подводит итоги успеваемости и посещаемости.

  Цветоводы – отвечают за организацией в классе уютной обстановки.

        Каждый ученик в классе имеет своё общественное поручение,  и староста класса совместно с классным руководителем следят за своевременным и должным их выполнением. Каждый ученик отвечает за своё рабочее место: за её чистоту и аккуратность.  

Совет  класса работает под руководством Актива  школы.

 

Организация классной деятельности осуществляется через коллективные творческие дела, для проведения которых создаются советы дела. Они составляют план мероприятия, обсуждают его с классом, готовят материалы по его проведению.

3. Высокий уровень воспитанности обучающихся. 

  Проблема диагностики воспитанности учащихся всегда была одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту в связи с разработкой и принятием критериев качества образования. В научно-методических журналах и отдельными изданиями публикуется множество рекомендаций и руководств по диагностике воспитанности учащихся разных возрастных групп. Так что же такое воспитанность?

Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.

Уровень воспитанности моих детей изучался  в 5 классе (результаты представлены в таблице). По итогам исследования сделан следующий вывод: общий уровень воспитанности учащихся – выше среднего. Учащихся с низким и критическим уровнями воспитанности в классе нет.

Результаты изучения уровня воспитанности учащихся 5  класса:

Фамилия,

имя

Честность и  скромность

Интерес к знаниям

Ответственное отношение к учёбе

Отношение к труду

Долг, ответственность

Общественная активность

Дисциплинированность

отношение к коллективу

Культурный уровень

Доброта и отзывчивость

Эстетический вкус

Средний бал

1

Кол Монгун-Херел

3

3

3

4

4

3

4

3

4

4

4

3,5

2

Кукелиг Анчы-Кара

4

4

4

4

4

4

3

4

4

4

4

3,9

3

Кызыл Бежик Луиза

4

4

4

5

4

4

4

4

4

4

4

4,1

4

Мырлаа Чылгычы

4

3

3

5

4

3

5

3

4

4

4

3,8

5

Очур –оол Сайын

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5,0

6

Оюн Чайхана

5

4

3

3

3

3

3

3

3

4

3

3,1

7

Севенек Аюна

5

4

4

5

5

4

5

4

5

4

4

4,5

8

Тандарай Чодураа

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

3

3,1

9

Хертек Сазанак

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5,0

10

Дамдын Хулер

3

3

3

5

4

4

4

4

4

4

4

4,3

11

Хертек Мерген

4

4

4

5

4

4

4

4

5

4

4

4,2

12

Ак Сайын-моге

4

4

4

5

5

5

4

4

5

4

4

4,4

              4 – проявляется

             3 – проявляется слабо

            2 – не проявляется

Итоговая оценка:

2 – 2,8 – низкий уровень

2,9 – 3,8 – средний уровень

3,9 – 4,4 – хороший уровень

4,5 – 5 – высокий уровень

В классе  - 12 учеников

Высокий уровень -  2 уч-ся

Хороший уровень – 5 уч-ся

Средний уровень- 5 уч-ся

4. Динамика межличностных отношений.

          Слово «отношение» имеет много значений в русском языке. Всем хорошо известны примеры трогательных отношений человека и домашних животных. Однако в науке понятием «отношение» обозначается особенная связь человека окружающим миром, и эта особенность определяется тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей.
          Из всего разнообразия отношений человека к окружающему миру, наиболее важные для формирования личности те, которые характеризуют взаимосвязи отдельных людей, то есть  межличностные отношения.
          Межличностные отношения – это явление, возникающее в любой группе людей как результат их психологического взаимодействия в процессе общения – взаимопознания и взаимопереживания.
           Природа межличностных отношений в любых общностях достаточна сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое, усвоенное от него. Именно активность личности, ее деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя   в системе отношений с другими. 
Тема межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодого населения (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в детстве.

 Для изучения взаимоотношений учащихся моего класса применялись следующие методики: методика социально-психологической самоаттестации коллектива (СПСК) и социометрическая методика.  Первая из методик позволяет комплексно оценить уровень социально-психологического развития системы коллективистических взаимоотношений в классе. Вторая из названных методик дает картину взаимных отношений типа симпатии и антипатий, существующих среди учащихся данного класса.

Было выявлено: в 5 классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время. В классе существуют нормы уважительного отношения ко всем членам, хотя изредка отмечается нетерпимость к мнению остальных со стороны отдельных учащихся. Высоко ценятся ответственность, трудолюбие, умение дружить, быть верным данному слову. В отношениях между микрогруппами в 6Б классе существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

5. Уровень групповой сплоченности учащихся.

Уровень групповой сплоченности в 5 классе изучался дважды. Исследования показывают, что индекс групповой сплоченности класса поднялся. Если в 4-м классе среди учащихся класса были непринятые, то в 5-ом классе их почти  не осталось.

6. Правонарушения.

Учащиеся 5 класса не нарушают общественный порядок в классе, в школе. На профилактическом учете  в  инспекции ПДН по с.Ий Тоджинсого р-на не состоят.

7. Пропуски занятий.  В 5 классе практически  отсутствуют пропуски учебных занятий обучающимися без уважительной причины.  Если и есть пропуски, то они связаны с болезнью, с посещением медицинских учреждений, по семейным обстоятельствам.

8. Участие класса в жизни  местного социума

Учащиеся 5 класса принимают активное участие в жизни не только класса, но  школы и района.

9. Работа с родителями.

           Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. При работе с родителями я руководствуюсь следующими правилами: 

·        к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искренне уважение;

·        общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;

·        изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

·        изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

 В своей работе с родителями использую  различные формы  работы. Назову основные из них:

Родительские собрания  – это школа воспитания родителей, формирующая родительское мнение, родительский коллектив.

 Не секрет, что родители не хотят посещать родительские собрания. По опросу родителей было выявлено, что многие не хотят ходить из-за страха, боязни и стыда, так как ребёнок плохо учится, может нарушать дисциплину; другие родители думают, что если ребёнок учится хорошо и в его адрес нет никаких замечаний, то нет смысла вообще появляться в школе, а некоторые имеют обиды.

С самого начала я ставлю перед родителями задачу обязательного посещения родительского собрания  любым членом семьи, свободным в это время. Для того чтобы они имели возможность найти это время, информация о проведении собрания передаётся заранее по нескольким каналам – через ребёнка (запись в дневнике, возле которой надо расписаться), через родительский комитет по телефону.

К собранию надо обязательно готовиться заранее. Перед  родительским собранием я обязательно обхожу всех учителей - предметников, беседую с ними о классе и учениках; выписываю текущие оценки детей по предметам; подготавливаю отчеты и анализы различных тестирований, отзывов, сочинений детей и т.д.

Собрание должно проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко “потерянного” времени. Каждый из присутствующих на собрании должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, иметь возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию ребёнка.

Стараюсь  показать родителям, что судьба их детей мне не безразлична, что я заинтересована в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных.

Не всё можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании. Говорить со всеми родителями о проблемах с трудными детьми надо только в общем виде, не стоит конкретизировать. Лучше попросить родителей этих конкретных учащихся остаться для личной беседы с учителем.

Работа с родительским комитетом. В состав родительского комитета входит 3 человека. Они должны пользоваться авторитетом среди родителей класса и осознавать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, не должны разглашать сведения, полученные в процессе работы с разными семьями, делать их предметом обсуждения и пересудов.

Родительский комитет избирается на одном из первых родительских собраний, но уже после того, как я познакомилась и с учащимися, и с родителями.

Деятельность родительского комитета осуществляется по плану, составленному в соответствии с планом учебно-воспитательной работы класса и школы. Для осуществления этого плана привлекаются члены практически всех семей учащихся. Приглашая родителей принять участие в проведении какого-либо мероприятия, необходимо показать им,  насколько важно и значимо это для их ребёнка, класса, школы и вас.

Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, посещения на дому помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Часто встречи или беседы по телефону происходят со мной по инициативе родителей, потому что они чувствуют, что я, так же как и они, готова приложить немало усилий, чтобы их дети выросли добрыми, умными, знающими. Но в жизни класса нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы, а они не всегда идут на контакт. Главное здесь не опускать руки, продолжать выполнять свои обязанности с душой и сердечной теплотой и результат не заставит себя долго ждать.

Говорить с родителями надо просто, доступно, убедительно и обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребёнке. Замечания, задевающие их самолюбие, постоянные жалобы на ребёнка, сосредоточивание внимания на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и отдалить выполнение желаемой цели.

10. Жалобы.

За время работы  классным руководителем не было ни одной жалобы родителей  на мои неправомерные действия.

В классе созданы все условия для проявления и развития способностей учащихся, учитываются индивидуальные особенности детей, справедливо оцениваются достижения.

11. Реализация здоровьесберегающих технологий.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная. В последнее время о неблагополучии здоровья школьников пишут и говорят много. И для этого есть все основания. Лишь порядка 10% учащихся можно считать здоровыми, а чуть больше половины учащихся школ страдает различными заболеваниями хронического характера.

 Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

    По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

    В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровье сберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию.

       Не секрет, что от правильной организации урока, уровня его рациональности,  психологической атмосферы во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. 

        Поэтому на уроках,  особенно в 5 и 6 классах,  стараюсь использовать игровые технологии, оригинальные задания, делаю небольшие отступления, которые позволяют снять эмоциональное напряжение.

        Важен и психологический климат  во время урока.  В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

        Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

         Отдельное внимание отвожу  гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещение, в котором занимаются учащиеся, часто проветривается и имеет оптимальную температуру. Постоянно проводится  влажная уборка.
Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями. В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.
В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, правонарушений, поведения в общественных местах, на дороге и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними.

Учащиеся 5 класса активно занимаются спортом:

Очур-оол Сайын- волейбол

Дамдын Хулер– волейбол

Ак Сайын-Моге–борьба(хуреш)

Кол Монгун Херел- борьба(хуреш)

Кукелиг Анчы -Кара– футбол

Тандарай Чодураа–волейбол

Севенек Аюна - волейбол

Мырлаа Чылгычы–волейбол

На учете по состоянию здоровья стоит 1учащихся –Хертек Сайзанак.

12. Духовно – нравственное воспитание и народные традиции.

         

           Как известно, в школе преподаются основы естественных и гуманитарных знаний. Однако технические науки могут не понадобиться будущему гуманитарию, а многие гуманитарные – будущему инженеру. Но есть одна наука, которая потребуется абсолютно всем выпускникам школ, независимо от выбора профессии. Это наука о принятии нравственных решений, дающая четкие ориентиры в определении критериев добра и зла в любой возможной жизненной ситуации.

          Именно поэтому программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.

          Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.

    Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.

         Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор.

С целью воспитания духовно-нравственной личности провожу внеклассные мероприятия и классные часы по следующей тематике:

1.  Классный час «Я в школе, я дома, я среди друзей»

2. Классный час «О дружбе и друзьях»

3. Классный час «Рассказы о жестокости и милосердии»

4. Классный час «Добро и зло. Причины наших поступков»

5. Игра « Знаешь ли ты историю Саранска?»

  В своей работе я стараюсь пропускать все чувства, переживания детей через свою душу и сердце. Воспитывая детей, я получаю право, осторожно, бережно входить в пространство детства, заполняя его драгоценные минуты общением, игрой, творчеством, передавая ребятам знания и опыт, полученный мной когда-то от своих уважаемых учителей.

   

                                 Директор школы:                                                       /Чечен У.Б./