Преимущества дистанционного обучения в средней школе
Опубликовано 26.01.2016 - 23:28 - Замышляев Владимир Александрович
Девяностые годы завели наше общество в демографическую яму. В школах закрывались классы, был недобор учеников, помещения детских садов сдавались в аренду. В последние годы демографическая ситуация значительно улучшилась. Рождаемость повысилась, школы переполнены, возникла необходимость введения в школах второй смены, что неудобно как ученикам, так и учителям.
Из создавшейся ситуации есть выход. В связи с всеобщей компьютерной грамотностью населения, я предлагаю ввести в средней школе дистанционное обучение. Не секрет, что в каждом классе есть ученики, которые мешают образовательному процессу на уроках, нарушают дисциплину, мешают другим детям получать знания. Есть семьи, поменявшие местожительство, где дети вынуждены переходить в другую школу, покидать любимых учителей либо ездить через весь город в свою привычную, ставшую родной, школу. Есть и другие причины, связанные, например, с длительной болезнью или невозможностью посещать школу в связи с ограниченными возможностями здоровья. Также дистанционное обучение может быть интересно одаренным детям, которые хотят пройти школьную программу в короткие сроки.
Сегодня есть техническая возможность предоставить таким ученикам дистанционное обучение. Учитель будет работать с детьми при помощи скайпа и электронной почты, объяснять материал, видя и слыша их, а они будут видеть и слышать его. В таком режиме давно уже проводятся совещания и различные конференции. Преимущество такого домашнего обучения заключается в том, что отпадет необходимость введения в школе второй смены, ученики смогут получать знания в полном объеме в домашних условиях, а для некоторых учеников такое обучение станет стимулом к улучшению учебы и повышению дисциплины, чтобы иметь возможность вновь вернуться в свой класс к обычному режиму обучения вместе со своим коллективом. Зимой такой вариант обучения просто необходим в случае длительных сильных морозов и невозможности посещать школу. Во всем мире дистанционному обучению школьников, а также самообразованию уделяется в настоящее время большое значение.
Обучение на дому расширяет информационное пространство, предоставляет новые возможности. Оно не является в полной мере видом самостоятельного обучения, как у студентов, так как учитель обычным способом (только при помощи скайпа) преподносит учебный материал и имеет возможность контролировать его усвоение, а также поддерживать диалог с учеником с помощью средств телекоммуникации.
Экономическая эффективность дистанционного образования не вызывает сомнений, особая подготовка учителей не требуется, так как в современной школе все педагоги обладают навыками работы на компьютере, составляют учебные планы, заполняют электронные журналы.
Дистанционное обучение не противоречит современным тенденциям в образовании, закрепленным в Федеральном Государственном Стандарте, когда обучение должно заключаться не только в передаче знаний от учителя к ученику, но и в личностно ориентированной системе образования. Оно помогает учитывать индивидуальные особенности школьников, раскрывать их творческий потенциал, так как контакты учащихся с учителями интерактивны.
Дистанционная форма может рассматриваться и как дополнительное обучение. Учитель может вести семинар по скайпу, оказывать помощь отстающим ученикам, проводить дополнительные занятия во внеурочное время, давать разъяснения по трудным темам.
В школе будущего такая модель обучения имеет широкие перспективы развития.