Вариант лекции для педагогов "Коррекция агрессивного поведения подростков"

Асабова Ирина Геннадьевна

Тема: Особенности и коррекция агрессивности у подростков

Цель: психологическое просвещение педагогов, ознакомление педагогов с приемами коррекции агрессивности у подростков.

Задачи: знакомство с понятием агрессивность, ее особенностями; изучение приемов коррекции агрессивного поведения у подростков.

Форма проведения: лекция.        

Оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, листы, памятки

Продолжительность: 45 мин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Особенности и коррекция агрессивности у подростков

Цель: психологическое просвещение педагогов, ознакомление педагогов с приемами коррекции агрессивности у подростков.

Задачи: знакомство с понятием агрессивность, ее особенностями; изучение приемов коррекции агрессивного поведения у подростков.

Форма проведения: лекция.        

Оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, листы, памятки

Продолжительность: 45 мин.

Ход собрания:

  1. Вступительное слово психолога.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! В жизни наших детей наступает самый сложный период: период взросления. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. В этом возрасте часто конфликтуют между собой уже взрослые потребности и еще детские права. Происходит смена роли в семье и, к сожалению, часто этот процесс сопровождается конфликтами между родителями и детьми, а так же агрессивным поведением.

Подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности». Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его.

В современном информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого - мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. «Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. При этом тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, являются следствием не какой-либо генетической предрасположенности, изначальной агрессивности и пр., а выступают в большинстве случаев лишь как ситуации замещения социально-значимых отношений взрослых, отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение». Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я». Особенно актуальна данная проблема для подростков, которые при выборе жизненной стратегии, осуществляющейся на фоне неизбежных кризисов данного возраста (резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки, потребность в самоутверждении и общении со сверстниками, максимализм в оценках, суждениях и взглядах и др.), зачастую ориентируются на модели агрессивного поведения.

        «Для эмоциональной сферы подростков характерны:

  1. очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам;
  2. большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками; в частности, подростки долго не забывают обиды;
  3. повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющая в тревожности (В. Н. Кисловская, 1972 установила, что самая высокая тревожность наблюдается в подростковом возрасте); повышение тревожности в старшем подростковом возрасте связано с появлением интимно-личностных отношений с человеком, вызывающим различные эмоции, в том числе в связи со страхом показаться смешным;
  4. противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения; обладая высокоразвитым чувством собственного достоинства, они могут заплакать от обиды, хотя и понимают, что плакать стыдно;
  5. возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки, которая появляется у них в результате роста их самосознания;
  6. сильно развитое чувство принадлежности к группе, поэтому они острее и болезненнее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение взрослых или учителя; часто появляется страх быть отверженным группой;
  7. предъявление высоких требований к дружбе, в основе которой лежит не совместная игра, как у младших школьников, а общность интересов, нравственных чувств; дружба у подростков более избирательна и интимна, более длительна; под влиянием дружбы изменяются и подростки, правда, не всегда в положительную сторону; распространена групповая дружба;
  8. проявление гражданского чувства патриотизма».

        Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

        Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется, в основном, как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.

        В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе, чаще используются внешние формы отстаивания своей независимости, такие, например, как дерзость в общении.

        В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения проявления агрессивности.

        Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:

  • проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт - следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством;
  • прятать и подавлять, становиться послушным пай-мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в том случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо психосоматического заболевания.
  • «В большинстве случаев агрессивное поведение носит вторичный характер, то есть возникает вследствие негативной реакции окружающих на ребенка и его проблемы а так же  может быть обусловлено несколькими обстоятельствами: психофизиологическим развитием (подростковый возраст); нервно-психическими заболеваниями; физическими недостатками, дефектами речи, внешней непривлекательностью, недостатками конституционно-соматического характера; вредными привычками (алкоголизм, табакокурение.); нарушением коммуникации в системе отношений «ребенок-взрослый» и «ребенок-сверстник», утратой взаимопонимания; поведением, отклоняющимся от социальных норм и требований; переживанием ребенком состояния эмоционального неблагополучия, эмоциональным стрессом, тревожностью и депрессией; наличием экстремальных кризисных жизненных ситуаций»

Как же избежать или ослабить признаки агрессивного поведения у подростков?

        В мировой психологической практике принято считать, что основным и наиболее эффективным методом коррекции нарушений поведения у детей является «поведенческая терапия». Объектом воздействия в процессе поведенческой терапии является само поведение человека. Многие авторы отмечают эффективность поведенческой терапии именно при работе с детьми. Причину такой эффективности они видят в трех факторах:

  1. возможности контроля социальной среды ребенка,
  2. возможности воздействия на механизмы дезадаптивного поведения детей,
  3. относительной краткости терапии.

Наиболее распространенной формой психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в поведении является тренинг социальных навыков.

        Основными условиями коррекции агрессивного поведения детей являются: установка на достижение положительной обстановки в окружающей социальной среде, повышение культуры общения, поддержание необходимого эмоционального фона доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. В связи с этим необходимо внимательное, приветливое отношение к подросткам,  доверие к ним, привлечение к активному взаимодействию, использование деятельностного содержания игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др. Важно поддерживать каждое самостоятельное высказывание, творческую инициативу, добрый поступок, хорошее настроение, познавательный интерес. Не менее важно поддерживать подростка в его стремлении преодолеть самого себя: свою робость, застенчивость, зависть к успехам других детей, болтливость, недисциплинированность и другие неблаговидные проявления. Особенно важно поддержать волю ребенка, его способность к самоpeгyляции, и помочь в  овладении приемами саморегуляции агрессивного поведения личности; (Е.В. Бондаревская).

        Повышение культуры общения особенно важно для подросткового  возраста потому, что связано, прежде всего, со становлением личности взрослого человека и усвоением новых форм и способов межличностного взаимодействия, которые отсутствовали в детстве.

        Исходя из вышесказанного  можно выделить следующие этапы в процессе коррекционной работы:

  • повышение самооценки.
  • снижение уровня  тревожности.
  • снижение  страха социальных контактов.
  • формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
  • формирование  внутреннего  самоконтроля и умения сдерживать негативные импульсы.
  • приобретение умений находить выход из трудных ситуаций.
  • формирование позитивных моральной позиции и  жизненных перспектив .

        Задачи, которые необходимо решить в ходе коррекционной работы: научить детей  осознаванию собственных потребностей, отреагированию негативных эмоций, обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния, формирование адекватной самооценки, обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов, формирование позитивных моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего.

Техники, используемые в коррекционной программе по снижению агрессивности у детей 12-14 лет, в основном направлены на обучение подростков использованию прямого отказа от нежелательного поведения вместо привычных для них способов агрессивного реагирования, обучение оценке социальных ситуаций, подкрепление торможения и угасание агрессивных стереотипов поведения, неподкрепление отклоняющегося поведения и формирование более адаптивных поведенческих паттернов, усиление и расширение продуктивных поведенческих реакций, минимизацию тревожности.  

  1. Практические рекомендации.

Так как же нам помочь нашим подросткам?

        Можно использовать на занятиях некоторые упражнения  которые помогут детям осознать собственные потребностей, регулировать свое эмоциональное состояние, сформировать адекватную самооценку, обучат способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов, сформируют позитивную моральную позицию.

  • Упражнение №1. « Клубок»

Цель: знакомство, снятие напряжения, прояснение самочувствия участников.

Материалы: клубок ниток.

Процедура: все сидят в кругу, ведущий кидает клубок любому, тот называет имя и говорит о себе кратко. Кидает следующему, оставляя ниточку у себя. Ниточка позволяет не повторяясь всем кинуть, но потом приходится распутывать клубок и в процессе его распутывания в обратном порядке каждый говорит как он себя сейчас чувствует.

  • Упражнение№ 2. «Автопортрет»

Цель: осознание себя.

Материалы: листочек и ручка.

Процедура: на отдельном листе необходимо написать краткий рассказ о себе: своем характере, вкусах, увлечениях и т. д. Нет необходимости писать явных признаков, по которым вас можно узнать. Все описания сдаются ведущему, он зачитывает, группе необходимо отгадать кто это.

Обсуждение.

  • Упражнение №3. «Групповое животное»

Цель: включение участников тренинга в групповой процесс, «включение» интеграционных процессов, снижение уровня тревоги,  изучение структуры группы.

Материалы: стандартные листы белой бумаги и простые карандаши (по количеству членов группы), 5–6 половинок и один целый лист ватмана.

Процедура: возьмите по листу бумаги и простому карандашу и расположитесь так, чтобы было удобно рисовать. Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием. После окончания рисования группа образует общий круг. Каждый рассказывает о своем животном: как оно называется, где живет, чем питается, с кем дружит, и др. Теперь участники  встают, ходят по комнате, еще раз смотрят  на окружающих их несуществующих животных. А теперь участникам необходимо объединиться в «стада» с теми животными, с которыми им хочется. Объединившись необходимо обсудить: что стало причиной объединения ваших животных, что в них общего, чем они отличаются? Далее необходимо придумать какой - нибудь девиз или лозунг, который хоть как - то характеризовал бы ваше сообщество. Выбирается «вожак», который  представляет свое сообщество группе. Далее сообществам необходимо на половинке ватмана нарисовать одно животное, которое получилось бы слияния всех животных вашего  сообщества. В рисовании участвуют все. Так же как в предыдущем задании надо придумать ему несуществующее название.

После завершения работы обсуждение  в группе: что это за животное, какие черты характера оно имеет, что любит и что ненавидит. Снова определяется «вожак», который об этом рассказывает остальным. Теперь участники подходят к столу, на котором лежит большой лист ватмана и карандаши. Необходимо представить, что все животные невероятным образом слились в одно и нарисовать его.

Обсуждение.

  • Упражнение №4. «Путаница»

Цель: снятие эмоционального и телесного напряжения, повышение эмоционального тонуса и самооценки участников.

Процедура: каждый берет за руки двух разных людей, стоящих, желательно не рядом. Задача - не разнимая рук, распутаться в новый круг. Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого.

Обсуждение.

  • Упражнение №5. «Пантомима»

Цель: снижение страха публичных выступлений, страха социальных контактов. развивать внимание, наблюдательности.

Материалы: заранее заготовленные листочки с надписями предметов.

Процедура: желающий тянет листочек, после чего изображает предмет (живой или неживой), который там написан, не произнося никаких звуков. Задача остальные догадаться что изображается.

Обсуждение.

  • Упражнение №6. «Ужасно-прекрасный рисунок»

Цель: стимулирование группового процесса, разрядка, выражение агрессии.

Материалы: листы бумаги, фломастеры.

Процедура: участникам раздается по листку бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу справа и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходится весь круг. Рисунок возвращается хозяину.

Обсуждение.

  • Упражнение №7. «В чем мне повезло в этой жизни»

Цель: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.
Процедура: участникам необходимо разбиться по парам, и рассказать партнеру о том, в чем ему повезло в жизни.

Обсуждение.

  1. Рефлексия

У нас с вами получился насыщенный разговор, проделана огромная работа. Очень важно своевременно помочь подросткам и поддержать их в преодолении кризиса подросткового возраста.

  1. Андрюшина, Л. О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков: Дис. ... канд. психол. наук / Л. О. Андрюшина. - Тверь, 2003. - 202 c.
  2. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М., 1999. – 512с
  3. Журавлев, В. С. Почему агрессивны подростки / В. С. Журавлев // СоцИс. - 2001. - № 2. - С.18-19.
  4. Зимелева, З. А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Дис. ... канд. психол. наук / З. А. Зимелева. - М., 2002. - 149 c.