Эссе "Я учу детей нового поколения"
Всероссийский конкурс «Учитель года - 2016»
Муниципальный этап
Конкурсное задание
Эссе «Я учу детей нового поколения»
Маслова Ирина Викторовна, учитель математики и физики
МКОУ «Мижнемамонская СОШ №2 Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.
Л.Н. Толстой
Проблемы в выборе профессии у меня не было. С детства я видела маму, пишущую планы и проверяющую тетради учеников, а самое главное -я видела в её глазах бесконечную любовь к детям . Других мыслей даже и не возникало, тем более что я очень люблю детей. Я выбрала профессию, которая требует большой отдачи и ответственности – это учитель. Всегда, когда я вхожу в класс и вижу любопытные, сияющие глаза, – забываю все, бросаюсь в пучину их проблем и интересов. Эти пытливые глаза требуют терпения, внимания, любви, строгости. Они пришли учиться, и я обязана помочь им в этом. Жизнь не стоит на месте. Меняется поколение детей, меняется и школа. Вместе со школой меняется и учитель. Я должна направить ученика на желание действовать и мыслить самостоятельно. В век новых технологий школа перестаёт быть единственным источником знаний и информаций для школьников. Дети – это наше будущее. Моя задача как учителя состоит в том, чтобы воспитать всесторонне развитую, умеющую мыслить.
Я нахожу общий язык с детьми. Я принимаю их, какие они есть, уважаю их мнение. Каждое занятие – это поиск. Поиск слов, фраз, благодаря которым дети мне верят. Для них я и сказочник, и волшебник, и друг, и мама. Вместе мы совершаем открытия. Я помогаю ребенку, он помогает другому, а вместе мы – огромная сила. Моя работа - вести детей в будущее. Дорога эта нелегкая, тернистая, но благороднее, чем обывательское существование. Дети учат меня преданности, открытости,искренности.
Учить других педагог начинает с себя. Я осваиваю новые технологии, изучаю новые информационные источники. Моя задача быть требовательным в первую очередь к самой себе. Ученики не простят мне плохого знания дела. Я поняла, что не надо бояться признавать ошибки, не надо бояться казаться смешной. Нельзя допустить, чтобы дело дошло до неисправимого. Я советую, объясняю, показываю, направляю, импровизирую. Каждое наше занятие – это праздник, поиск и открытие чего-то нового.
Педагог всегда сомневается, проверяет себя: туда ли ведет, правильно ли мыслит. Мы часто ходим с детьми на прогулки и экскурсии. Как здорово вместе кататься с горы на ледянках! Это формирует здоровый образ жизни. Я каждый день кропотливо создаю для своих учеников ситуацию успеха. Главная задача - не добиваться запоминания, а направлять на получение знаний. Часто использую на занятии слова: «Докажи», «А как вы думаете?». Я отхожу от шаблонного урока. Стараюсь на уроках использовать различные технологии и методы. Ведь сегодня ребенок лучше нас ориентируется в сложном информационном поле, и с рождения он владеет навыками работы со сложными современными электронными устройствами. Развитие общества, его стремление к новому – это потрясающе, но выше всего человек должен ценить умение общаться, разговаривать, уважать других, заботиться о них, чтобы не превратиться в робота. Это может привести к полной деградации общества. Качество, которое не перестает считаться ценным, – это человеколюбие. И этому тоже должен учить преподаватель вне зависимости от своего предмета. Хочу научить своих учеников не ждать готовых результатов, а искать и находить самим творческие решения. Моя задача заключается в том, чтобы привить тягу к саморазвитию. Подводя итог всему сказанному, хочу процитировать слова Серафима Саровского: «Сей всюду данную тебе пшеницу, сей на благой земле, сей и на песке, сей и на камени, сей при пути, сей и в тернии – все где-нибудь и прозябнет, и плод принесет, хотя и нескоро…»
Существует ещё одна старая притча: «… Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание: «Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить». Ученик вернулся через неделю и сказал учителю: « Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной, потому что я не в состоянии принести всё то, что может излечить, так как в природе каждый минерал, каждое растение, каждое животное целебны»- так и в профессии учителя нет мелочей.
Каждая профессия имеет свои особенности. Но все мастера имеют отличительные черты: неординарность личности, стремление изменить мир к лучшему, веру в обучающихся, желание работать много ради идеи, отсутствие страха перед признанием своих ошибок. Именно таким мастером своего дела я вижу современного учителя, который учит детей нового поколения. Но кто же такой этот учитель? Какими качествами он обладает?
Я сравниваю учителя, который учит детей нового поколения с могущественным деревом, которое имеет мощную корневую систему. Глубоко уходящие корни - это вся история педагогики и родословная самого учителя. Корни поменьше - родители, семья, друзья, образование, родители обучающихся, педагогическая философия. Сам учитель - это ствол. Вначале тонкий и гибкий, но с каждым годом увеличивается количество годовых колец - растет профессионализм педагога. Кольца отличаются друг от друга по толщине - какие-то годы более яркие и насыщенные событиями, какие-то время покоя и осмысления. Дерево растет и в вышину (происходит саморазвитие, самосовершенствование, самореализация учителя). И как путнику кажется, что главная часть дерева - крона, и она совершенство, так и обывателю на уроке настоящего мастера кажется, что всего достигли сами ученики. И только ствол знает, какая нелегкая работа - донести питательные вещества от корней до каждой веточки, каждого листика. Крона дерева - это обучающиеся. И чем пышнее крона, тем ярче реализовал себя учитель, создавая ей развивающую, творческую, креативную среду. Разрастается крона, растет и ствол, получая обратно аккумулированную в листьях энергию солнечного света.
Образование не стоит на месте, оно стремительно развивается, но по-прежнему учитель, который учит детей нового поколения, - это мастер, за ним стоят его обучающиеся. И современное общество выдвигает перед таким учителем новые требования.
Учитель, который учит детей нового поколения – это, прежде всего организатор деятельности на уроке, учитель-исследователь и научный руководитель обучающихся. Учить детей и одновременно учиться самому, чтобы новое поколение чувствовало в Учителе человека, живущего их временем, их интересами..
Анализируя свою педагогическую деятельность, я прихожу к выводу, что сегодня, как никогда, популярны компьютерные технологии, технологии тестового контроля и считаю, что в обучении, им должна, отводится важная роль. Познавая и внедряя в практику эти технологии, я совершенствую своё педагогическое мастерство, и процесс изучения биологии становится интереснее для обучающихся. Применение данных технологий я рассматриваю как один из эффективных способов организации учебного процесса.
Однако, отмечая все положительные стороны этих технологий, я бы хотела подчеркнуть, что никакие самые новейшие технологии, не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребёнка сможет только учитель. Самое важное на уроке – живое слово учителя.
Но сегодня мало обладать определенной суммой знаний. Выпускник школы должен быть уверенным в себе, быть активной творческой личностью, умеющей ставить перед собой цели и задачи, и неуклонно стремиться к достижению поставленных целей, как бы трудно ни было.
И в одном я убеждена - лишь творчески работающий учитель (учитель, который учит детей нового поколения) может воспитать творчески работающего ученика.
Сегодня, возвращаясь к словам К.Д. Ушинского, могу точно сказать: «Я удачно выбрала труд и вложила в него свою душу…», так как состояние постоянного счастья стало неотъемлемой частью моей жизни!