Тьютерство в образовании.
Тьюторство в современном образовании – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. «Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия ученика». «Движущие силы в ней – это педагог-тьютор и его подопечный».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutorstvo_v_obrazovatelnom_protsesse.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ТЬЮТОРСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Понятия «тьюторство», «тьюторское сопровождение» не являются в строгом смысле слова новыми для современного образования. «Тьюторство как оригинальная философия образования и ведущий способ организации образовательной системы берет начало в средневековых европейских университетах XII – XIV веков. В качестве же особой педагогической позиции, а затем и должности, оно оформляется в известнейших древнейших университетах-городах Великобритании: сначала в Оксфорде, чуть позже в Кембридже».
«…цели передачи и воспроизводства знаний принципиально иные, спешить и торопиться было абсурдно – путь к познанию изначально представлялся уникальным, и движение в нем индивидуально по способу и скорости для каждого обучающегося».
«А учебная программа, одним из «строительных блоков», своеобразной «вершиной айсберга» которой является индивидуальный учебный план, мыслится как вспомогательное средство в освоении знаний. Формальное «прохождение» программы в целом не влияет на реальное продвижение учащегося в интеллектуальном пространстве». «Средневековые университеты предъявляли требования на заключительном этапе – при сдаче экзаменов и присуждении квалификационных характеристик.
Следовательно, то, как, каким образом, в какое время, с какой продолжительностью и в каких группах происходит освоение знаний, регулировал сам обучающийся в соответствии с собственными запросами, склонностями, предыдущим опытом, планируемой в будущем профессиональной деятельностью».
Тьюторство в современном образовании – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. «Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия ученика». «Движущие силы в ней – это педагог-тьютор и его подопечный».
КТО ТАКОЙ ТЬЮТОР?
Тьютор – ”tutor” в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж».
«Современный Оксфордский словарь английского языка определяет тьютора в качестве лица, имеющего ученую степень, которому вверен надзор за студентом (undergraduate). Последний называется его подопечным (pupil)».
«…педагог-тьютор в современной ситуации классического европейского университета проводит еженедельные индивидуальные консультации – тьюторские часы и регулярные тьюториалы – занятия в мини-группах, состоящих из 5-7 обучающихся. По данным современных исследователей, большая часть учебного времени (от 75 % до 90%) в Оксфордском и Кембриджском университетах отводится на занятия с тьютором».
Тьютор - педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий (в российской системе образования, из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)
ГДЕ, КОГДА И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТЬЮТОРСТВО?
Тьюторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимые условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ. Это могут быть массовая общеобразовательная школа, лицей, гимназия, учреждение дополнительного образования, детский сад, колледж, вуз, система повышения квалификации, семья и т.д.
ЧТО ТАКОЕ ТЬЮТОРСКОЕ С СОПРОВОЖДЕНИЕ?
Сопровождать - значит «сопутствовать, идти вместе, быть рядом или помогать» (из словаря В.Даля).
Тьюторское сопровождение – это особый тип гуманитарного педагогического сопровождения.
Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Культурные нормы известны заранее.
В ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус смещен в сторону самостоятельного разрабатывания приемлемых для данной личности норм, которые обсуждаются с тьютором. Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен сам совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и будут предметом совместного анализа.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА
ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА?
В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации, что и определяет все используемые тьютором приемы и способы. В современном образовании это понятие очень часто смешивают с индивидуальным подходом в образовании.
Индивидуальный подход: работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат)
Индивидуализация: работа с человеком возможным (создание среды, возможности, личный результат)
Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора –создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений учащегося на пути освоения знаний.
Стержневое понятие такой педагогики – уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и связанная с этим индивидуализация обучения.
А отсюда, разные задачи и функции:
Учитель, приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели, а тьютор двигается от интересов учащихся, помогая ему реализовать его цели. Учитель задает нормы, содержание, маршрут и темп.
Педагог - психолог работает в направлении изучения и развития психических процессов школьников.
Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе.
Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ.
О КАКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ ИДЕТ РЕЧЬ,
КОГДА МЫ ГОВОРИМ О ТЕХНОЛОГИЯХ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ?
Говоря о технологиях тьюторского сопровождения мы, прежде всего, говорим о тех технологиях, которые помогают тьютору организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в инициирование конкретной деятельности, которая возможна либо как образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи эффективно решаются с помощью технологий открытого образования (технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, робинзонада и т.д.).
Но в арсенале тьютора имеется и целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д.). Однако ключевым инструментом тьютора можно назвать вопрос и умение тьютора с ним работать.
Кроме этого, большим подспорьем педагога-тьютора могут стать технологии:
«Горизонты» (создание условий для формирования обучающимся образа будущего, организация целеполагания в образовании, проявление имеющихся сильных сторон и точек роста в достижении цели);
«Зеркала» (создание условий для рефлексивно-аналитической деятельности, формы организации образовательного процесса, открытые формы организации мониторинга, методы аутентичного оценивания);
«Бумеранг» (методики соотнесения целей и результатов, открытые формы мониторинга текущих результатов);
«Вызовы» (действия в ситуации неопределенности, создание ситуации преодоления, проектирование зоны ближайшего развития)
«Рефлексия» (анализ способов построения реализации и оценки индивидуальной образовательной программы, проектирование перспектив)
Особенность тьюторских технологий заключается еще и в том, что они позволяют тьютору усилить индивидуальный ресурс подопечного внешними (социальными) ресурсами, то есть тьютор становится своеобразным «посредником» между подопечным и возможностями «мира», «социума»