Страшные сказки для наших детей

Герасимова Наталия Германовна

«Всякое телевидение – образовательное.

Вопрос лишь в том, чему оно учит»

Н. Джонсон,

председатель Федеральной

комиссии по коммуникациям,  США 1978г.

Детство – определенный этап в развитии человека, оно сложилось как период подготовки к жизни, в течение которого ребенок должен приобрести необходимые знания, умения. Стремительно проносятся годы детства, но за этот короткий срок происходят самые удивительные превращения. Из самого беспомощного на свете существа, которое неспособно самостоятельно удовлетворять свои наиболее простые потребности, ребенок превращается в мыслящего человека, которые постигает законы движения планет и развития общества. Ни одно из сугубо человеческих качеств – логическое мышление, осмысленная память, творческое воображение, нравственные представления, чувства и привычки – не могут развиваться  у ребенка независимо от воспитания, в результате развития врожденных задатков. Они формируются на протяжении детства в процессе усвоения ребенком социального опыта, путем овладения создаваемыми обществом понятиями, способами деятельности и нравственными нормами поведения. Без сомнения, родители стараются объяснить, почему следует поступать так, а не иначе, почему сейчас нужно вести себя таким образом, а не по-другому. Но дети черпают знания и нравственности не только (и уже не столько) от родителей, а так же окружающих взрослых, немаловажным фактом остается и то, что современные дети много смотрят телевизор, практически без ограничения пользуются Интернет.

          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья полностью16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Страшные сказки для наших детей

«Всякое телевидение – образовательное.

Вопрос лишь в том, чему оно учит»

Н. Джонсон,

председатель Федеральной

комиссии по коммуникациям,  США 1978г.

Детство – определенный этап в развитии человека, оно сложилось как период подготовки к жизни, в течение которого ребенок должен приобрести необходимые знания, умения. Стремительно проносятся годы детства, но за этот короткий срок происходят самые удивительные превращения. Из самого беспомощного на свете существа, которое неспособно самостоятельно удовлетворять свои наиболее простые потребности, ребенок превращается в мыслящего человека, которые постигает законы движения планет и развития общества. Ни одно из сугубо человеческих качеств – логическое мышление, осмысленная память, творческое воображение, нравственные представления, чувства и привычки – не могут развиваться  у ребенка независимо от воспитания, в результате развития врожденных задатков. Они формируются на протяжении детства в процессе усвоения ребенком социального опыта, путем овладения создаваемыми обществом понятиями, способами деятельности и нравственными нормами поведения. Без сомнения, родители стараются объяснить, почему следует поступать так, а не иначе, почему сейчас нужно вести себя таким образом, а не по-другому. Но дети черпают знания и нравственности не только (и уже не столько) от родителей, а так же окружающих взрослых, немаловажным фактом остается и то, что современные дети много смотрят телевизор, практически без ограничения пользуются Интернет.

        У ребенка и подростка мозговая деятельность не сформирована окончательно, дети легче воспринимают конкретно-образную информацию. Если идет злоупотребление этой формой подачи информации (телевидение, видео в Интернет), то нарушается процесс созревания левого полушария. Такие дети растут более инфантильными и в целом отвыкают от абстрактно-логического мышления, от работы с чисто устной информацией. Последствия усиленного просмотра телевизора и проведения значительного количества времени перед экраном монитора ярче всего проявляются у младших школьников. Это астенические расстройства, повышенная утомляемость, рассеянность, трудность в сосредоточении на уроках, затруднения в обучении письму, замедленное чтение. Мозг ребенка настраивается на зрительное восприятие, а читать книгу – это больший труд, чем получить информацию, просматривая видео в любом из источников. В этом сила всемирной сети и телевидения, но в этом и их опасность. Книга требует анализа, а быстрая смена картинки не позволяет анализировать, она заставляет жить в иной информационной реальности.

        Часто мультфильмы (игры, фильмы), построенные на агрессивных характерах героев, вызывают у маленького ребенка неосознаваемый страх, формируют агрессивное поведение. В силу своих личностных особенностей, дети, особенно в напряженные моменты, не помнят, что все происходящее перед ними на экране – «понарошку». Для них герои игры или мультфильма такие же живые, как и люди, окружающие его. Ребенок, будучи наделен способностью отождествлять себя с героями художественных произведений, на какое-то время теряет свое «Я», растворяется в предложенной ему виртуальной реальности точно так же, как это была бы сама жизненная реальность. Поэтому так важно то, что дети видят на экранах мониторов и телевизоров и то, какие чувства у них вызывают представшие перед ними герои.

        Несколько лет назад были проведены исследования направленные на проверку гипотезы о том, что просмотр детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста мультфильмов с элементами мистики, ужасов и чудовищ приводит к нарастанию эмоциональной напряженности, повышению уровня тревожности, появлению агрессивности в поведении.

        Эти исследования показали безусловное влияние на эмоциональную сферу детей мультсериалов и игр агрессивного характера: в рисунках детей сразу появляется агрессия и стремление к эмоциональной защите – большие клыки, огромные заштрихованные глаза, лапы с когтями, шипы. Штрихи рисунков становятся отрывистыми, резкими. Основные цвета – черный, коричневый, красный, редко – синий. Во взаимодействии в группе появляются агрессивные высказывания в адрес друг друга.

        Поэтому нам, ответственным за наше будущее, взрослым нужно, да просто жизненно необходимо помнить о том, что виртуальная реальность для ребенка как сказка. Чувства, испытываемые ребенком при просматривании мультфильмов, в путешествиях по виртуальной реальности превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий. Ребенок ищет в них опору, ориентиры, чтобы начать строить мир в своей душе и одновременно выстраивать себя в мир. Он маленький, слабый, он хочет быть с большинством. Когда же зло в искусстве, предназначенном для детей, тотально, когда оно в большинстве, ребенок испытывает соблазн примкнуть к немую И к подростковому возрасту, вдохновленный уже не мультипликационными, а вполне натуралистическими кинозверствами, может «дозреть» до поступков, демонстрацию чего мы и видим часто в нашей сегодняшней жизни.

        Так что не будем забывать, что Интернет и телевизор не только мощнейший способ подачи информации, но и мощнейший способ манипулирования сознанием, привычками, вкусами и собственным мнением. Безнравственное искусство, поглощаемое людьми в огромных дозах, калечит нравственный мир человека. Но ведь взрослые всё же имеют фильтры, способные защитить их внуренний мир, у детей таких фильтров нет. Так «разве можем мы так легко допустить, чтобы дети слушали и воспринимали душой какие попало мифы, выдуманные кем попало и большей частью противоречащие тем истинам, которые, как мы считаем, должны быть у них, когда они повзрослеют?»(Платон)

Заместитель директора по УВР

ГБОУ №20 Невского района Санкт-Петербурга

Герасимова Наталия Германовна

Используемые источники:

  1. Захаров А.И. «Как преодолеть страхи у детей»
  2. Лалаянц И. «Энергия агрессии»
  3. Packard G. “Don`t let TV destroy our children” TVguide
  4. Федосеев Р. «Жвачка для мозгов» - Mirror Weekly


 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Реально. И актуально! Интересная статья. Вопрос в том, КАК противостоять этому злу?!