Доклад

Куприненко Елена Ивановна

Здоровьесберегающие технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushch.tehnologii.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение здоровьесберегающих

технологий на уроке физической культуры

Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра

в работе учителя физической культуры.

Здоровье - это состояние устойчивого равновесия во всех системах организма, позволяющее человеку плодотворно работать, интересно отдыхать и развиваться как личности.

Конечно, подобное определение не охватывает все особенности жизни человека, но для наших целей вполне приемлемо.

Какие же обстоятельства наносят вред здоровью и провоцируют болезненный стиль поведения?

Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда бывает поздно начинать .

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.

Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики - минутки отдыха для души и тела ребенка.

По мнению специалистов - медиков, 75% всех болезней человека

заложено в детские годы.

Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружиться голова, если твой организм ослаблен болезнями и ленью, если он не умеет противостоять недугам?

Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка».

К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое.

Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.

Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.

Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать - заболеешь! Не будешь тепло одеваться - простудишься! »И т.д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку - не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом - трудно будет достигать успехов в учении »и т.д.

Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. В результате исследования, проведенного в 8 - 11 классах здоровье как жизненная ценность ставиться лишь на девятое место.

Главными проблемами ХХ1 века становятся накаливания отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.

По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат такой активности большой пользы не дает.

Уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Два - три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не могут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые требуют немедленного решения.

Здоровье сберегающие образовательные технологии обучения в школе.

Цель - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Родительские собрания, которые поднимают вопросы физической культуры и спорта и обсуждение проблемы физического развития детей в присутствии учителей физической культуры. Многое может сделать семья, в которой растет ребенок, самое главное - выработать привычку к занятиям физической культурой и спортом. Ошибочно считать, что для этого достаточно уроков физической культуры, потому что они восполняют дефицит двигательной активности только на 11%.

Здоровьесберегающие технологии - это система работы взрослых и детей.

Форма работы:

  • классно - урочная (дети учитель)
  • внеклассная (дети учитель родители)

Уроки физкультуры проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. На уроках физкультуры мы используем различные методы организации урока, планирование урока с применением различных средств и методов.

В процессе обучения, используем дифференцированный подход, учитывая возраст, пол, медицинские показатели, решая этим весь комплекс задач -образовательных, оздоровительных и воспитательных.

Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать - заболеешь! Не будешь тепло одеваться - простудишься! »И т. д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку - не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом - трудно будет достигать успехов в учебе »и т. д.

Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. В результате исследования, проведенного в 8 - 11 классах здоровье как жизненная ценность ставиться лишь на девятое место.

Главными проблемами ХХ1 века становятся накаливания отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.

По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат такой активности большой пользы не дает

Уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Два - три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не могут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Следовательно, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, самого себя и объективно оценить свои проблемы собственного здоровья, которые требуют немедленного решенияЗдоровье сберегающие образовательные технологии обучения в школе.

Цель - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Родительские собрания, которые поднимают вопросы физической культуры и спорта и обсуждение проблемы физического развития детей в присутствии учителей физической культуры. Многое может сделать семья, в которой растет ребенок, самое главное - выработать привычку к занятиям физической культурой и спортом. Ошибочно считать, что для этого достаточно уроков физической культуры, потому что они восполняют дефицит двигательной активности только на 11%.

Здоровье сберегающие технологии - это система работы взрослых и детей.Форма работы:• классно - урочная (дети, учитель)• внеклассная (дети учитель родители)Уроки физкультуры проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. На уроках физкультуры мы используем различные методы организации урока, планирование урока с применением различных средств и методов.

В процессе обучения используем дифференцированный подход, учитывая возраст, пол, медицинские показатели, решая этим весь комплекс задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных.Комплексная программа по физическому воспитанию состоит из следующих разделов:

• легкая атлетика

• спортивные игры (подвижные игры для 1 - 4 классов)

• гимнастика

Техника безопасности на уроках физической культуры.

В зале:

  • спортивная форма (длинная или короткая) в зависимости от температуры или места занятий;
  • чистая обувь, на светлой резиновой подошве;
  • вход в зал, только с разрешения учителя;
  • во время занятий соблюдать дистанцию и интервал (нельзя обгонять,. ставить подножку, толкаться);
  • не жевать на уроке (ж \ резинку, конфеты и т.д.);
  • нельзя пользоваться аппаратурой на уроке (мобильный телефон, МР3, диктофон, фотоаппарат и т.д.);
  • уходить с урока или выходить без разрешения учителя. В случае плохого самочувствия предупреждать учителя заранее;
  • освобожденные слушают учителя и смотрят за уроком.

На улице:

  • одежда теплая (по погоде);
  • не уходить с места занятий без разрешения учителя;
  • не мешать одноклассникам;
  • не заниматься на снарядах без разрешения учителя;
  • не бежать навстречу во время выполнения задания (прыжков, метания, бега и т.д.);
  • не стоять и не идти в зоне броска спортивного снаряда, не ловить метательные предметы (мячи, гранаты и т.д.);
  • в случае травмы подойти к учителю или попросить кого-то, чтобы он сам к вам подошел;

На уроках гимнастики:

  • не заниматься на снарядах без учителя и страховки
  • не выполнять упражнения без разминки
  • соблюдать последовательность выполнения упражнения
  • сложные упражнения выполнять со страховкой или помощью (учителя или одноклассников)
  • не отпускать руки на снарядах
  • выполнять упражнения строго по команде.

во время спортивных игр:

  • не кидать мяч в голову (лицо), не бить мячу ногами с силой (по людям)
  • бережно относиться к спортивному инвентарю
  • не выражаться нецензурными словами
  • нельзя брать мяч без разрешения учителя, и когда учителя в зале.

Специфика уроков физической культуры - многократное повторение, отработка двигательного навыка. Удерживать внимание и интерес ребят помогает разнообразие упражнений, вовлечение учеников в работу.

Так общеразвивающие упражнения дети выполняют стоя рядом с учителем, показывая их классу. Начиная с 1-го класса, с постепенным усложнением, учащиеся проводят разминку на уроках.

А в дни самоуправления учащиеся 11-х классов учащиеся принимают участие в школьной жизни, от роли директора до рядового работника, заранее распределяют роли, готовят конспекты и должностные обязанности. Проводят уроки физкультуры в младших классах самостоятельно.

Для развития устойчивого желания заниматься физкультурой и спортом, учитель вводит понятие «личный рекорд», (сравниваются результаты прошлых лет), рекорд школы заносится в тетрадь «летопись рекордов», на стенд спортивных достижений школы, поощряются спортивными призами и грамотами.

Оздоровительные двигательные минутки на уроке:

Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Подготовка к проведению физкультминуток на уроках общеобразовательного цикла, начинается на уроках физкультуры. Учитель физкультуры помогает учащимся в подборе упражнений, помогает в умении проведения этих упражнений в классе. Учитель физкультуры дает рекомендации учителям предметникам в проведении физкультминуток на уроках.

Для того, чтобы помочь ребенку сохранить его физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего совершенно невероятного.

Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Оздоровительные минутки - это только часть системы использования здоровье сберегающих технологий в школе. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо - эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле.

Для проведения оздоровительных минуток можно использовать различные предметы и подручные средства, которые позволяют сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книга, карандаш, газета .

Упражнения, которые можно использовать для двигательных оздоровительных разминок, необходимо делать сюжетными, давать им название. Это способствует интересу учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность учащихся, их интерес к окружающей жизни.

Оздоровительные минутки на уроке способствуют не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья. Ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры.

О каких принципах здоровьесберегающих технологий мы должны помнить?

Принцип 1 Не навреди!допускать учеников к состоянию переутомления.

Принцип 2 Приоритет действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

  • Проводится мониторинг здоровья учащихся-физического, психологического, духовно-нравственного

Принцип 3.Триединое представление о здоровье.

  • Не забывайте, что здоровье - это единство физического, психического и духовно-нравственного благополучия

Принцип 4 Непрерывность и преемственность.

  • Здоровье сберегающие работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке. Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.
  • Преподавание с учетом меж предметных связей

Принцип 5 Субъективносубъектное взаимоотношение с учениками.

  • Индивидуальный подход к каждому.
  • Педагог - всегда пример.
  • Вопросы здоровья обязательно рассматриваются на разных предметах (будь то русский язык или математика).
  • У учащихся воспитана ответственность за свое здоровье

Принцип 6 Соответствие сознания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

  • Объем учебной нагрузки, уровень сложности изучаемого материала должны соответствовать индивидуальным возможностям учащихся.
  • Между педагогами, психологами, медицинскими работниками должно быть согласованное взаимодействие. Организация профилактических мероприятий, сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися.
  • Отдавать предпочтение положительным подкреплением (воздействий), стараясь избегать негативные (то есть запрета). Создавать комфортные условия для обучения, чтобы все уроки, внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на его здоровье.
  • Активные методы обучения приносят гораздо лучшие результаты. Следить за организацией правильного питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении

Пока ребенок растет, формируется, педагоги, врачи, психологи, родители - все, от кого это зависит, должны содействовать наиболее полному раскрытию задатков ребенка, готовить его к будущей непростой жизни и формировать осознанное отношение к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни . Следуя этим принципам, мы обязательно добьемся поставленных целей и сумеем развить здоровье сберегающие навыки учащихся.

Здоровье каждого человека, и ребенка в том числе, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов. Так давайте же учить и учиться помогать нашему организму быть здоровым.