МИССИЯ УЧИТЕЛЯ

Иванова Александра Петровна

МИССИЯ УЧИТЕЛЯ

«Учитель прикасается к вечности.

Никто не может сказать, где

кончается его влияние».
 
                       Генри Адамс.

Я часто вспоминаю рассказы мамы о ее первой учительнице Нине Степановне.

В суровые 1950-е годы, когда страна только восстанавливалась после страшной войны, деревня жила в бедности, даже нищете. Полки в магазине были пусты. Дети радовались куску сахара, купленному отцом на заработанные в бору деньги. Не было нарядов, не было дорогих развлечений. Но жили радостью, что все плохое осталось позади. Мечта о лучшем времени жила в каждом человеке. И путеводной звездой, помогающей мечтать, был, конечно, учитель в школе.

         Советский Учитель. Это имя собственное, настолько понятно каждому, что подразумевалось под этим понятием. Нина Степановна была яркой свечой для деревенских жителей. Умная, обладавшая широким кругозором, она, казалось бы, знала все на свете и могла помочь каждому. Написать письмо, обратиться с жалобой в облисполком, организовать ремонт школьного здания. При ее появлении люди смолкали, подтягивали животы, выпрямляли спины. Она сама образец достоинства и безупречной внешности. В то бедное время одета была очень аккуратно и  строго. Спину держала прямо. Девочки старших классов копировали ее легкую походку и улыбку, ласковую и приветливую для всех.

         А как она говорила! Звучный, мелодичный голос уводил от окружающей обыденности в волшебную страну. Ее рассказы о жарких странах, о необычных животных, о традициях людей будили самое главное, что было у детей: ВООБРАЖЕНИЕ. Она призывала построить мир мечты, где жить все будут весело, дружно, трудясь на благо родной страны. Там не будет войн, не будет зависти и злости.

         Советский Учитель. Это образец морали. Нельзя позволить себе мелочности, обиды, грубых слов. Совершенно невозможно представить себе Учителя, совершившего подлость и пойманного на аморальном поведении. Если не мы, то кто же? Кто будет показывать детям своим примером, как жить, чтобы стать не только успешным, но и человечным, добрым, честным? До сих пор живет в деревне это безусловное уважение Учителя. Это я почувствовала на себе, когда пять лет проработала в селе. Бойкие доярки и грубые на словах механизаторы замолкали, уважительно здоровались, часто спрашивали советов. Я учила их детей и внуков. Видимо, учила не только книжным знаниям, но и более важному, нужному: быть честным, трудолюбивым, воспитанным. Не словами, но свои примером, самой своей жизнью. Люди доверили мне самую главную ценность, что у них была: своих детей, их мысли, мечты, их будущее.

         Мое юношество выпало на лихие, как говорят теперь, 1990-е годы. Катастрофа была не только в рухнувшей политической системе. Главная беда была в рухнувшем душевном мире. Во что верить, если то, что строили годами, кровью и потом, оказалось разрушенным, брошенным, разворованном.

         В каких же условиях формировалось наше мировоззрение? Опустели книжные полки в квартирах, появились дорогие музыкальные центры, ковры и хрусталь. На первое место вышло такое качество, как предприимчивость, пусть ценой бесчестных поступков. И успокаивали себя: «Я не один такой, все воруют. Жить же надо». Я убеждена была тогда и убеждена сейчас, что обстоятельства не могут сломать человека. Надо искать другой выход. Моя же мама брала подработки, шила на дому одежду на заказ, делала стрижки.

 Человек способен преодолеть все трудности, высоко держа голову. Надо только показать это на личном примере. А кто главный путеводитель в нашей жизни, а особенно для молодежи? Конечно же, учитель. Наш классный руководитель организовывал помощь для пенсионеров. Мы собирали одежду и покупали тетрадки для малоимущих. Делалось все анонимно, чтобы никого не обидеть такой помощью.

Прошли годы, и вот я- сама учитель. И уже не двадцатилетняя девчонка, а педагог с восьмилетним стажем. Я работаю с новым поколением детей, воспитанниками технической революции, «рожденными с мобильным телефоном в руках». Что это за дети? В одной публицистической статье мне попалось высказывание педагога школы Васильевой Н.А: «Поколение романтиков-социалистов вырастило поколение психопатов 90-х годов, а те, в свою очередь- дезориентированное поколение потребителей».Как же меня возмутило такое отношение к нашему будущему! Я, общаясь каждый день с этими детьми, говорю со всей ответственностью: какие же они умные, живые, любознательные! Да, у них гибкий живой ум, не скованный вбитыми в голову догмами. Они всегда ищут необычный подход к любой проблеме, новые способы решения. Иногда они просто поражают меня оригинальностью своего мышления.

Пытливый ум не ждет готовых знаний, а требует исследовать мир и опытным путем получать знания о мире. На уроках проблемно-поискового характера я радуюсь тому, как активно дети включаются в работу, как старательно проводят исследование, подбираютграмотную аргументацию, чтобы убедить оппонентов. Я испытываю ощущение полета от таких уроков!

К сожалению, переход от традиционного изучения материала к организации учебной деятельности происходит достаточно медленно. Методические пособия построены на формальном программном материале, хорошо, если предлагается дифференциация заданий по уровню подготовленности детей. Мне не встречались разработки уроков-исследований, сборники проблемных задач, нестандартных подходов к мотивированию учащихся. Мне приходится идти наощупь, опытным путем.

Знаю важность данной работы. Ведь мне нужно воспитать не Конселя, слугу доктора Пьера Аронаксаиз романа Ж Верна «Двадцать тысяч лье под водой», который обладал энциклопедическими знаниями, но не умел поймать рыбу и прокормить себя. Моя задача выше: воспитать активную, деятельную, мобильную личность. Мне выпало большое счастье и ответственность- воспитывать будущее страны.

Обновление жизни начинается в школе. И миссия учителя – быть горящим факелом, вечным двигателем, генератором идей. Быть искренним, неравнодушным. Учить детей быть гуманными, честными. Дети- максималисты, им нужен идеал для подражания. И если они восхищаются Гарри Поттером как личностью, рассказать им об Алексее Маресьеве, прочитать им «Повесть о настоящемчеловеке» Б. Полевого.

Учитель прикасается к вечности. Никто не может сказать, где кончается его влияние.

Учитель, помни: ты в ответе!

В твоих словах и жизнь, и смерть,

Кто вырастет на белом свете,

Замрет душа иль будет петь.

Когда в суждении готовом

С ребенком станешь говорить,

Остерегайся, чтобы словом

Мечту как пулей не сразить.