«Вредным привычкам скажем: «Нет!».

Мулява Нина Борисовна

Цель: воспитание ценностного отношения к собственному здоровью, борьба с негативными явлениями в подростковой и молодежной среде.

Задачи:

  1. Раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека
  2. Помочь осознать масштабы вредных привычек для здоровья человека
  3. Способствовать развитию умения выступать перед аудиторией и взаимодействовать с другими участниками.

Предварительная подготовка:

  1. Задание учащимся: подобрать материал о проблеме вредных привычек
  2. Анкетирование учащихся, родителей
  3. Конкурс рисунков, плакатов, листовок.
  4. Подбор музыки, изготовление оформления.

Звучит музыка «Земля прекрасна» – муз. и сл. Н. Юрловой. (выходят участники).

Учитель: Здравствуйте! Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам: «Здравствуйте!», а это значит, что я всем вам желаю доброго здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему люди  желают друг другу прежде всего именно здоровья?

Наверное потому, что для человека самая главная ценность – это здоровье! Не случайно народная мудрость гласит: «Здоровье за деньги не купишь!»

– А вы с этим согласны?

(Не знаем! Может быть! Согласны!)

– Но все, что нас окружает, часто тоже бывает причиной плохого здоровья. Наша экология, порой больно бьет по здоровью человека. А нам всем хочется, чтобы, как в сказке, и дуб зеленый был, и синее море, и белые лебеди радовали нас своей красотой. Но увы! Сегодня и деревья чахнут, и синее море покрывается огромными мазутными пятнами, и птичий грипп гуляет по планете, и белые лебеди с трудом ищут себе чистые пруды, а о человеке и говорить не приходится!

1-й:

Вы правы! 21 век начал свой разбег
И кислотным стал уж давно человек!

2-й: – Чистой нету воды, натуральной еды!

3-й: – Мяса нет в колбасе, аспирина в упсе!

4-й:

Ножки Буша съел – сразу позеленел,
А кусочком «Дуры» – шею мыл до дыры!

5-й: – В атмосфере – жара, на экране – мура!

6-й: – на уроках – облом!

Все: Депрессивный синдром!

Учитель: – Значит, здоровье – это не просто отсутствие болезней – это состояние физического, психического и социального благополучия человека. Главные факторы здоровья – движение, закаливание, питание, режим. «Что же делать?», « Как же быть?», «Как здоровье сохранить?» Но, к сожалению, есть факторы, которые ухудшают наше здоровье.

В класс входит группа ребят, играющих роли «вред­ных привычек». На каждом из них фрагмент костю­ма или табличка с надписью.

Учитель: Ой, кто вы такие? Как вы здесь оказались?

Ленивка: Кто мы? Да мы дружные ребята, правда, немно­го ленивые, но всегда ходим друг за другом. Вообще-то, мы прогуливались по коридору и подслушали, что вы вспо­минаете нас. Вот и заглянули к вам. Что, пустите?

Учитель: Впустим, но только на этот классный час. (Об­ращаясь к ученикам) Ребята, давайте послушаем этих странных гостей и постараемся доказать им, что в на­шем классном коллективе им не место.

Ленивка: Как не место? Да я почти с каждым из вас утром рано просыпаюсь, отговариваю мыть по утрам уши, чистить зубы, приводить в порядок свои вещи. А убираете свою комнату или выполняете поручение ро­дителей вы разве не со мной? Это я вас учу долго ле­жать в кровати или на диване около телевизора, вместо прогулок на свежем воздухе и занятий физкультурой. Это от меня вы учитесь ходить неряшливо и неопрятно, ведь это круто

Сладкоежка: А я тоже ваша любимая подружка! Именно со мной вы не соблюдаете режим питания, много едите сладкого, увлекаетесь пирожным. Ведь это я вас учу питаться всухомятку, клянчить у родителей конфетки, шоколадки и всякие жвачки.

Привычечка: А я вроде бы и не заметная, но постоянно сижу в ваших карманах. Ага, вспомнили. Это я вам под­сказываю, когда надо полезть пальцем в нос, когда руч­ку пососать, когда на стенках пописать или школьный стол поцарапать. Да как вы без меня обойдетесь, если не будете через каждое слово говорить: «Короче»,  «Блин» ?

 Учитель: Ну, теперь нам совсем понятно, кто вы такие. Мы предоставим вам места у входа в класс, потому что в класс мы вас все-таки не пустим.

(«Гости» присажива­ются на стульях у двери.)

Учитель: Ребята, наверное, кому-то из вас стало стыд­но? Неужели вот эти вредные привычки могут с вами дружить? О каких подростковых пороках они поведали нам? (Возможные рассуждения ребят.)

 Учитель: А теперь, нежданные гости, мы хотим дока­зать вам, что вам нет места в нашем дружном коллекти­ве семиклассников. Ребята, я постараюсь охарактеризо­вать эти вредные привычки подростков, а вы дополните меня. Договорились?

Итак, ты, Ленивка. Именно обычная лень приводит к следующим последствиям:

•  Отсутствию потребности в ежедневном утреннем ту­алете: чистке зубов, протиранию влажным поло­тенцем, закаливанию подросткового организма.

•  Отсутствию потребности в ежедневной чистке сво­ей верхней одежды и обуви, принятию прохладно­го душа.

•  Нежеланию быстро и в срок исполнять поручения родителей или старших членов семьи.

Неисполнению в срок домашних заданий, надеясь «авось завтра на уроке меня не спросят» или «если надо будет, спишу задание у товарищей».

• Бесцельному проведению свободного времени у телевизора, компьютера, вместо занятий физическими упражнениями, по­сещения спортивных секций, библиотек, •Поиску «приключений», и, как следствие, к бро­дяжничеству.

Ребята, дополните меня, к чему еще может привести обыкновенная человеческая лень, особенно в подростко­вом возрасте?

(Возможные рассуждения ребят.)

Учитель: А теперь ты, Сладкоежка. Несоблюдение правильного режима питания в подростковом возрасте может привести:

  • к нарушению обмена веществ в организме, что, в свою очередь, может привести к потере аппетита;
  • к излишнему весу и, как следствие, к неуклюжес­ти, нерасторопности, пассивности, одышке, безраз­личию;
  • к заболеванию зубов, излишнему выделению слю­ны и употреблению жидкости. Ребята, дополните меня, к чему еще может привести излишнее употребление сладостей и несоблюдение режи­ма питания? (Возможные рассуждения учеников.)

Учитель: Очередь дошла и до тебя, Привычечка. Имен­но в тебе собрались все мелкие привычки подростков. Именно они, на первый взгляд безобидные, приводят к появлению страшных пороков человечества — алкого­лизму, курении и преступности. Многие подростки, стремясь быть похожими на старшеклассников или ге­роев кинобоевиков, желая почувствовать себя независи­мыми, самостоятельными и взрослыми, незаметно для себя привыкают употреблять в своей речи слова-парази­ты  или нецен­зурную брань. Не задумываясь о последствиях, некото­рые подростки исписывают стены домов, портят мебель и школьное имущество, мусорят, без повода пристают к слабым ребятам. Да, да! Именно от самого незначитель­ного противоправного поступка, не замеченного старши­ми или работниками милиции, вырабатывается чувство безнаказанности, вседозволенности, перерастающее в при­вычку совершать хулиганские поступки. Незначительные привычки могут привести к право­нарушениям. Ребята, предложите меры борьбы с этими вредными привычками. Как уберечь себя от вредных привычек?

(Возможные рассуждения учеников.)

 Учитель: Думаю, теперь вам понятно, наши нежелан­ные гости, что вам в нашем коллективе не место? Привычечка: Я убедилась, что все эти незначительные привычки не по мне. Прошу вас вновь превратить меня в обычного семиклассника.

Сладкоежка: Думаю, что после такого разговора и я буду стремиться выработать в себе только одни хорошие при­вычки: соблюдать режим дня и правильный режим пи­тания.

Ленивка: Даю честное слово, что с сегодняшнего дня буду регулярно бороться с ленью и стремиться не совершать необдуманных поступков.

Учитель: Ребята, думаю, что пришло время наших не­жданных гостей превратить вновь в обыкновенных семиклассников. Внимание! Превращения начинаются.

Заклинаем! Раз, два, три —

Прочь, привычка, уходи!

 Превращаем вас опять

В добросовестных  ребят!

Ленивка, Сладкоежка и Привычечка срывают с себя таблички (элементы костюмов) и «превращаются» в учеников.

Учитель: Мы рады, что превращения удались, и теперь мы сможем продолжить разговор уже более серьезно.

Ребята, мы убедились, что незначительные привыч­ки, на которые вы порой не обращаете внимания, могут не только серьезно повлиять на здоровье человека, но и привести его на путь правонарушений или преступлений.

Демонстрируется сценка: на уроке обществознания.

Ученик 1(читает в учебнике обществознания): Любое деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы права, называется правонарушением.

Ученица 2: Оно всегда опасно для общества

Ученица 3:Наиболее распространенные правонарушения, совершаемые учащимися нашей школы: курение, , нецензурная брань, кража сотовых телефонов, порча школьного имущества, грубость, нарушение дисциплины.

Ученик 4: Неужели среди правонарушителей есть учащиеся нашего класса? (обращается к классу,  ему отвечают: «Есть») Не могу поверить! Ребята наверное не знают, что это опасно!

Ученик 1: Давайте, скорее, познакомим их с информацией о последствиях правонарушений!

 Жизнь без сигарет — это реально?

Учитель: В век информационных и космических техно­логий человечество хочет чувствовать себя независимым от окружающего мира. Огромное количество людей на всей планете стремится через употребление никотина, алкоголя, допинга и наркотиков почувствовать себя сво­бодным, «современным» и независимым.

Одними из самых страшных вредных привычек в современном мире является курение, подростковый алко­голизм и наркомания. Повсюду пишут, что по подростковому курению Россия занимает чуть ли не первое место в мире. По данным, в возрасте 15—19 лет у нас курит около 40 % мальчиков и 7 % девочек.

Курение и ваше здоровье.

Даже ребенок знает о том, что курить вредно. В детском организме даже от двух-трех выкуренных сигарет формируются необратимые процессы, влияющие на рост и формирование детского организма.

Презентация (Почему подростки курят)

 (Ребята дополняют учителя различными фактами или рассуждениями.!

. Ус­тановили, что люди, начавшие курить до 15-летнего воз­раста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет.

• Курение и запах.

Курильщика всегда сопровождает специфический запах. И здесь никакие жевательные резинки не помогут. Запах от сигарет на несколько часов остается в волосах человека. А подобный запах не всем приятен. Запах от табака не пройдет, пока вы не бросите курить.

 (Ребята дополняют  учителя различными фактами или рассуждениями.)

Курилка.
Он, выпуская дым пахучий,
Себе солидность придает.
А запах от него вонючий,
Но он того не признает.
Твой дым, курилка, неприятен,
Я не боюсь тебе сказать!
Опомнись! Ты же одурачен,
Невинных можешь наказать!
И чтоб не ждал тебя могильщик
И чтоб не звали дураком,                                     

Одумайся быстрей, курильщик,
И кончи дружбу с табаком!
 

Ведущий: Во все времена люди заботились о своем здоровье, боролись с вредными привычками. Об этом ярко свидетельствуют дошедшие до нас легенды о великих людях древности. Давайте послушаем их.

1-й ученик: Однажды Пифагор услышал, как красиво одетый человек сквернословит. Философ сказал ему:

– Или говори речи, соответствующие твоей одежде, или оденься соответственно твоим речам.

2-й ученик: Как то за ужином Диогену предложили кубок дорогого вина. Он тут же вылил его на пол. Возмущенные гости принялись бранить философа.

Диоген сказал:

– Если бы я выпил это вино, оно все равно не досталось бы вам, а меня превратило бы на время в скота. А теперь оно все равно не досталось вам, но и мне не причинило вреда.

3-й ученик: Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи (Абу ль Фарадж).

4-й ученик: Как то Тимофей покинул в самом разгаре пышную трапезу и отправился в Академию Платона. Вернувшись домой, он сказал:

– У Платона угощение скромное, зато духовная пища прекрасна, его гости на следующий день чувствуют себя превосходно. У вас все наоборот: не в меру объедаются, зато обмениваются глупыми мыслями, а на следующий день страдают от вчерашнего обжорства.

5-й ученик: Еще Л. Н. Толстой писал, что человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, которые с новой верной стороны освещают для него все явления жизни.

Ведущий: Вредные привычки вредны для здоровья. Давайте посмотрим еще одну сценку и подумаем о том, что такое курение и насколько оно опасно для нашего здоровья.

Сценка о встрече двух друзей

– Привет, Мишка! Я тут недавно такое слышал!!! Узнаешь – упадешь!!!

– Салют, Пашка! Ерунда всё! Мои новости в сто раз интереснее.

– Нет, ты сначала послушай! Представляешь, оказывается, чем больше людей курит, тем больше болезней прибавляется в мире.

– Это само собой, ведь в табаке содержится 1200 вредных веществ.

– Да?!! Тогда понятно, почему агрономы используют смесь с никотином, чтобы опрыскивать растения от всяких вредителей.

– Серьезно? Теперь, прежде чем есть овощи и фрукты, придётся их хорошо мыть.

– А ты что, раньше не мыл?

– Да всякое было. Есть то хочется. А еще я слышал, что курящие тинэйджеры в 15 раз чаще, чем некурящие, начинают впадать в панику безо всякой причины.

– Естественно, к тому же хуже слышат, мало запоминают и вообще тормозят капитально.

– Да. А если вспомнить, что при этом происходит с легкими, кожей, зубами…

– Стоп, не говори. (Обращается к одноклассникам.) Может, кто сам знает или догадывается? Кто хочет ответить?

Презентация о курении

Учитель: « Похититель рассудка»- так именуют алкоголь с давних времён. Больше всего алкоголя поглощает ткань головного мозга. Человек, употребляющий спиртные напитки, не может точно и быстро мыслить, становится невнимательным. У него снижается скорость двигательной реакции, ухудшается точность движений, учащается пульс и дыхание. В состоянии опьянения человек теряет контроль над собой, ведёт себя развязно, способен совершить правонарушение и преступления. Среди причин смертности людей, алкоголизм и связанные с ним болезни, занимают 3 место вслед за сердечно- сосудистыми и онкологическими заболеваниями. Ежегодно погибает по этой причине 3,5 млн. человек.

Учитель: Ребята! Вы скоро станете взрослыми и замените своих родителей у станка, встанете у руля правления

       страной, будете обучать детей, защищать часть страны в спортивных состязаниях, издавать законы. А для этого надо     быть физически и духовно здоровыми. А если здоровы дети, то будет здоровой и страна. Что же для этого

надо сделать? (Беседа с учащимися.)

.

Эксперимент 2. Нередко мы слышим, что водка помогает пищеварению и усвоению еды. Так ли это? Давайте проверим. Возьмем немного хлеба, колбасы, сыра и поместим в три пробирки, куда добавим воду. Продукты размокают, растворяются и переходят в раствор.

А в три другие пробирки прильем спирт. Продукты не растворяются, не размокают, как бы консервируются. Какой вывод можно сделать?

Учащиеся: Спирт и вода не способствуют перевариванию и усвоению питательных веществ.

Эксперимент 3. Как влияют вода и спирт на состояние мозга человека? Возьмем пробирку и прильем яичный белок, затем нальем воду. Белок хорошо растворяется в воде. Теперь добавим спирт. Белок свернулся, и клетки погибли. Какой вывод можно сделать по опыту?

Учащиеся: Алкоголь убивает и разрушает мозг. Поэтому про пьяниц говорят, что «они пропили свой ум». Водка губит мозг, лишает человека возможности говорить, ходить, думать, чувствовать, мозг высыхает.

 

 

 90% умственно отсталых детей – это дети алкоголиков;

 

в пьющих семьях 45% детей недоразвитые и больные;

 

в пьющих семьях мертворожденные дети появляются чаще, детская смертность в 3 раза выше;

 

одна рюмка водки снижает работоспособность на 30%;

 

в состоянии опьянения совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений.

 

И самое ужасное, что алкоголь требует себе в жертву не только взрослых людей, но и их будущее потомство.

Презентация

      Анаграмма. – Слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова. Необходимо сложить слова, обозначающие последствия воздействия алкоголя на организм человека.

ФАРКТИН (инфаркт), ДЫОКША (одышка), РИЦЗОР (цирроз), ЯРНАЯН МРЕСТЬ (ранняя смерть).

Частушки.

Учитель: Как видите, ребята, влияние вредных привычек только наносит человеку вред – вред его здоровью, силам и положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может легко попасть в беду. Человек сам определяет свою судьбу, и я вам советую уже сегодня задуматься “А стоит ли курение, пьянство того, чтобы я сломал свою жизнь?”

Обсудите этот вопрос со своими друзьями, родителями дома в спокойной обстановке, больше читайте литературы о вреде этих привычек и постарайтесь к ним не привыкать. За свои поступки человек отвечает не только перед близкими, но и перед обществом, перед законом. В конце концов человек оказывается перед выбором: вредные привычки или жизнь?

   Ребята, помните, что здоровье – бесценный дар, который преподносит нам природа. Знаете ли вы, что 10% здоровья заложено в нас генетически, еще 5% дает медицина, а 85% зависит от нас самих, от нашего образа жизни. Поэтому без здоровья очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. И часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть очень и очень трудно. Лучше быть активным и здоровым, чем пассивным и больным. Лучше идти по жизни со светлой улыбкой, чем с гримасой боли. Навыки здорового образа жизни столь необходимы, как воздух, вода и пища! 

 

Призывы- обращения.

Песня « Дорогая добра» (муз. М.Минькова, сл. Ю. Энтина)