Профессиональное самоопределение в политехнической школе

Исходя из необходимости совершенствования политехнической подготовки и профессиональной ориентации учащихся в условиях научно-технического прогресса и недостаточной разработанности прикладных вопросов изучения научных основ механизации производства для проведения профориентационной работы, нами была выбрана данная тема для усиления практической направленности обучения, политехнической подготовки и профессиональной ориентации учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_professionalnoe_samoopredelenie.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-технический и социальный прогресс в нашей стране предусматривает повышение уровня общеобразовательной, политехнической и трудовой подготовки, а также профессиональной ориентации учащихся, предъявляет высокие требования, в частности к политехнической подготовке молодежи. Это обусловлено задачами воспитания всесторонне развитой личности и подготовки ее к труду в сфере современной техники.
Особое место в системе профориентационной работы в школе занимают вопросы, связанные с организацией и проведением профессиональной ориентации в процессе изучения отдельных предметов. И особенно актуально это по отношению к физике как науке, имеющей самую непосредственную связь с техникой и производством.

В исследование различных аспектов проблемы политехнического образования и профессиональной ориентации учащихся большой вклад внесли Аверичев Ю.П., Атутов П.Р., Батышев С.Я., Васильев Ю.К., Зубов В.Г., Скаткин М.К., Эпштейн Д.А. и др. В их трудах раскрыты различные подходы к теории и практике политехнического образования, подвергнуто анализу содержание школьных учебных дисциплин естественно-математического цикла, обоснованы возможные пути и средства обогащения учащихся политехническими знаниями в процессе обучения, определен объем политехнических знаний и умений, которыми должны овладеть выпускники школ.

Практические пути реализации задач политехнического обучения в процессе преподавания физики нашли отражение в работах К.В.Азибаевой, Н.С.Антроповой, А.Т.Глазунова, А.С.Еноховича, Ф.И.Кочурова, М.Я.Куприна, Б.М.Мирзахмедова, И.И.Нурминского, А.А.Пинского, В.Г.Разумовского, В.В.Усанова, Л.С.Хижняковой, С.Я.Шамаша,Э.Е.Эвенчик и др.

Вопросам ориентации на сельские профессии и ознакомления школьников с элементами сельскохозяйственного производства в процессе изучения курса физики в школе посвящены исследования М.А.Бакиевой, В.С.Душгрова, А.В.Додосовой, Р.Г.Исьянова, Ф.И.Кочурова, A.С.Маркова, Б.А.Мирзахмедова, Н.А.Пятковской, А.Н.Ростонцева, B.Н.Сабитова, А.Хусанова, Б.Хусанова и др.

Ориентация учащихся на массовые рабочие профессии в процессе обучения физике в школе рассмотрены в диссертационных работах Н.Сариева и В.Г.Аликперова. В первой исследована ориентация учащихся на массовые рабочие профессии в связи с комплексной механизацией хлопководства, во второй - разрабатывается методика профессиональной ориентации для основных форм обучения физике, предусматривающая теоретическое и практическое ознакомление учащихся с нефтяной промышленностью; в частности, материалы, дополняющие основной курс физики, программа факультативного курса, программы для кружковых занятий  по физике.

Однако в исследованиях, посвященных профессиональной ориентации учащихся в процессе обучения физике, решение этой проблемы не связывается с производительным трудом, с трудовым обучением и воспитанием школьников.

Исходя из необходимости совершенствования политехнической подготовки и профессиональной ориентации учащихся в условиях научно-технического прогресса и недостаточной разработанности прикладных вопросов изучения научных основ механизации производства для проведения профориентационной работы, нами была выбрана данная тема для усиления практической направленности обучения, политехнической подготовки и профессиональной ориентации учащихся.

  1. научность и новизна представленной программы инновационной деятельности;

        Каждое новое поколение наследует мир, грандиозно отличающийся от мира предыдущего поколения.

В настоящее время в России делается ставка на инновационное развитие страны, реализацию человеческого потенциала, умение людей постоянно улучшать технологию промышленного производства для повышения экономических результатов. Осуществление этих аспектов позволит улучшить жизнь общества в целом, что является, пожалуй, главной целью страны на сегодняшний день. В России начался этап создания особых экономических зон промышленно-производственного и технико-внедренческого типа, реализация крупных инвестиционных проектов в сфере науки и образования.

А благодаря тому, что школа всегда занята формированием нового поколения образованных людей, она все время толкает время вперед. Как итог, политехническая школа создаёт наше будущее.

     В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.  Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сферах, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Чтобы сформировать выпускника, компетентного во всех значимых сферах профессионального образования и собственной жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие познавательную, коммуникативную и личностную активность обучающихся. Одним из перспективных направлений для решения этой проблемы является осуществление компетентностного подхода в обучении.

     Компетенции, которыми должен обладать выпускник, можно разделить на предметно-информационные и ценностно-ориентационные. Показателем сформированности выделенных компетенций являются следующие качества личности:

  • духовность, гуманистическаянаправленность, толерантность;
  • мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору;
  • коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать;
  • креативность, созидательность и конструктивность мышления.

     Таким образом, функционирование и развитие политехнической школы направлено на построение открытого образовательного пространства, способствующего формированию творческой личности, владеющей ключевыми компетенциями, необходимыми для успешной самореализации в условиях современного общества, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной деятельности.

     Другой важной задачей является повышение воспитательного потенциала обучения, эффективность воспитания. Для ее решения необходимо активизировать внеурочную деятельность, предоставить школьникам реальные возможности для участия в общественных и творческих объединениях дополнительного образования. Понимая важность решения поставленных государством задач, коллектив школы осознает необходимость осуществления системных изменений в организации образовательного процесса.

     Выстраивая модель выпускника на каждой ступени образования, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. Следовательно, предлагаемая модель – это не конечный результат, не итог развития личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.

Модель выпускника политехнической школы

Любит свой край и свою Родину, уважает свой народ, его культуру и духовные традиции;

Осознает и принимает традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознает свою сопричастность к судьбе Отечества;

Креативен и критически мыслит, активно и целенаправленно познает мир, осознает ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивирован на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

Владеет основами научных методов познания окружающего мира, мотивирован на творчество и современную инновационную деятельность;

Готов к учебному сотрудничеству, способен осуществлять исследовательскую проектную и информационную деятельность;

Осознает себя личностью, социально активен, уважает закон и правопорядок, выполняет свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством;

Уважает мнение других людей, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

Осознанно выполняет и пропагандирует правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

Подготовлен к осознанному выбору профессии, понимает значение профессиональной деятельности для человека и общества, её нравственные основы.