Региональный семинар «Индивидуализация как приоритет государственной политики в сфере образования и показатель качества деятельности современной образовательной организации»
28 октября 2015 года в МБОУ СОШ № 37 города Волжского Волгоградской области состоялся региональный семинар «Индивидуализация как приоритет государственной политики в сфере образования и показатель качества деятельности современной образовательной организации». Данное мероприятие проходило в рамках деятельности НИО «Центр развития тьюторских практик» ГОУ ДПО « Волгоградская государственная академия последипломного образования» при поддержке кафедры воспитания и дополнительного образования в лице профессора Ястребовой Г.А., зав кафедрой, Ястребова В.В., директора центра. Почетными гостями семинара были к.п.н. Богачинская Ю.С., к.п.н Цветкова Г.В.
Участники семинара обсудили возможности обновления содержания образования, использование практик индивидуализации при введении ФГОС начального общего образования и основного общего образования, ресурсы тьюторского сопровождения на разных ступенях обучения в средней школе, отражающие специфику индивидуализации, представили опыт работы с электронным образовательным комплексом- моделью современной образовательной среды в начальной школе. В ходе пленарного заседания выступил научный консультант школы кандидат педагогических наук Байбаков А.М. В практической части семинара в формате десяти мастер - класcов состоялась презентация практик индивидуализации образования и тьюторского сопровождения, педагоги школы представили используемые открытые образовательные технологии в практике индивидуализации при введении ФГОС ООО. В фокусе внимания была проблема организации деятельности классного руководителя в контексте профессионального стандарта педагога через тьюторское сопровождение личности на уроках и во внеурочной деятельности, а также исследовалась профессиональная компетентность педагогов в условиях модернизации и инновационного развития образовательных систем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…ближайшей задачей образования должно являться стремление пробудить в ученике его личное самосознание … заставить его критически отнестись к своим мыслям …» Князь Николай Жевахов ( начало ХХ века) .
Цели: 1.Формирование логического мышления во внеурочной деятельности на основе применения приемов технологии «Развитие критического мышления» (ТРКМ) 2.Формирование умения ориентироваться в различных источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию
Задачи: Сформировать у обучающихся универсальные учебные навыки, как необходимые компоненты подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве Создать условия для эффективного использования приемов технологии ТРКМ для развития творческого потенциала школьников
Индивидуализация обучения – это организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями обучающихся
В соответствии с ФГОС второго поколения именно личностный подход к образованию учитывает возможности и способности ученика. У обучающегося формируется четкая направленность на самореализацию. С понятием личностно- ориентированного обучения тесно связана технология развития критического мышления
Критическое мышление – это Способность анализировать информацию с позиции логики и личностно -психологического подхода к стандартным и нестандартным ситуациям. Это способность ставить вопросы , вырабатывать аргументы , принимать решения
Что нового несет технология критического мышления ? Элемент новизны- это методические приемы работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, раскрытия его творческого потенциала
Признаки критического мышления : - Формируется позитивный опыт - Формирование самостоятельного, ответственного мышления. - Аргументированное мышление (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения). - Многогранное мышление (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон). - Индивидуальное мышление (формирует личностную культуру работы с информацией). - Социальное мышление (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия- дискуссия)
Основная идея создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире
Такая структура, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить.
Вызов: УЧИТЕЛЬ · Провоцирует ученика · Задает вопросы · Создает ситуацию актуализации опыта ученика · Формирует мотивацию ученика УЧЕНИК · Отвечает на провокацию · Вспоминает все, что знает по данной теме · Формулирует первые гипотезы · Определяется в своих мотивах и целях
Осмысление: УЧИТЕЛЬ · Предлагает опорный текст по теме · Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии · Управляет групповой динамикой · Поддерживает мотивацию и цели · Учит работать сообща УЧЕНИК · Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии · Участвует в групповом взаимодействии · Подкрепляет и делает коррекцию своих целей · Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации · Учится работать сообща
Рефлексия: УЧИТЕЛЬ · Управляет подведением итогов · Ставит новые вопросы и задачи на будущее · Оценивает деятельность ученика УЧЕНИК · Суммирует в групповой работе весь изученный материал · Задает вопросы на будущее · Делает самооценку своей деятельности Важная задача фазы рефлексии – определение направлений для дальнейшего развития
Изучив теорию технологии «Развитие критического мышления» дистанционно в Методической мастерской Дома Учителя г. Екатеринбурга и выполнив задания, зачеты, разработки уроков, мы применили в опыте работы её стратегии и приемы
Стадия «ВЫЗОВ»
Здравствуй, мой дорогой друг. Я хочу тебе написать о чудесных свойствах воды. Представляешь, вода может одновременно находиться в одном месте в трех разных состояниях: ЖИДКОМ, ТВЕРДОМ, ГАЗООБРАЗНОМ. Лёд на поверхности воды и снег – это твёрдое состояние. Подо льдом и снегом течёт вода – это её жидкое состояние. Над рекой в воздухе– мельчайшие частицы невидимого водяного пара. В воздухе всегда есть вода. Это водяной пар и облака, которые состоят из очень мелких капелек воды и кристалликов льда. На нашей планете большую часть земной поверхности занимает вода. Её почти в три раза больше, чем суши. Это вода океанов, морей и рек, озёр, искусственных водоёмов, болот, родников. В твердом состоянии вода в виде льда и снега круглый год покрывает материк Антарктиду, поверхность и берега Северного Ледовитого океана, вершины гор. В холодных морях плавают огромные ледяные горы – айсберги. Надеюсь, тебе было интересно. До встречи. Твоя подруга Марина.
Прием «фишбоун» по теме «Вода» Прием «фишбоун» по теме «Свойства воздуха» «Мы и окружающий мир»
Прием «Толстые и тонкие вопросы» кружок «Музей в твоем классе»
«Пирамида приоритетов» в преломлении на себя
Прием «Верно – неверно» Кружок «Истоки»
Почему ниву сравнивают со школой ? (проблемный вопрос)
Прием «Синквейн» Кружок «Ключ и Заря»
Прием «Корзина идей»
Прием «Синквейн» Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение. Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме). Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных). Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола). Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов). Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).
Прием»Синквейн» Уравнения. Интересные, увлекательные Делят, умножают, вычитают К умениям нас призывают Равенства!
Преимущества технологии: - Повышается ответственность за качество собственного образования. - Овладевают умением интегрировать информацию. - Формируется умение вырабатывать собственное мнение, строить умозаключения. - Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие речи-актуальная задача в начальной школе. Речь-основа всякой умственной и практической деятельности. Главное условие развития речи-разнообразие методов и приёмов обучения. Стимулирование позитивной мотивации к речевому творчеству-важное условие успешности ученика. Актуальность проблемы
Цель мастер-класса: познакомить участников семинара с авторскими наработками по данной теме организовать практикум по редактированию текста и работе над изложением с элементами сочинения представить коррекционно-развивающие упражнения, разработанные для учащихся при работе над изложением и сочинением. создать условия для профессионализма его участников на основе рефлексии собственного педагогического мастерства,обмен опытом работы.
-проанализировать существующие классификации речевых и неречевых ошибок -выявить типичные речевые ошибки и недочёты в письменных творческих работах младших школьников -организовать необходимую речевую среду по формированию коммуникативно-речевой компетенции -обеспечить речевую практику для учащихся -сформировать конкретные речевые умения Задачи мастер-класса:
Урок первая искорка, зажигающая факел любознательности. В.А.Сухомлинский
Практическая работа №1
Практическая работа №2 Редактор
Лиса Жила - была лиса. И захотелось лисе рыбки. Нашла лиса прорубь. Уселась на лёд и давай добычу поджидать. Долго ждала лиса. Вот хвост у лисы и примёрз. Тявкает лиса, а бежать не может . ( лиса,лисонька,лисичка,рыбачка,ей,у неё,бедолага,она )
Опытно-экспериментальная работа (видеоклип)
Развитие речи. Изложение с элементами сочинения. Кормушка. Практическая работа №3 Изложение с элементами сочинения
Рефлексия Информация сложна и вы вряд ли для себя что то возьмёте Информация интересна и познавательна, многое используете на своих уроках Буду на каждом уроке использовать коррекционно-развивающие упражнения, чтобы правильно развивать речь своих учеников
Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением ,а не только по обязанности .
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Система работы по развитию коммуникативно-речевой компетенции у младших школьников посредством коррекционно-развивающих упражнений ».
Время проведения:
28 октября 2015 года
Целевая аудитория:
учителя начальных классов
МБОУ г. Волжского
Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения.
Цель : познакомить участников семинара со своим опытом работы по данной теме организовать с участниками практикум по редактированию текста и работе над изложением с элементами сочинения -представить коррекционно-развивающие упражнения, разработанные для учащихся при работе над изложением и сочинением.
Задачи:
-проанализировать существующие классификации речевых и неречевых ошибок
-выявить типичные речевые ошибки и недочёты в письменных творческих работах младших школьников
-организовать необходимую речевую среду по формированию коммуникативно-речевой компетенции
-обеспечить речевую практику для учащихся
-сформировать конкретные речевые умения
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Геращенко Валентина Николаевна
«Из всех знаний и умений самым
важным, самым необходимым
для жизненной деятельности является,
конечно, умение ясно, понятно,
красиво говорить на своём языке»
В.И. Чернышев
Региональный семинар»Индивидуализация как приоритет государственной политики в сфере образования и показатель качества деятельности современной образовательной организации»(из опыта работы МБОУ СОШ №37)
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение
средняя общеобразовательная
школа
с углубленным изучением
отдельных предметов №37
города Волжского Волгоградской области
8(8443) 515814
school_37_vlz@pochta.ru
4054133 ул 40 лет Победы 48
г. Волжский
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обобщение опыта учителя биологии Глущенко Т.Ю. «Индивидуализация образования через интерактивное пространство » Обобщение опыта учителей Красюковой Е.В, Чернописской Л.А. « Коллективно-распределенная деятельность в индивидуализации содержания на основе метапредметных связей» Обобщение опыта учителя физики Барсуковой Л.В. « Метод проектов как средство индивидуализации при обучении физики»
Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. Ф.А . Брокгауз, И.А. Ефрон
Всероссийский Эко-урок
Всероссийский Эко-урок
-Биология. «Витамины». -Подготовка к ГИА. Модуль «Реальная математика». -Технология. «Бюджет семьи». «Питательная ценность и экономическая полезность.»
экономическая полезность тыквы Питательная ценность
Содержание урока. Социальный опрос. Биологи. Экономисты. Аналитики.
Повторение пройденного материала .
Социальный опрос и статистика.
ЗАДАЧА №1. В таблице указаны цены (в рублях) и калорийность продуктов (в калориях). Определите стоимость блинов, приготовленных по рецепту: мука-200 гр, молоко-500 мл, яйца-2 шт, сахар-100 гр, тыква-200 гр, растительное масло-36гр (3 ст.л.). Продукты Цена Калорийность ( 100 г) 1. Мука пшеничная (1 кг) 44 руб. 334 ккал 2. Молоко (1 л) 50 руб. 42 ккал 3. Яйцо куриное (1 дес .) 59 руб. 157 ккал 4. Сахар (1 кг) 47 руб. 387 ккал 5. Тыква (1 кг) 55 руб. 22 ккал 6. Растительное масло (1 л) 89 руб. 884 ккал 7. Сметана (1 кг) 50 руб. 160 ккал 8. Лук репчатый (1 кг) 19 руб. 40 ккал 9. Сливочное масло (1 кг) 250 руб. 717 ккал 10 Картофель (1 кг) 37 руб. 80 ккал
ЗАДАЧА №3. Мы проводили эксперимент: проращивали семена тыквы по 20 семян в холодильнике, на подоконнике, на батарее. Результаты всхожести семян показаны на диаграмме. Проанализируйте результаты эксперимента.
Практическая деятельность.
Результаты анкетирования
Физика для домохозяек Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №37» города Волжского Волгоградской области 2012г.
Проект «Стихи о физике» Она несет в себе бесценный труд ученых, До нашей эры начат её путь. И вносит смысл в мир непросветленный, На все нам позволяя по-новому взглянуть.
«Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была всегда жизненной постоянной школой» Алексей Капитонович Гастаев (революционер, поэт и видный деятель в области рационализации труда)
Цель: Создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению модели современной образовательной среды посредством работы с электронным образовательным комплексом.
ПЛАН РАБОТЫ: Познакомитесь с уникальной моделью целостной образовательной среды. («Э-ОК «Живой урок») Расширите свои знания в области электронного образования. Интерактивное практическое занятие, в процессе которого вы сможете самостоятельно апробировать некоторые ресурсы, встроенные в электронный образовательный комплекс. Упрощённый вариант работы с Э-ОК.
ДОКУМЕНТЫ: «Концепция модернизации российского образования» «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации»
Основная идея: Создание условий для системного внедрения и активного использования Электронного образовательного комплекса «Живой урок» (в дальнейшем Э-ОК «Живой урок»), информационных и коммуникативных технологий в работе школы. Он становится актуальным для подготовки субъекта к высоким требованиям информационной среды.
ПРЕИМУЩЕСТВО: Включает СИСТЕМНУЮ РАЗРАБОТКУ КАЖДОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ: все электронные медиа- ресурсы и инструменты, все контрольно-измерительные материалы, все специально разработанные механизмы связи между учителем и учениками, всё это полностью обеспечивает учебный процесс .
Взаимосвязанное единство: -электронные учебники; у чебный портал; в неучебный портал; у стройства персонального доступа; э лектронная учительская; э лектронная интерактивная библиотека; электронное портфолио
к омпоненты ЭОК: -ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК -ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТАЛ
Электронная форма учебника- это компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого. Включающее в себя совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, содержащей материал по соответствующему разделу.
Бесплатные версии электронных форм учебников, разработанные в соответствии с требованиями Министерства образования Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки №1559 от 08 декабря 2014 года) для апробации возможностей электронной формы учебника и для того, чтобы заранее продумать способы адаптации этой формы к сложившимся практикам проведения урока.
Электронный О бразовательный Комплекс «Живой Урок» – это интерактивный учебник (являющийся индивидуальной электронной книгой школьника по всем предметам, интегрированный в специально созданный интернет- портал (учебник+ портал+ система электронной связи между учителем и учащимися). Информационные и методические возможности, которыми обладает ЭОК, по определению намного больше тех возможностей, которые определяются и ограничиваются рамками электронной формы учебника пособия на бумажном носителе.
В озможности: В рамках Э-ОК полностью разработан каждый электронный урок по всем заявленным предметам: концептуально, методически и с подбором ресурсов – что позволяет использовать разные виды цифровой информации в качестве обязательных ресурсов. Отличается интерактивностью в работе учителя и учеников в режиме реального времени. Электронные учебники включают мультимедийные ресурсы (аудио, видео) и интерактивные материалы (интерактивные карты, таблицы, диаграммы; галереи изображений; проверяемые тесты и тренажёры). Расширяет возможности учителя: учитель может полностью следовать ходу уже разработанного электронного урока, используя все вопросы и задания, все ресурсы и инструменты, материалы всех обсуждений и тестов. ЭОК разработан в соответствии с едиными санитарно- эпидемиологическими и гигиеническими требованиями и запатентован.
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получит преимущества в движении вперёд». Евгений Доманский ( научный сотрудник лаборатории методологии образования ИСМО РАО)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Великая цель образования- это не знания, а действия»
-Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки. -Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
Цель тетрадей «Пишу и проверяю себя»: использовать в учебной деятельности такие виды заданий, которые способствуют становлению субъектной позиции школьника.
Виды предметных действий, направленных на становление первоначальных навыков письма, в которых важную роль играют регулятивные действия – списывание и письмо под диктовку.
Правила списывания и письма под диктовку, которые приводятся на обложках тетради, являются схемой ориентировочной основы действий.
Осваиваемые правила помогают развитию навыков правописания и преодолению основных графических ошибок : пропусков, замены и перестановки букв.
Этому способствуют : 1.Звукобуквенный анализ слов 2. Воспитание орфографической зоркости 3. Орфографическое проговаривание 4. Развитие контроля при списывании текста
Виды диктантов : 1.Графический диктант 2.Выборочный диктант 3.Звуковой диктант 4.Диктант по памяти 5.Зрительный диктант 6.Предупредительный диктант 7.Списывание
Графический диктант
Выборочный диктант
Зрительный диктант
Все задания сопровождаются таблицами по оценке их выполнения.
После задания «Оцени и внеси дополнения в подготовку предложения к записи» даётся таблица « Оценка подготовки к записи»
После выполнения задания на списывание или после записи диктанта следует таблица « Оценка записи »
Работа с таблицами позволяет развести ориентировочные и исполнительские компоненты действия правописания и контроль и оценку их исполнения, а также распределить их как особые задачи между разными учениками.
Также есть задания на оценку и внесение дополнений к осуществлённой подготовке предложений к записи или на оценку уже произведённой записи, в которой могут быть найдены ошибки.
Для выполнения действия контроля каждое задание сопровождается таблицей для оценивания.
Правилами списывания предусмотрена орфографическая ориентировка, которая сформулирована так: 1.Прочитай слово или предложение, стараясь понять. Составь модель. 2.Произноси слово по слогам, проводя под ними дуги. 3. Найди ударные слоги, отметь ударение. 4.Отметь трудные места в словах.
Сформированность умений заниматься самостоятельной учебной деятельностью является решающим фактором в работе школьников. Формировать умение самостоятельно вдумываться в смысл задания учебника необходимо уже в период обучения грамоте.
Постепенно складывающееся умение читать необходимо использовать для чтения вопросов и заданий, которые прежде школьники воспринимали от учителя в устной форме. Для этого в тетрадях предлагается последовательность вопросов и заданий, учитывающая порядок изучения букв в «Азбуке», что позволяет детям, не читавшим, самостоятельно читать вопросы
Работа с таблицами
В умение учиться обязательно входят знаково - символические действия : 1.моделирование 2.кодирование 3.декодирование.
Ученики совместно с учителем разрабатывают значки для обозначения возможных ошибок. Это и есть кодирование определённой информации об ошибке.
Перечень ошибок : 1.Количество предложений (слов) в тексте (в предложении)и в модели 2.Нет модели 3.Оформление предложения 4.Слова не разделены на слоги 5. Знак ударения : нет или не на месте 6.Слово – помощник: нет или не на месте.
7.Не отмечены трудности письма 8.Неверное написание буквы 9.Пропуск (замена) буквы 10.Перестановка букв (слов) 11.Выбор модели слова – названия 12.Выбор буквы: строчная или прописная
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения, воспитания и управления мы должны учитывать прежде всего индивидуальность и неповторимость каждого человека.
Цели образования XXI века : -Научиться познавать; -научиться жить вместе; -научиться делать; -научиться жить; ( Из доклада международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор)
а) личностная мотивация на профессиональный рост, б) фундаментальность знаний, в) способность оптимально выполнять стандартные действия, г) умение действовать уникально продуктивно (наличие «ноу-хау») Современное общество предъявляет новые требования к работнику: конкурентоспособность + мобильность
В результате этого в настоящее время вместо прежнего поняти я “образование” возникает новое понятие “ образование личности”, как процесс и результат личной заботы, личной ответственности и личных заслуг и неудач – деятельности самого школьника по становлению, сотворению и развитию собственной личности и индивидуальности
“ По мере роста ребёнка образование должно становиться самообразованием, т. е. образованием самого себя. И тогда хороший педагог – это не искусный формовщик детской личности (формовщик по своим взглядам, нормативам, стандартам и т. п.), а искусный создатель условий, при которых эта личность, как можно раньше становится созидателем самой себя, творцом собственного саморазвития”. (М. М. Поташник).
Организация урока по новым стандартам П.8 Стандартов: «В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться»
« Дифференциация » - это выделение отдельных групп учащихся,обучение которых строится по-разному. В действительности, понятие дифференциации глубже и шире. В условиях дифференциации происходит выделение групп учащихся и построение учебного процесса, соответствующего определенным особенностям учеников
Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям. Дифференциация не направлена на селекцию детей по способностям или другим признакам. Основная ее задача – создание максимально комфортных условий образовательного процесса для развития способностей и склонностей учеников, успешного освоения содержания образования.
Современное общество в центр образовательного процесса ставит личность, в цели образования включается необходимость обеспечения актуализации личностных функций учащихся: самоопределение, самораскрытие, самореализацию личности. Поэтому наряду с психологическими особенностями личности необходимо учитывать имеющийся субъективный опыт индивида , его предпочтения, ценности. Учитывая все выше сказанное, в понимании дифференциации можно выделить три основных аспекта: Учет индивидуальных (типологических и личностных) особенностей учащихся. Группирование учеников на основании индивидуально-типологических особенностей. Организация учебной деятельности в группах на разных уровнях для овладения единым программным материалом.
Индивидуализация-это процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей личности учащихся всеми формами и методами системы обучения в школе.
Уровни индивидуализации Подгруппа детей Группа детей Дети имеющие особенности развития
Новые смыслы дифференциации и индивидуализации
Новые смыслы дифференциации и индивидуализации Индивидуализированные формы обучения Личностно-ориентированное обучение невозможно осуществить без дифференциации и индивидуализации обучения. Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определёнными детьми будут наиболее важны.
Оправдали себя следующие способы дифференциации: Индивидуализированные формы обучения 1. содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается; 2. содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные; 3. задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, образец, ответ и т.д.); 4. используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников; 5. предоставляется самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала .
Последнее десятилетие 2 1 века внесло в историю образования трагические страницы: появился новый термин – «децелерация», означающий массовую задержку детей в физическом и психическом развитии (в противовес «акселерации»). Причины децелирации многочисленны: Массовая алкоголизация и наркотизация населения; Злоупотребления в использовании фармацевтических препаратов; Некачественное питание беременных; Последствия Чернобыльской катастрофы;
Современный ребенок: какой он?
Фельдштейн Дави́д Ио́сифович советский и российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития. ↓ креативность, энергичность мышления, волевые качества, понимание текста ↑ эмоциональный дискомфорт, неразвитость внутреннего плана действий, неразвитость тонкой моторики руки, психические отклонения ↓ учебная деятельность ↓ воля ↓ целеполагание
По наблюдениям учителей: мотивация – низкая, внешняя; отношение к учебной деятельности – как к неизбежному; интеллектуальные возможности и способности - средние; волевая сфера плохо развита; саморегуляция – проблематична.
Индивидуально-психологические особенности ребенка: А – социогенетический подход (человека формирует среда) Б – биогенетический подход (главное – природные задатки): разнополушарность; по темпераменту; по полу; по ведущему каналу восприятия информации
Типы учеников по М.Гриндеру Левополушарные Правополушарные Видит символы (слова, буквы). Видит конкретные объекты. Любит информацию в письменной форме. Любит информацию в виде графиков, карт. Повторяет фактическую информацию. Любит самостоятельный выбор. Любит проверять работу. Не любит проверять работу. Фокусирован вовнутрь. Фокусирован на внешнее. Анализирует от части к целому. Анализирует от целого к части. Предпочитает сначала чтение, потом фильм. Любит смотреть фильм до чтения книги. Сосредоточен. Отвлекается.
Темперамент Сангвиники – люди с ассоциативными связями, быстрой реакцией, избалованы успехом, капризны. Флегматик – усидчивый, ответственный, аккуратный – лучшие ученики в начальной школе. Старшая школа – школа избирательного интереса. Флегматик теряет интерес к обучению, так как не успевает все делать идеально. Холерик - взрывной характер, неустойчивость. Меланхолики –застенчивые дети. Отличаются пониженной самооценкой и завышенным эгоцентризмом.
Для работы с девочками и мальчиками: эмоционально окрашивать речь; оперировать чувствами (понимать другого, как себя); преподавать, не завышая сложность, в медленном темпе; организовать занятие в форме групповой беседы, обсуждения без споров. преподавать быстро и на высоком уровне сложности; использовать парадоксальные ходы (шли к одному, а продолжение парадоксально); строить занятие как наглядно-практическое; быть авторитарным .
У девочек 13-14 лет – пик восприятия, требуется постоянная оценка их успехов. После 15 лет – оптимально повторение. Девочке нужно прослушать информацию не менее 3 раз, желательно в разных формах. Старшая школа - это школа для мальчиков. Каждое новое повторение информации приводит к деградации. Усвоение знаний эффективнее всего происходит в соревновательном режиме, когда включены зрительные анализаторы и есть возможность практической деятельности.
Восприятие и обработка информации Визуалы - с помощью зрения. Аудиалы - через слуховой канал. Кинестетики - обоняние, осязание и др. и с помощью движений. Дигиталы - через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Коммуникаторы - через общение (в т.ч., по почте, sms , в чатах и пр.).
Индивидуализация и дифференциация обучения – работа сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учета результатов ,титанических усилий со стороны учителя. Можно выделить 4 этапа работы над этой проблемой: I этап. Изучение индивидуальных особенностей учащихся. II этап. Выделение различных групп учащихся на основе полученных данных. III этап. Подбор дифференцированных заданий для выделенных групп детей. IV этап. Отслеживание динамики индивидуального развития
I этап работы по реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении учащихся нач инается с проведения различных диагностик.В 1-ом классе совместно с психологом школы пров одится диагностика готовности к школьному обучению, которая помог ает выявить уровень развития внимания, памяти, мышления каждого первоклассника. Диагностика позвол яет определить, в каком состоянии у каждого маленького ученика произношение звуков, речь, тонкая моторика и координация движений рук, выявлены особенности поведенческих реакций. Выделяется несколько групп готовности к школьному обучению: Уровни высокий средний ниже среднего низкий
II этап работы по проблеме. На основании результатов обследования учащиеся распредел яются в три группы: 1 группа обучающихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью психических процессов или необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя. 2 группа обучающихся характеризуется достаточной подготовленностью к школе, владением основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного. 3 группа обучающихся имеют высокую степень подготовки к школе, выраженную познавательную мотивацию, способность к творчеству при выполнении заданий.
III этап работы. Полученные результаты позвол яют планировать работу с учетом индивидуальных особенностей учеников Во 2 - 3 классе мы черпали информацию из презентаций, объяснений учителя, проектных работ учащихся. В 4 классе приходится использовать технологию индивидуализированного обучения, где основной формой работы ученика является системная самостоятельная работа. Причём не самостоятельная работа в традиционном понимании, которая проводится на всех уроках после объяснения учителем нового материала , а именно самостоятельная работа по изучению нового незнакомого материала учениками без объяснения учителя .
Таково понимание современного системно -деятельностного подхода в образовании, который является главной идеей стандартов. Нам ещё очень сложно понять, как наши ученики смогут разобраться в новом материале и как они смогут обойтись без наглядности и презентаций, без эмоционального рассказа учителя?
Разработчики новых стандартов утверждают, что - педагоги, своими прекрасными объяснениями, наглядностью, презентациями убиваем в детях главное - стремление к деятельности. Результат налицо. Резкое падение количества учеников, обучающихся на «4» и «5» по мере их взросления .И это по всей стране. Дидактическая система, основанная на самостоятельной работе учеников существует давно под названием «Технология индивидуализированного обучения»(ТИО)Она основана на простых принципах
Изучение нового учебного материала учениками без объяснения учителя. Ученик получает новый материал и начинает его изучать. Как проверить, усвоили ли ученики новый материал, который изложен в учебнике, презентации, пособии. Для этого необходимо, чтобы ученик одновременно с учебным материалом получал набор заданий. Не просто читать учебник, а искать в нём ответы, как выполнить то или иное задание. Правильность выполнения заданий контролирует учитель. И если задание выполнено верно, выдаёт следующее задание. Если допущена ошибка, то учитель помогает эту ошибку исправить. На каждом этапе урока педагог имеет возможность видеть картину усвоения каждым учеником каждого вопроса изучаемой темы. Ученик постоянно работает в «Зоне ближайшего развития». Объяснять учебный материал возможно, но только не целому классу, а группе учеников ,не по всей теме, а по тому вопросу, в котором он не может разобраться сам. Неизбежно следует, что каждый ученик работает в своём темпе и на своём уровне трудности. И этот уровень трудности каждый ученик выбирает себе сам! А задача учителя - организовать урок так, чтобы каждый ученик работал в наивысшем для него темпе.
Научить всех учеников одному и тому же за одно и то же время урока в принципе невозможно, так как все дети разные. Хочется отметить, что самостоятельная работа учеников занимает в 1и во 2 классе -10-15 минут, а в 3-4 классе до 25-35 минут. Мы должны стремиться к тому, чтобы Задания давать ученикам разноуровневые. По письменным предметам: 1 уровень - стандарты - репродуктивный 2 уровень - уровень учебника-с элементами сравнения и анализа 3 уровень - задания повышенной сложности - творческий
На уроках индивидуализированного обучения роль учителя изменяется. Он не является носителем и толкователем новой информации. Он является создателем и организатором среды, которая побуждает учеников учиться. Задача учителя - сделать так, чтобы работа каждого ученика была успешной, чтобы каждый ученик получал удовольствие от преодолённой им трудности. Каждый ученик на уроке должен знать, сколько заданий он должен выполнить на «5», «4», «3» и рассчитать свои силы. В каждый момент ученик должен знать ,как он выглядит по сравнению с другими учениками. Никто не хочет выглядеть хуже других.
Учитель тоже должен видеть, кому нужна помощь, как обстоят дела. Ученики непрерывно двигаются, подходят к учителю во время проверки задания, подходят к доске, чтобы поставить крестик. Это, несомненно, влияет на их здоровье. А на доске располагается таблица учёта. Это список класса и несколько колонок. Этих колонок может быть по количеству заданий или всего 3.После проверки задания учителем или выполнения компетентностно - ориентированного задания в виде ключа ученик ставит возле своего имени крестик. На устных предметах ученики ставят крестик после выполнения всех заданий определённого уровня. Это могут быть машинки, подъём в гору, можно наряжать ёлку и многое другое доступно в начальной школе. С каждого урока с применением ТИО ученик уходит с оценкой! Причём эта оценка не зависит от учителя. Сколько ученик сделал, столько и получил. Как правило, в начале урока ученики, зная, сколько им предстоит заданий для получения той или иной оценки, ставят себе цель, а в конце урока выясняют, достигли ли они цели. Так формируется адекватная самооценка личности.
IV этап работы по проблеме дифференциация и индивидуализация обучения - отслеживание динамики индивидуального развития. Динамику развития можно отследить проводя тестовые задания, проверочные работы. Таким образом, постоянный мониторинг успешности обучения, развития физиологических и интеллектуальных способностей учащихся позволяет грамотно планировать учебно-воспитательный процесс, своевременно корректировать его и снимать образовательные трудности у каждого отдельно взятого ученика и класса в целом. Мониторинг результативности использования технологии индивидуально-дифференцированного обучения в начальной школе свидетельствует о эффективности технологии, т.к. она позволяет каждому ученику переходить в зону ближайшего развития .
П.П. Блонский считал, что учитель понимающий знает: какое значение имеют для его деятельности индивидуальные различия учеников, непременно подметит их и найдет возможность использовать. Это как раз и будет хороший учитель.
Творческих Вам успехов!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интегрированный урок
Виды обработки края вязаного полотна Рачий шаг пико
Как Вы думаете с какими рисками можно столкнуться при планировании и проведении такого урока?
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приказом Министерства образования и науки РФ 17 декабря 2010 года утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт – системообразующий элемент всего образования. На государственном уровне определена цель: воспитание творческой, свободной личности, исповедующей ценности демократического общества 17.05.12 № 413 среднее полное обр
Системно- деятельностный подход Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности Л.С. Выготский
Метапредметные (компетентностные) результаты – это результаты, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций.
Этапы создания музея 1. Знакомство с понятием «Музей проживания » Проживание Музей Музей проживания – это коллекция экспонатов, созданная руками учеников в сотрудничестве с родителями и учителями в процессе глубокого и всестороннего изучения событий, предметов произведения.
Этапы создания музея 2.Знакомство с понятием «экспонат музея » Экспонат (перевод «выставленный»). Но это не любой выставленный предмет, а лишь тот, который обладает информацией Экспонатами могут быть …
Этапы создания музея 3.Выбор книги для чтения Принципы: соответствие возрасту и интересам обучающихся . 4.Чтение книги Внимание мелким деталям! 5.Определение вариантов экспонатов
Определение вариантов экспонатов
Этапы создания музея 6.Информирование учителей технологии и музыки, изо. 7. Распределение по группам для коллективной работы. 8. Создание экспонатов.
9. Информирование о дате открытия Уважаемая Нина Александровна! Приглашаем вас на открытие Музея книги Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц», которое состоится 24 декабря в 14-00 в кабинете 3-19 Елена Васильевна и 5 б клас с
Открытие музея
Типы образовательных результатов, определяемых ФГОС Личностные Предметные Метапредметные
Метапредметные результаты Умение адекватно оценивать себя, свои способности; видеть связь между затраченными усилиями и достигнутыми результатами
Метапредметные результаты Алгоритмизированное планирование процесса познавательно - трудовой деятельности
Метапредметные результаты Самостоятельная организация и выполнение творческих работ
Метапредметные результаты Проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса
Метапредметные результаты Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности
Метапредметные результаты Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Метапредметные результаты Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива
Метапредметные результаты Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, обоснование путей и средств устранения ошибок в выполняемых технологических процессах
Метапредметные результаты Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Демарш»
Этап № 1 1.Трамплин Внимание, я говорю слово «Портфолио»
Этап № 1 2. Деконструкция. В течение 1 минуты напишите в 1 табличке как можно больше слов-ассоциаций Поделитесь своими ассоциациями с товарищами. Выберите 4 наиболее понравившихся слова и обведите их в кружок. Заполните 2 табличку
Этап № 1 3.Выбор темы сочинения . Из всех записанных слов выберите самое близкое, самое дорогое, выпишите его на середину – это тема вашего сочинения. Главное условие: в свою работу включить как можно больше слов, записанных во всех столбиках, даже если они далеки от выбранной вами темы, но их надо как-то связать, соединить.
Этап № 2 1.Трамплин. Внимание, я говорю слово «Обучающийся»
Этап № 2 2.Деконструкция. В течение 1 минуты напишите как можно больше слов-ассоциаций (всё, что вам приходит в голову, желательно разных частей речи, словосочетания не использовать).
Этап № 2 3. Выбор темы сочинения. Из всех записанных слов выберите самое близкое, самое дорогое, выпишите на середину строки – это тема вашего нового сочинения. Условие. Вы пишите новое сочинение, используя своё предыдущее. А также слова новые и заимствованные из чужих работ.
МБОУ СОШ № 37
Портфолио обучающихся 05.05.17
Портфолио обучающихся 05.05.17
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Портфолио обучающегося начальной школы как средство мотивации личностного развития».
Время проведения:
28 октября 2015 года
Целевая аудитория:
учителя начальных классов
Волгоградской обл.
Цели создания портфолио для учащихся начальной школы:
- фиксация достижений ребёнка
- формирование позитивного самоотношения
- помощь в самопознании
- развитие способностей обучающегося
- повышение самооценки обучающегося
П – план портфолио
О – оценка личностных результатов
Р – Родители- помощники учителя
Т – труд учителя, ученика
Ф – фиксирование результатов
О – объективная оценка
Л – личностные результаты
И – информация в портфолио
О - опыт создания портфолио
Аттестат + портфолио = образовательный рейтинг выпускника школы
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Харина Любовь Петровна
Учителя начальных классов
Первой квалификационной категории:
Галицына Екатерина Васильевна
Шахматова Ирина Владимировна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа
с углубленным изучением
отдельных предметов №37
города Волжского Волгоградской области
8(8443) 515814
school_37_vlz@pochta.ru
4054133 ул 40 лет Победы 48
г. Волжский
Региональный семинар
Индивидуализация как приоритет государственной политики в сфере образования и показатель качества деятельности современной образовательной организации
(из опыта работы
МБОУ СОШ №37)