ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СВЕТЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Главное требование ФГОС II поколения – организация учебного процесса таким образом, чтобы обучающиеся могли не только самостоятельно получать новые знания, но и в дальнейшем применять их в решении новых задач. Таким образом, главная задача учителя – организация условий, инициирующих действия учащихся в необходимом направлении, условий для самореализации ученика на уроке.
На первое место в проектировании урочной деятельности выходит задача развития у учащихся способностей самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Всё это можно обобщить одним умением – умением учиться.
Условия самореализации учащихся на уроках истории и обществознания являются основой успешной социализации в обществе. При этом образование является основным фактором, стабилизирующим и развивающим наше общество, в процессе которого и происходит социализация личности школьника.
Системно - деятельностный подход в образовании включает в себя ряд образовательных технологий, методов и приемов, которые дают возможность учителю творить и искать. Данный подход позволяет работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия, следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
На своих уроках я применяю, в зависимости от целей и задач урока, следующие технологии:
Разноуровневое обучение – возможность построить учебный процесс с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка
Исследовательские методы – позволяют учащимся самостоятельно изучить проблему, расширить кругозор, формирует мировоззрение.
Игровые технологии – развивают познавательную деятельность, формируют знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельной практической деятельности.
Технология проектной деятельности – развивает индивидуальные творческие способности учащихся.
Вот некоторые формы деятельности учащихся на уроке:
Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы.
Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
Составление биографических справок – характеристик исторических личностей.
Работа с исторической картой.
Анализ исторических источников (документов).
Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата.
Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе.
Все эти формы деятельности позволяют учащимся систематизировать учебную информацию, ориентироваться в историко-географическом пространстве, сформировать навыки поисковой, аналитической работы, а мне более успешно подготовить учащихся к ЕГЭ. Кроме того, эта работа способствует формированию умений объективной само - и взаимооценки учебной деятельности.
Моя задача как учителя – создать условия для саморазвития возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.
Таким образом, применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику возможность самореализации, создает условия для полноценного развития личности и способности ориентироваться в потоке социальной информации. Наряду с этим позволяет видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле этого понятия. Результатом обучения с использование форм и методов деятельностного подхода является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Применение деятельностного подхода на уроках истории и обществознания позволяет достичь и прописанных в ФГОС II поколения образовательных результатов: личностных (система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, образовательному процессу в целом и его результатам); метапредметных (освоение способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); предметных (усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 14.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
В СВЕТЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Главное требование ФГОС II поколения – организация учебного процесса таким образом, чтобы обучающиеся могли не только самостоятельно получать новые знания, но и в дальнейшем применять их в решении новых задач. Таким образом, главная задача учителя – организация условий, инициирующих действия учащихся в необходимом направлении, условий для самореализации ученика на уроке.
На первое место в проектировании урочной деятельности выходит задача развития у учащихся способностей самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Всё это можно обобщить одним умением – умением учиться.
Условия самореализации учащихся на уроках истории и обществознания являются основой успешной социализации в обществе. При этом образование является основным фактором, стабилизирующим и развивающим наше общество, в процессе которого и происходит социализация личности школьника.
Системно - деятельностный подход в образовании включает в себя ряд образовательных технологий, методов и приемов, которые дают возможность учителю творить и искать. Данный подход позволяет работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия, следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
На своих уроках я применяю, в зависимости от целей и задач урока, следующие технологии:
Разноуровневое обучение – возможность построить учебный процесс с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка
Исследовательские методы – позволяют учащимся самостоятельно изучить проблему, расширить кругозор, формирует мировоззрение.
Игровые технологии – развивают познавательную деятельность, формируют знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельной практической деятельности.
Технология проектной деятельности – развивает индивидуальные творческие способности учащихся.
Вот некоторые формы деятельности учащихся на уроке:
Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы.
Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
Составление биографических справок – характеристик исторических личностей.
Работа с исторической картой.
Анализ исторических источников (документов).
Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата.
Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе.
Все эти формы деятельности позволяют учащимся систематизировать учебную информацию, ориентироваться в историко-географическом пространстве, сформировать навыки поисковой, аналитической работы, а мне более успешно подготовить учащихся к ЕГЭ. Кроме того, эта работа способствует формированию умений объективной само - и взаимооценки учебной деятельности.
Моя задача как учителя – создать условия для саморазвития возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.
Таким образом, применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику возможность самореализации, создает условия для полноценного развития личности и способности ориентироваться в потоке социальной информации. Наряду с этим позволяет видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле этого понятия. Результатом обучения с использование форм и методов деятельностного подхода является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Применение деятельностного подхода на уроках истории и обществознания позволяет достичь и прописанных в ФГОС II поколения образовательных результатов: личностных (система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, образовательному процессу в целом и его результатам); метапредметных (освоение способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); предметных (усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета).