Место куда хочется возвращаться ( к 190- летию школы)
Морозное мартовское утро. Сегодня очень важный день в жизни нашей школы, мы готовились к этому дню вместе, сообща, нам было интересно, иногда даже сложно, но вот этот праздничный день наступил! Юбилей школы и вечер встречи выпускников! Школе-190 лет! По дороге на работу я размышляла, много ли придёт выпускников, каковы их ожидания от этого дня, ведь мы живём в век высоких технологий и пообщаться можно запросто при помощи мобильного телефона или странички в социальной сети, а личная встреча в наше время часто откладывается на потом, в долгий ящик!
Мои сомнения развеялись, как только пробил час начала праздника, люди разных поколений заполняли холл школы, обнимались и целовались при встрече, их глаза блестели от счастья и слёз радости! Солидные мужчины и прекрасные барышни искали глазами друг друга и своих учителей, бросались в объятия и радостно вскрикивали! Ощущение детского искреннего восторга наполнило и моё сердце! Мой педагогический опыт ещё очень скромен, но увиденное подтолкнуло меня к мысли, о том, что мне очень хотелось бы лет через 10 встречать и своих выпускников, тех к кому я каждое утро вхожу в класс и для кого начинаю урок сегодня!
Многие из этих людей пришли к своим любимым учителям с цветами, поблагодарить за терпение, за заботу, за любовь и чуткость! Что же повлияло на их отношение к учению и к школе? Думаю всё дело в тех людях, которые вели их по тернистому и сложному пути взросления!
Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Какими же характеристиками должен обладать человек - выполняющий такую серьёзную и ответственную работу? Я думаю, что это любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце, подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими, потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему, а ещё высокая гражданская ответственность и социальная активность.
К. Д. Ушинский писал: "Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждения воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы".
Слова классика находят подтверждение и в наши дни.
В самом начале своей педагогической деятельности, будучи студенткой, я получила серьёзную поддержку от более опытных коллег, которые убедили меня в том, что быть просто передатчиком знаний, это путь в никуда! В моём педагогическом окружении, мне повезло, люди невероятно творческие и человечные. Быть равнодушным невозможно, дети очень хорошо чувствуют фальшивые ноты, и это влияет на их отношение к учению в целом!
Поколение за поколением дети поступают в нашу школу, учатся, заканчивают ее, а школа живет непреходящими духовными ценностями, которые по капле накапливаются и умножаются. Наследником и хранителем этих ценностей является педагогический коллектив, который живет вечно - столько, сколько живет школа. И именно от того, насколько мудро, бережно, заботливо укрепляется из года в год этот главный корень школы, зависит ее сила как очага воспитания, ее влияние на сознание и чувства воспитанников.
Педагогическое сообщество создает облик школы. Школа становится большой воспитательной силой, если педагогический коллектив сохраняет непреходящие духовные ценности - в убеждениях, взглядах, традициях, привычках учителей, в личной неповторимости каждого педагога, в живых отношениях между учителями и учениками, в отношениях между детьми.
В школьном коллективе мы различаем коллектив воспитанников и коллектив воспитателей; и чем значительнее духовные ценности, которые в течение многих лет накапливаются и заботливо сберегаются в педагогическом коллективе, тем отчетливее выступает ученический коллектив не только как объект воспитания, но и как активная, действенная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель. Ученический коллектив становится большой воспитательной силой благодаря тому, что на него влияют духовные ценности и достижения, осмысленные, умудренные живым творчеством, одухотворенные знаниями и идейными убеждениями учителей.
Для того чтобы влияние личности воспитателя стало реальной силой, мало таланта, энергии, творческой работы педагога. Эта сила вдохновляется ценностями, созданными педагогическим сообществом - его взглядами, убеждениями, традициями, идеями, которые живут в школе не одно десятилетие.
Такое очень важное и необходимое дело, как внедрение передового опыта обучения и воспитания, возможно лишь при условии, если опыт отдельных педагогов становится достоянием коллектива. В школе, где педагогический коллектив является мудрым хранителем духовных ценностей воспитания, молодой учитель быстро и безболезненно становится опытным мастером воспитания и обучения, избегает многих ошибок.
Отсутствие настоящего педагогического коллектива приводит к тому, что учителю очень тяжело работать: каждый, по сути, идёт на ощупь, а живые ростки положительного опыта остаются неизвестными даже педагогу, который работает в соседнем классе. А если нет педагогического коллектива, нет и коллектива ученического.
Я практически не испытываю трудностей вхождения в профессиональную деятельность и мне комфортно в профессии, во многом благодаря поддержке коллег! Я всегда могу рассчитывать на доброе слово и мудрый совет! Очень хочется работать на благо нынешних и будущих поколений людей! И моё желание находит отклик, в сердцах моих учеников. Отгремел праздничный концерт, свёрстан юбилейный номер школьной газеты, а впереди много интересных школьных будней и праздников, которые войдут в летопись школы, и надеюсь, для меня там найдётся страничка! Будем стараться!
Верить в силу воспитания - значит верить в собственную работу, в то, что я могу стать властителем дум и чувств своих воспитанников, что из самого трудного ученика могу сделать настоящего человека. Для педагога вера в силу воспитания - то же самое, что для врача вера в могучую силу жизни, его духовная готовность до последней минуты бороться за биение человеческого сердца. Там, где есть вера в могучую силу воспитания, где никогда не услышишь безнадежного "из него ничего не выйдет", духовная жизнь ученического коллектива имеет неповторимую оптимистическую окраску. И тогда школа не рутина, а праздник и место, куда хочется возвращаться!