Методика – это наука или искусство?

Методика -это искусство или наука?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Можно ли объяснить что такое музыка?

Трагедия Сольери состояла в том, что он всю жизнь пытался понять это, но так и не стал Моцартом.

Можно ли объяснить, в чём магия света, который излучают картины Рембрандта и Ван Гога? Сотни искусствоведов написали тома исследований, но ещё никому не удалось воспользоваться ими как инструкциями по созданию художественных полотен.Итак, методика – это наука или искусство? Рассуждая над этим вопросом, неизменно прихожу к выводу, что однозначно ответить на него просто невозможно. Анализируя свою работу, обмениваясь опытом со своими старшими коллегами, изучая педагогическую литературу, я попыталась определить ту грань, где кончается наука и начинается искусство.Вот тогда на помощь и приходит справочная литература, и понятия, казавшиеся «сухими» и «далёкими от жизни», обретают смысл и всё становится на свои места. Методика (от гр.methodike) – 1) совокупность методов, приёмов целесообразного проведения какой-либо работы;

2) отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определённому предмету. (Словарь иностранных слов)

Методика – это педагогическая наука, которая исследует закономерности обучения определённому учебному предмету. (Педагогический словарь)

Искусство – как трактует его толковый словарь Ожегова - это умение, сноровка, развитие опытом, учением, мастерство, знание своего дела.

Исходя из этого, мне хотелось бы показать, каким образом для меня методика, как наука, становится искусством, умением, мастерством, творческим отражением дела.

(схема дерева) Данную идею я  представляю в виде дерева.

Научную составляющую методики следует рассматривать, как банк данных, как накопительную систему отечественного опыта, способную расширить представление учителя о безграничных возможностях обучения детей. Сегодня любой учитель может воспользоваться этой информацией как источником расширения своих педагогических возможностей. Так что изначально отношение к методике должно быть не директивным, а собирательным и диалектичным. При необходимости из этого банка данных, всегда можно как из музыкальной шкатулки вынуть нужный метод, приём, совет или подход, способные обогатить собственную педагогическую систему. В этом состоит обучающая функция методического банка.

 

Когда мы задаёмся вопросом «методика – это наука или искусство», считаю, что речь здесь ведётся не о той науке, которая «выдаёт» никому не нужные, но очень красивые рекомендации по методам, методикам и технологиям. Всё это становится необходимым только тогда, когда учитель знает, зачем он применяет метод, методику или технологию.

Но наука, располагающая огромным набором исследовательских методов, обучая учителя использовать их, не может требовать от него чёткого соблюдения исследовательских процедур. Учитель – не учёный, поглощённый вечным поиском.

Поэтому и функции науки у нас другие: направлять мышление на поиск смыслов разных методик, помогать классифицировать разные подходы, методы, технологии, определиться с целью. То есть наука помогает научиться мыслить педагогически целостно. А это значит, что научная функция в работе учителя состоит не в том, чтобы искать и подставлять тот или иной метод в ту или иную ситуацию, или уметь выполнять тот или иной методический ритуал. Она состоит в том, что только наука даёт возможность подходить к методике, как единству цели, принципов, содержания и методов, органично вырастающих из требований предмета.

Тогда и методика – как искусство, как педагогическое мастерство, обретает свою смысловую основу и становится внешним выражением, целостно завершённым средством самореализации внутреннего мира педагога, где наука и помогает проникнуть за внешнюю сторону, казалось бы, хорошо понятных подходов, увидеть то, что сразу в глаза не бросается, примерить на себя использованное другими, соотнести со своими возможностями, привнести в этот опыт своё личное понимание и новое видение. Наука становится союзником учителя, помогает нарастить ту самую педагогическую культуру, которая не передаётся, а порождается научно организованным сознанием.

Знание методики проведения урока и образовательных технологий способствуют раскрепощению учителя, его педагогических взглядов, что, в свою очередь, обеспечивают основы его творчества. И это надо понимать правильно: «пустая лампа не горит». Как и не может существовать (расти) дерево без своих корней. Чем больше я, как учитель знаю, тем свободнее и раскрепощеннее  я действую. А это в свою очередь способствует развитию моей креативности. Ведь только свободная личность способна творить. Вот именно здесь методика и начинает проявлять себя как искусство, как настоящее творчество.

А происходит это плавное перевоплощение, когда педагог ставит перед собой вопросы о качестве и характере своей работы.

Таким образом, я как учитель, выхожу на более новый, качественный уровень. При использовании инноваций не надо переучиваться, не надо перерывать массу литературы, нужно всего лишь обратиться к методике (как науке) и к образовательным технологиям. Ведь термин «технология» происходит от греч. слов techne – искусство, мастерство, умение и logos – учение, наука. Это та ступень, которая приближает теорию к практике, продвигает методику из области научной в область творческую. Именно здесь учитель проявляет себя как искусный мастер, который должен быть актёром, поскольку перед ним каждый день сидит целый зал, наполненный самой взыскательной публикой.

Присутствие инноваций в работе учителя обязательно. Через них учитель сомореализуется, проявляет своё творчество, развивается.

А ведь иначе и быть не может. Человек должен созидать. Он не может жить без созидания. Созидание есть песнь его, его молитва, его труд.