Наша память.

Асабова Ирина Геннадьевна

Наша Память

Цель: Знакомство детей с понятием «Память» ее видами.

Задачи: Привлечь внимание детей к процессам памяти; познакомить с некоторыми особенностями её функционирования; побудить к саморазвитию, самовоспитанию.

Форма проведения: лекция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_dlya_detey_pamyat.doc68.5 КБ
Файл pamyat._asabova.pptx789.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Память

Цель: Знакомство детей с понятием «Память» ее видами.

Задачи: Привлечь внимание детей к процессам памяти; познакомить с некоторыми особенностями её функционирования; побудить к саморазвитию, самовоспитанию.

Форма проведения: лекция.        

Оборудование: презентация, бумага, ручка, памятки

Продолжительность: 45 мин.

Ход урока:

  1. Вступительное слово психолога.

Здравствуйте, ребята! У вас сегодня хорошее настроение? Давайте, улыбнемся  друг другу, и с таким хорошим настроением начнем наш урок, урок математики.

Недоумение детей, возможны варианты: «Вы все перепутали, у нас же сегодня  у нас урок психологии?».

- Ой, ребята, верно, но я  вовсе не перепутала, я просто забыла. Скажите, а часто ли вы что-то забываете? И кто в этом виноват?

 Ответы.

- А как вы считаете, что же такое память?

Ответы  (Подвести в беседе к тому, что память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации)

Правильно! Память – эта наша способность запоминать то, что видим, говорим, делаем, способность сохранять всё это и в нужный момент вспомнить, то есть узнать или воспроизводить то, что знаешь.

Итак, каждый день мы узнаём что-то новое. Всё, что узнаёт человек, хранится в памяти. «Память есть кладовая ума» - говорил Суворов.

 Память есть у всех живых существ. Зерно не могло бы прорасти и стать колосом, если бы не имело памяти. Яйцо не могло бы стать птенцом, а птенец — птицей, если бы не имели памяти. Это память генетическая, наследственная. Она дается живому организму еще до его рождения, и каждое поколение с помощью этой памяти получает знания, необходимые для выживания и продолжения рода. Например, только что родившийся цыпленок последует за своей матерью, куда бы она его ни повела не перепутает свою маму с чужой. Однако если первым, кого увидит новорожденный цыпленок, будет человек, кошка, цыпленок двинется за ним, считая его своей матерью. Главное, чтобы тот предмет или то существо, которое увидит цыпленок первым в своей жизни, двигалось. Это  запечатление и мгновенное научение, и передается оно каждому новорожденному цыпленку именно через генетическую память.

Есть у многих живых существ и другая память — механическая. С помощью этой памяти животных учат выполнять команды. Хозяин учит собаку сидеть или стоять, много раз повторяя команды и награждая питомца каждый раз, когда команда выполняется. Собака запоминает: услышав определенные слова, она должна сделать что-то определенное тогда она получит награду.

У людей тоже есть генетическая и механическая память.

Впечатления, которые человек получает от окружающего его мира, не исчезают бесследно. Каждый образ мира оставляет определенный след, сохраняется, закрепляется, а при необходимости и возможности — воспроизводится. Мы можем сказать, что память — это отражение прошлого опыта. При этом память выбирает из нашего опыта только то, что необходимо для развития человека. Сама же память изменяется с возрастом и поддается тренировке.

Так же память бывает образная: двигательная, зрительная, слуховая и словесно-логическая.

Представьте себе: идёт урок и учитель объясняет новую тему. Мы слышим голос учителя – работает слуховая память, записываем слова в тетрадь – работает двигательная, зрительная и словесная память.

Когда работают все виды памяти, мы запомним 16 слов из 20, когда мы только слушаем – запомним лишь 5 слов. Теперь вам понятно, почему учитель требует слушать и записывать его объяснения. Так запоминается в 3 раза больше информации.

У разных людей доминируют различные виды памяти. Обычно у художников хорошо развита зрительная форма памяти. Например Иван Константинович Айвазовский был влюблен в море. Долго служил на военном корабле. Он писал свои картины по памяти, а не с натуры.

Художнику удивительно точно удалось передать краски моря в разную погоду, а также величие и мощь морской стихии.

У музыкантов - слуховая форма памяти, у спортсменов, как правило, доминирует двигательная память, у философов, политиков, дипломатов - словесно-логическая.

Я хочу познакомить вас с игрой, которая называется “Художники”. Эта игра поможет вам развивать свою память (Вызываю 2 человека). Один играет роль художника, другой - натурщика, т.е. с кого будут писать портрет. Художник внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, затем отворачивается и дает словесный портрет. Дети должны определить, насколько верно составлен портрет.

  • Какого цвета на нем (или на ней) одежда?
  • Опиши одежду.
  • Надушен ли он (она).
  • Какая обувь?
  • Украшения.
  • Волосы, прическа.
  • Какого цвета глаза?
  • Что ещё?

К основным механизмам памяти относятся запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание может быть осмысленным и механическим. Когда понимаешь правило, его легко учить – это осмысленное запоминание. А когда не понимаешь, приходится запоминать механически. Все знают, как это долго и тяжело.

Таблицу умножения мы запоминаем надолго – это долговременная память, а вот вчерашний сериал уже сегодня можно забыть – это кратковременная память.

Когда мы что-то запоминаем, мы это связываем с тем, что уже есть в нашей памяти. Поэтому чем больше человек знает, тем больше связей он может установить, тем легче ему запомнить что-то новое. Становится понятно, почему учителя советуют нам больше читать. 

Сохранение – это процесс удержания информации в памяти, ее переработки и преобразования.

Воспроизведение – это актуализация в сознании ранее сформированного психологического содержания.

Формы воспроизведения:

- узнавание – проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

- воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

-припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации.

Забывание – естественный процесс. Подобно сохранению и запоминанию, оно имеет избирательный характер. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям.

Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести.

Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее. В течение первых пяти дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней. Исследования процесса забывания выявили также одну интересную особенность: наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня.

Человек может хранить в кладовых памяти огромное количество информации. По расчётам учёных каждый из нас способен запомнить миллионы книг. Но мы – из-за лени или по незнанию – используем лишь маленькую частичку своего мозга.

Некоторые исторические личности обладали удивительной памятью. Например, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а их было свыше 30 тысяч у каждого. Такими же способностями обладал и Наполеон.

Все эти люди упорно работали над своей памятью, развивали её и достигали невероятных успехов. Помогли им в этом приёмы запоминания, которые были известны с глубокой древности. Значит, память, как и мышцы, нужно тренировать, иначе «мозг заржавеет», как говорят психологи.

В жизни очень часто нам приходиться запоминать. Мы учим правила, стихотворения, пересказываем тексты. А вы, не задумывались ли над тем, почему одни люди запоминают быстро и легко, а другие запоминают долго и быстро забывают?

Я думаю, что они не знают секретов запоминания.

  1. Практические рекомендации.

Итак, мы хотим улучшить свою память. Что же нам может помочь?

Для улучшения памяти есть несколько рецептов.

Рецепт первый: поставить цель – запомнить надолго.

Для школьных занятий нужна долговременная память. Эти знания пригодятся нам на всю жизнь.

Рецепт второй. Чтобы улучшить память, нужно внимание, внимание и ещё раз внимание! Но не каждый умеет на уроке сконцентрироваться. Проверим, внимательны ли вы? Послушайте небольшой рассказ.

Восьмого апреля около Казани произошла дорожная авария. Товарный состав, подходя вечером к станции, сошёл с рельсов. Поезд состоял из 27 вагонов; в 12 была солярка, а в 15 – вино. Две цистерны солярки по 40 тонн и 4 цистерны вина были повреждены, и смесь из вина и дизельного топлива вылились на автостраду, из-за чего упал набок 10-тонный грузовик, перевозивший подсолнечное масло, и всё масло вылилось на дорогу. К счастью, никто серьёзно не пострадал, и только водитель грузовика получил лёгкие ушибы.

А теперь ответьте на вопросы:

1. В какое время года произошло событие? (Весной – 8 апреля).

2. каких вагонов было больше – с вином или с соляркой? (С вином)

3. Сколько цистерн с вином было повреждено? (4 цистерны)

4. Чего больше разлилось – вина, солярки или масла? (Вина)

5. Сколько всего вагонов было? (27)

6. В какое время суток произошло крушение? (вечером)

Молодцы! Вы очень внимательны.

Рецепт третий – самое сильное средство – ассоциации.

Ассоциации – это связи: между предметами, словами, понятиями.

Давайте попробуем запомнить 20 слов с помощью ассоциаций. Я зачитаю слова. В паре с каждым словом будет другое слово, которое вам нужно запомнить. Но первое слово будет как бы подсказкой, ассоциацией для второго.

Внимание, смотрим и слушаем. Наша задача – запомнить второе слово из каждой пары.

Мыло-мочалка,                                       стул-стол,

мяч-футбол,                                             лодка-весло,

банан-гроздь,                                          ковёр-самолёт,

книга-учебник,                                       лес-чаща,

река-разлив,                                            пробка-бутылка,

рыба-килька,                                          парта-класс,

дом-мама,                                                ваза-букет,

кот-собака,                                              орден-герой,

море-шторм,                                            школа-дневник,

трава-газон,                                            зебра-полоска.

А теперь проверим, как вы запомнили пару каждого слова. Я читаю слово, а вы называете его пару. Максимальное количество слов, которое вы можете запомнить – 20.

Учитель вновь читает слова, которые написаны на доске, ученики хором выкрикивают их пары.

Ну вот, сразу видно, что метод ассоциаций очень эффективен.

Четвёртый рецепт – учить осмысленно, не зубрить механически.

Отдельные слова и даты учить нетрудно, а как запомнить большой текст?

Нужно разбить текст на части. В каждой части найти ключевые слова, составить план и пересказать по плану. Это пятый рецепт.

И последний рецепт – повторение! Но здесь тоже нужно знать меру. Как это ни странно, психологи заметили, что лучше повторить материал 2 раза с перерывом в 5-10 минут, чем повторять 6 раз подряд!

  1.  Рефлексия

У нас с вами получился насыщенный разговор, проделана огромная работа, в конце которой мне бы хотелось обобщить все то, что мы узнали на этом занятии:

ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ОБРАЩЕНИЯ С ПАМЯТЬЮ

  • Заучивай с желанием знать и запомнить.
  • Ставь цель запомнить надолго.
  • Кто хорошо осмысливает, тот хорошо запоминает. Начинай повторять до того, как материал начинает забываться.
  • Заучивай и повторяй небольшими частями — лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
  • Память любит разнообразие. После математики учи историю, после физики — литературу.
  • Заучивая материал, делай записи, рисуй схемы, диаграммы, графики, сравнивай с тем, что узнал раньше.
  • Помни, что обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина выпадает, поэтому старайся повторять материал частями и вразбивку.
  • Короткие стихи заучивай целиком, длинные — разбивай на порции.
  • Не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести материал, закрыв книгу.
  • Пересказывай своими словами, а не перечитывай книгу.
  • Если задание получено во вторник, а следующий урок будет в пятницу, не жди четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.
  • Лучше всего запоминается та информация, которую можно сразу же применить на практике.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Память

Слайд 2

Память – эта наша способность запоминать то, что видим, говорим, делаем, способность сохранять всё это и в нужный момент вспомнить, то есть узнать или воспроизводить то, что знаешь.

Слайд 5

Запоминание Осмысленное Механическое

Слайд 6

Память можно разделить на: Кратковременную Долговременную

Слайд 7

Формы воспроизведения: у знавание воспоминание припоминание

Слайд 8

Забывание: полное или частичное длительное или временное

Слайд 9

Рецепт 1: Поставить цель – запомнить надолго.

Слайд 10

Рецепт 2: Чтобы улучшить память, нужно внимание.

Слайд 11

Рецепт 3: Самое сильное средство запоминания – ассоциации.

Слайд 12

Рецепт 4: Учить осмысленно, не зубрить механически.

Слайд 13

Рецепт 5: Найти ключевые слова, составить план и пересказать по плану.

Слайд 14

Рецепт 6: Повторение

Слайд 15

Правила запоминания Запоминай надолго Будь внимателен Учи осмысленно Рисуй, ищи связи Составляй план Повторяй с перерывами